Особенности коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам связной речи у детей с
ОНР;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особен-
ности связной речи у детей с ОНР;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные прие
мы для развития связной речи;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успеш-
ность применения тех или иных приемов.

Содержание

Введение ……………………..…………………………………..

Глава I Преодоление общего недоразвития речи у дошколь-
ников:

1.1. Характеристика ОНР………………………………….
1.2. Закономерности развития детской речи……………..
1.3. Процесс формирования и усвоения родного языка
при нарушениях речи…………………………………

Глава II Экспериментальная работа:

2.1. Исследование состояния связной речи детей старшего
дошкольного возраста с общим речевым недоразви -
тием……………………………………………………..
2.2. Формирование связной речи у детей…………………
2.3. Результаты экспериментальной работы……………...

Заключение……………………………………………………….

Библиография……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая развитие речи при ОНР.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

                 ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ

 

                      РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ                                                      

                

                                        У ДЕТЕЙ С  ОНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Иванова Т.Н.

 

 

 

 

 

                                        

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………..…………………………………..

 

Глава I  Преодоление общего недоразвития речи у дошколь-

                ников:

 

         1.1. Характеристика ОНР………………………………….

          1.2. Закономерности развития детской речи……………..

          1.3. Процесс формирования и усвоения родного языка

                при нарушениях речи…………………………………

         

Глава II  Экспериментальная работа:

 

          2.1. Исследование состояния связной речи детей старшего

                  дошкольного возраста с общим речевым недоразви  -

                  тием……………………………………………………..

          2.2. Формирование связной речи у детей…………………

          2.3. Результаты экспериментальной работы……………...

 

Заключение……………………………………………………….

 

Библиография……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

Введение

 

   Проблемой нашего  исследования является уровень связной речи детей с

общим недоразвитием  речи. Этой проблемой занимались Филичева Т.Б., Чир-

кина Г.В., Ястребова  В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М. и

многие другие.

   Эта проблема  вполне раскрыта. Мы проанализировали  литературу по данной теме и выявили наиболее освещенные вопросы по развитию связной речи.

   С.А. Миронова  в книге «Развитие речи дошкольников  на логопедических занятиях» в разделе «Обучение детей составлению рассказов» раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. В книге « Нарушение речи у дошкольников» (составитель Р.А. Белова-Давид). Е.Г. Корицкая и Т.А.

Шимкович в главе  «Формирование развернутой описательно-повествователь-

ной речи у детей с  третьим уровнем общего речевого развития» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-по-

вествовательной речи у  детей, указывают два направления  работы:

   1. Формирование  речи ребенка с опорой на  ранее данный готовый сюжет  (ра-

бота над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным картинкам и сериям последовательных картин).

   2. Формирование  речи ребенка без опоры на  готовый сюжет.

   В книге «  Коррекция недостатков речи у  учащихся общеобразовательной школы  » А.В.Ястребова излагает методы  коррекционно-развивающего обуче-

ния связной речи детей  с ОНР, рекомендует приемы формирующие  полноцен-

ную речевую деятельность.

   В.В.Воробьева  указывает причины несформированности  связной речи в гла-

ве «Особенности связной  речи школьников с моторной алалией » в книге «На-

рушения речи и голоса у детей » под редакцией  С.С.Ляпидевского и С.Н. Ша-  

ховской.

   Большое внимание  уделили вопросу развития связной  речи Н.С.Жукова, Е.М.

Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недораз

вития речи у дошкольников».

   Эта тема достаточно  актуальна, так как в логопедии  делается акцент на разви-

тие связной речи у детей с  ОНР, т.е. их подготовленность к обучению в школе.

   Очевидна необходимость  совершенствования традиционных приемов и мето-

дов, а также поиска более новых, более эффективных  научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим  недоразвитием речи. Но эта тема

не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительно-

го изучения и поэтому  мы остановились именно на ней. Решение данной проб-

лемы составляет цель нашего исследования.

  

 

В соответствии с целью  нашего исследования мы поставили следующие  задачи:

   1. Изучение специальной  литературы по проблемам связной  речи у детей с

ОНР;

   2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особен-

ности связной речи у  детей с ОНР;

   3. В ходе экспериментального  изучения разработать модифицированные  прие

мы для развития связной  речи;

   4. В ходе экспериментального  обучения проверить целесообразность и успеш-

ность применения тех  или иных приемов.

