Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности мелодико(2).docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

 

Особенности мелодико-интонационной  стороны речи у детей школьного  возраста с заиканием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи………………………………….      5

Отечественные и зарубежные теории понятия 

интонационной  стороны  речи …………………………………………………...   7                                                                                  Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе………………………….  13

Развитие выразительности  речи у нормально говорящих дошкольников…       21

Характеристика состояния  выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. …………………………………………………………     26

 Формирование интонационной  стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста…………………………………………………………..     29

 Методические рекомендации  по развитию выразительности  речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………...      32

Заключение…..……………………………………………………………….       37

Список литературы…………………………………………………………… ..   39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Становление интонационной  системы – сложный процесс. Его  особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала  воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной  экспрессивной речи. Согласно современным  данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей  с нормальным речевым развитием  интонационная система в целом  сформирована, в частности, употребление

интонационных конструкций  русского языка приближается к эталонным

моделям взрослых. Выявляется определенная последовательность появления  различных коммуникативных типов  высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное  оформление повествовательных, затем  вопросительных и в дальнейшем –  восклицательных высказываний. В  связи с этим работа по формированию интонационной выразительности  речи к овладению интонационной  выразительностью в экспрессивной  речи; от различения и усвоения повествовательной  к вопросительной (общий и специальный  вопрос) и восклицательной интонации.

Развитие восприятия и  опознания высказываний основных коммуникативных  типов происходит в процессе ознакомления детей с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией и способами  их обозначения.

В настоящее время сфера  выразительности речи в изучении стертой дизартрии остается недостаточно разработанной.

В настоящее время сфера  выразительности речи в изучении заикания остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе речи недостаточно, особенно у заикающихся дошкольников. Основные данные об этих интонационных характеристиках  получены на взрослых заикающихся. Не установлено, в силу каких причин изменяется интонация у заикающихся. Является ли изменение интонации  компонентом нарушения речи или  компенсаторным механизмом при нормализации речи заикающихся.

В связи с этим актуальность нашего исследования заключается в  определении тактики работы над  интонацией при преодолении заикания: устранении имеющихся особенностей интонации или их закреплении? В  разработке направлений и форм организации работы над интонацией.

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности  речи заикающихся дошкольников, а  также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - определена роль интонации в логопедической работе с заикающимися. Рассматривая речь, как систему, а интонацию, как  компонент этой системы, связанный  с другими речевыми компонентами, основное внимание при преодолении  заикания уделяется нормализации этого  компонента. Воздействуя на интонацию, опираясь на сохранные в речи заикающихся  семантический, лексический, морфологический  компоненты речи, мы влияем на систему речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны методические  рекомендации по нормализации  интонации речи у заикающихся дошкольников.

Гипотеза исследования:

-         при преодолении заикания работа  над интонацией занимает важ  - ное место, так как является  связующим звеном в единой  системе речевой деятельности. Формируя  этот элемент, мы влияем на  другие компоненты речи заикающихся  и на их речь в целом.

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

 

 

Речь человека богатая  различными интонационными характеристиками считается выразительной.

Интонация – это основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты  и амплитуды колебания голосовых  связок, от степени мускульной напряженности  органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения  для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также  экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования  при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при  артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных  для данного языка; модуляция  высоты тона при произнесении фразы. [2,c. 42]

Ритм речи – упорядоченность  звукового, словесного и синтаксического  состава речи, определенная ее смысловым  заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение  или замедление, обусловливающее  степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Логическое ударение –  интонационное средство; выделение  какого-либо слова в предложении  интонацией; слова произносятся более  членораздельно, длительно, громко. [1, c.39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И  ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ПОНЯТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

 

 

Историю развития специальных  исследований интонации в языкознании  можно разделить на два периода. Первый – с конца XIX до начала XX века – характеризуется поиском объекта  изучения и методов его анализа. Во втором периоде – с 40-х годов XX века до наших дней происходило  расширение интонационных исследований, связанное с развитием как  лингвистической теории, так и  техники инструментальной фонетики. Помимо изучения интонации как совокупности супрасегментных единиц исследователями  проводится анализ ее отдельных компонентов. Наибольшее значение для теории интонации  имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, В.В. Виноградова, А.М. Гвоздева, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоустовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, И.Т. Торсуевой, Л.К. Цеплитиса, Н.В. Черемисиной, Л.В. Щербы.

