Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 21:22, контрольная работа
В настоящее время все чаще встречаются дети с отсутствием или недоразвитием речи, т.е. алалией. Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.
1. Введение……………………………………………………………3
2. Моторная (экспрессивная) алалия. Речевая симптоматика. Неречевая симптоматика………………………………………………………..4
3. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии………………………………5
4. Сенсорная алалия.Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией……………………………………8
5. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при сенсорной алалии…………………………….9
6. Заключение……………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижегородский государственный педагогический университет
Психолого-педагогического факультета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Введение в логопедическую специальность»
На тему: «Особенности логопедической работы при нарушении речи. Алалия»
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Моторная (экспрессивная)
алалия. Речевая симптоматика. Неречевая
симптоматика………………………………………………
3. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии………………………………5
4. Сенсорная алалия. Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией……………………………………8
5. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при сенсорной алалии…………………………….9
6. Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………….
Введение
В настоящее
время все чаще встречаются
дети с отсутствием или
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гуцман (1894), М.Б. Богданов-Березовский (1909), а в более позднее время М.Е. Хватцев, Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, Р.Е. Левина, Л.В. Мелехова, Г.В. Мациевская, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева и другие исследователи.
Алалия –
отсутствие или недоразвитие
речи вследствие органического
поражения речевых зон коры
головного мозга во
В качестве причин, это патология протекания беременности. Это может быть, токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности, так же табакокурение, алкоголизм и наркоманию родителей.
Р.Е. Левина, изучая детей-алаликов, разделила их на три группы:
При алалии нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
2. Моторная (экспрессивная) алалия
Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Моторная алалия представляет собой комплекс речевых и неречевых симптомов. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущим являются языковые нарушения.
Речевая симптоматика охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону. Первая из группа обусловлена поражением нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария, где концентрируются раздражения от мышц, связок, возникающих при выполнении артикуляционных движений, или в общей мускулатуре. Вторая группа обусловлена поражением передних отделов моторной области коры мозга.
Развитие системы
произношения у детей с
У ребенка с
алалией не формируются тонкие
двигательные координации
Неречевая симптоматика моторной алалии
У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.
При алалии
своеобразно формируется
У детей с
алалией отмечается снижение
интеллектуальных операции, требующие
участия речи. Недостаточность уровня
обобщений проявляется в
Областью логопедии
является определение
Ведется комплексная
системная работа над речью
и личностью в целом, при этом
учитываются закономерности
Систематическая
логопедическая работа
При работе используются
разные приемы, методы, которые следует
рассматривать не изолированно,
а в комплексе, как имеющие
общую направленность в
Работа направляется
в первую очередь на создание
механизмов речевой
Устраняются воспитательным
воздействием невротические
Обращается внимание
на развитие мелкой моторики:
детей учат линовать, раскрашивать,
штриховать, завязывать узелки, выкладывать
узоры из мозаики и
Ребенка учат различать,
называть и систематизировать
предметы по форме, величине, цвету
для этого используются
Эффективным для
развития речи оказывается
Для развития речи необходима практика общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них в развернутой форме), с фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать вид занятий и т. д.), со знакомой картинкой, играми с использованием диалогической и затем монологической речи, с опорой на наглядность и без нее и т. д. Постепенно увеличиваются объем и трудность лексико-грамматического материала.
Важным считается
привлечение разных
Эффективность работы
зависит от оснащенности
На первом этапе
работы основным является
На втором этапе формируется фразовая речь. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера.
На третьем
этапе основным является
На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.
Используются различные приемы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливается словарь разных частей речи.
Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений, учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.
Сенсорная алалия
является нарушением понимания
речи вследствие
При сенсорной
же алалии связь между словом
и предметом (действием), который
он обозначает, не формируется. В
отличие от слабослышащих дети
с сенсорной алалией часто
имеют повышенную
Дети с сенсорной
алалией спонтанно могут
У детей с
сенсорной алалией голос
Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией.
Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя. В других случаях дети понимают отдельные обиходные слова, но теряют их понимание на фоне развернутого высказывания. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Они часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Понимание смысла при изменении форм и порядка слов затруднено, не воспринимается смысл грамматических конструкций.
Информация о работе Особенности логопедической работы при нарушении речи. Алалия