   Работа проводилась  на базе детского сада №43 г.Владимира  с сентября 1998г.

по июнь 1999 года и полученные данные могут быть использованы для  работы

логопедов и воспитателей групп для детей с общим недоразвитием речи.

   В соответствии  с поставленными задачами в  работе выделяются следующие  главы. 

   В первой главе  дается литературный обзор данных  по ОНР.

   Во второй главе  проводится исследование состояния  связной речи детей стар-

шего возраста с общим недоразвитием речи, намечаются цели и план экспери-

ментальной работы. Далее  раскрывается ход самой экспериментальной  работы

по обучению детей  с ОНР связной речи. В конце  второй главы подводится итог

экспериментальной работы и делаются соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

       Преодоление  общего недоразвития речи у

                          у дошкольников                    

 

                             1.1. Характеристика ОНР

 

 

   Специальные исследования  детей с ОНР показали клиническое  разнообразие проявлений общего  недоразвития речи. Схематично их  можно разделить на три

основные группы.

   У детей первой  группы имеют место признаки  лишь общего недоразвития ре-

чи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения

центральной нервной  системы. В их анамнезе нет четких указаний на выражен-

ные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обс-

ледуемых при подробной  беседе с матерью, выявляются факты  не резко выра -

женного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях  часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и го-

ды жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

   В психическом  облике этих детей отмечаются  отдельные черты общей эмоци-

онально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

   Отсутствие парезов  и параличей, выраженных кодкорковых  и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дис -

функции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного то -

нуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев  рук,

несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это  преи-

мущественно дизонтогенетический  вариант ОНР.

   Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дош-

кольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической

коррекционной работе, а  в дальнейшем – в особых условиях обучения. Практи-

ка показывает, что  направление детей с не резко выраженными речевыми нару-

шениями в массовую школу  может привести к возникновению  вторичных нев-

ротических и неврозоподобных  расстройств.

   У детей второй  группы общее недоразвитие речи  сочетается с рядом невроло-

гических и психопатологических  синдромов. Это осложненный вариант ОНР

церебрально-органического  генеза, при котором имеет место  дизонтогенети -

чески энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

   При тщательном  неврологическом обследовании детей  второй группы, выяв-

ляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:

- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутриче-  

репного давления);

- церебрастенический  синдром (повышенная нервнопсихическая  истощаемость)

- синдромы двигательных  расстройств (изменение мышечного  тонуса).

   Клиническое и  психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности,

Обусловленных как самим  речевым дефектом, так и низкой работоспособ -

ностью.

   У детей третьей  группы имеет место наиболее  стойкое и специфическое рече-

вое недоразвитие, которое  клинически обозначается как моторная алалия. У 

этих детей имеется  поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон голов-

ного мозга и в  первую очередь зоны Брока. При моторной аламии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной аламии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологи-

ческой, всех видов речевой  деятельности и всех форм устной и  письменной речи.

   Подробное изучение  детей с ОНР выявило крайнюю  неоднородность описы-

ваемой группы по степени  проявления речевого дефекта, что позволило  Р.Е.

Левиной определить три  уровня речевого развития этих детей.

   Первый уровень  речевого развития, характеризуемый в литературе как «от -

сутствие общеупотребительной  речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые  дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в  самостоятель-

ном общении использует целый ряд вербальных средств. Это  могут быть отдель

ные звуки и некоторые  их сочетания – звукокомплексы и  звукоподражания, обрывки лепетных слов («сина» – машина). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» – кофта, свитер). Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использова -

ния имеющихся у них  средств языка: указанные звукоподражания  и слова мо -

гут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и дейст -

вия, совершаемые с  ними («бика», произносится с разной интонацией, обозна-

чает «машина», «едет», «бибикает»).

   Эти факты указывают  на крайнюю бедность словарного  запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации.

   Наряду с этим  у детей отмечается явно выраженная  недостаточность в форми-

ровании импрессивной стороны  речи. Затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказан-

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР