Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.
Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………
Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны
речи …………………………………………………...
7
Развитие выразительности
речи у нормально говорящих
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной
стороны речи у заикающихся детей
дошкольного возраста…………………………………………………………
Методические рекомендации
по развитию выразительности
речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………
Заключение…..……………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Становление интонационной системы – сложный процесс. Его особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована, в частности, употребление
интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным
моделям взрослых. Выявляется
определенная последовательность появления
различных коммуникативных
Развитие восприятия и опознания высказываний основных коммуникативных типов происходит в процессе ознакомления детей с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией и способами их обозначения.
В настоящее время сфера выразительности речи в изучении стертой дизартрии остается недостаточно разработанной.
В настоящее время сфера выразительности речи в изучении заикания остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе речи недостаточно, особенно у заикающихся дошкольников. Основные данные об этих интонационных характеристиках получены на взрослых заикающихся. Не установлено, в силу каких причин изменяется интонация у заикающихся. Является ли изменение интонации компонентом нарушения речи или компенсаторным механизмом при нормализации речи заикающихся.
В связи с этим актуальность нашего исследования заключается в определении тактики работы над интонацией при преодолении заикания: устранении имеющихся особенностей интонации или их закреплении? В разработке направлений и форм организации работы над интонацией.
Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - определена роль интонации в логопедической работе с заикающимися. Рассматривая речь, как систему, а интонацию, как компонент этой системы, связанный с другими речевыми компонентами, основное внимание при преодолении заикания уделяется нормализации этого компонента. Воздействуя на интонацию, опираясь на сохранные в речи заикающихся семантический, лексический, морфологический компоненты речи, мы влияем на систему речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработаны методические рекомендации по нормализации интонации речи у заикающихся дошкольников.
Гипотеза исследования:
-
при преодолении заикания
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.
Интонация – это основная
составляющая просодии. Интонация включает
в себя несколько акустических компонентов:
тон голоса, его тембр, интенсивность,
или силу звучания голоса, мелодику,
паузы, словесное логическое ударение,
темп речи. Эти акустические характеристики
интонации зависят от частоты
и амплитуды колебания
Просодика – сложный комплекс
элементов, включающий мелодику, ритм,
интенсивность, темп, тембр и логическое
ударение, служащий на уровне предложения
для выражения различных
Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы. [2,c. 42]
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко. [1, c.39]
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ПОНЯТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Историю развития специальных
исследований интонации в языкознании
можно разделить на два периода.
Первый – с конца XIX до начала XX века
– характеризуется поиском
Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах: артикуляторном, акустическом, перцептивном, лингвистическом.
Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи.
Исследование интонации
в акустическом аспекте рассматривает
речь как воздействующие на слуховой
аппарат человека колебательные
движения воздушной струи, в чем
проявляются объективные
С перечисленными акустическими параметрами в интологии обычно соотносят основные компоненты интонации: ударение, мелодику, темп, тембр и паузы, выделяя как важнейшие и наиболее своеобразные компоненты русской интонации мелодику и ударение (Черемисина Н.В., Зиндер Л.Р.)[4,c.81]
Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения, которые соотносятся с объективными характеристиками интонации, – это высота, длительность, громкость, тембр (Вахтина Н.Ю.).
В лингвистическом аспекте
под интонацией понимается сложное
единство мелодических, динамических
и временных характеристик
По наблюдениям Зиндера Л.Р. все компонентты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, силы и так далее. Интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания, который имеет сложное строение и выполняет многообразные функции.
Независимость интонации
от конкретного лексико-
Н.И. Жинкин, рассматривая просодическую организацию языка, отмечает, что «натуральная форма реализации языка – звуковая. Звук как функция времени меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты». Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров – интонацией.
Е.А. Брызгунова, анализируя
соотношение компонентов
Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л.В. Щерба, который отметил, что связь между смысловой и звуковой сторонами речи осуществляется в пределах простейшего синтаксического целого – синтагмы, единого смыслового целого в процессе речи – мысли. [11, c.19]
И.Г. Торсуева, используя
семантический подход при выявлении
единиц реи, выделяет высказывания. Основными
характеристиками высказывания являются
его коммуникативная
Интонация каждой фразы является
результатом взаимодействия многих
факторов, наиболее важными являются:
коммуникативная установка
Наиболее эмоциональны фразы типа «восклицание», «приказание», «импликация», меньшей степенью эмоциональности обладают фразы типа «общий и специальный вопрос», а слабая степень эмоциональной насыщенности свойственна простым утверждениям и фразам.
Л.В. Бондарко выделяет несколько
факторов, определяющих поведение всех
компонентов интонации: «…важным является
место главного ударения в синтагме:
именно в этом месте происходит самое
значительное изменение мелодики –
понижение или повышение. Само направление
изменения определяется типом интонации
(повествование, вопрос, незавершенная
интонация, восклицание). Изменение
темпа и громкости также
В фонологии существуют различные
классификации, представляющие разные
подходы и разные принципы определения
интонационных значений. Единицами
интонации являются интонационные
конструкции (в другой терминологии
интонемы, фонемы тона). Е.А. Брызгунова
выделяет интонационные конструкции
русского языка на основе оппозиций
высказываний с одинаковым синтаксическим
строением и лексическим