Как фонетическое явление  интонация рассматривается в  различных аспектах: артикуляторном, акустическом, перцептивном, лингвистическом.

Изучение интонации в  артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи.

Исследование интонации  в акустическом аспекте рассматривает  речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные  движения воздушной струи, в чем  проявляются объективные характеристики интонации: частота основного тона, спектр, интенсивность и длительность (Альтман Я.П., Гершуни Г.В., Чистович Л.А., Венцов А.В.).

С перечисленными акустическими  параметрами в интологии обычно соотносят основные компоненты интонации: ударение, мелодику, темп, тембр и  паузы, выделяя как важнейшие  и наиболее своеобразные компоненты русской интонации мелодику и  ударение (Черемисина Н.В., Зиндер Л.Р.)[4,c.81]

Изучение интонации в  перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным  характеристикам интонации, благодаря  которым человек воспринимает то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения, которые соотносятся  с объективными характеристиками интонации, – это высота, длительность, громкость, тембр (Вахтина Н.Ю.).

В лингвистическом аспекте  под интонацией понимается сложное  единство мелодических, динамических и временных характеристик речи. Каждый из этих параметров обладает своими специфическими единицами – носителями значения: тонемами, хронемами, акцентемами (Николаева Т.М.).

По наблюдениям Зиндера  Л.Р. все компонентты интонации, кроме  паузы, обязательно присутствуют в  высказывании, потому что никакой  его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, силы и так далее. Интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию  речевого звучания, который имеет  сложное строение и выполняет  многообразные функции.

Независимость интонации  от конкретного лексико-грамматического  состава высказывания позволяет  говорить об относительной ее автономности. Большое значение для теории интонации  имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, Л.П. Блохина, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоусовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, Н.С. Трубецкого, Л.Д. Щербы, разработавших  концепцию суперсегментной организации  речи как системы. Под просодической  организацией речи понимается совокупность звуковых средств, которые оформляют  последовательности сегментных единиц (фонем) и служат для объединения  их в значимые языковые единицы: слова, синтагмы, высказывания. Использование  в качестве просодических характеристик  речи таких обязательных признаков  звука, как длительность, интенсивность  и частота основного тона, является одним из универсальных свойств  человеческой речи (Н.Д. Светозарова).[3, c. 56]

Н.И. Жинкин, рассматривая просодическую  организацию языка, отмечает, что  «натуральная форма реализации языка  – звуковая. Звук как функция  времени меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты». Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров – интонацией.

Е.А. Брызгунова, анализируя соотношение компонентов интонации, утверждает, что логическое ударение оформляется в речи сочетанием названных  компонентов, поскольку на логических центрах голос меняется по высоте, силе, темпу, тембру.

Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном  оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л.В. Щерба, который отметил, что связь  между смысловой и звуковой сторонами  речи осуществляется в пределах простейшего  синтаксического целого – синтагмы, единого смыслового целого в процессе речи – мысли. [11, c.19]

И.Г. Торсуева, используя  семантический подход при выявлении  единиц реи, выделяет высказывания. Основными  характеристиками высказывания являются его коммуникативная направленность, адресованность, возможность смыслового членения, эмоциональная насыщенность, присутствие подтекста. В отличие  от предложения, обладающего значением, у высказывания, помимо значения, имеется  конкретный целостный смысл, оно  обладает авторством и экспрессивной  стороной.

Интонация каждой фразы является результатом взаимодействия многих факторов, наиболее важными являются: коммуникативная установка говорящего, отражение им ситуации общения, универсальные  физиологические основы производства речи. [6,c.37]

Наиболее эмоциональны фразы  типа «восклицание», «приказание», «импликация», меньшей степенью эмоциональности  обладают фразы типа «общий и специальный  вопрос», а слабая степень эмоциональной  насыщенности свойственна простым  утверждениям и фразам.

Л.В. Бондарко выделяет несколько  факторов, определяющих поведение всех компонентов интонации: «…важным является место главного ударения в синтагме: именно в этом месте происходит самое  значительное изменение мелодики –  понижение или повышение. Само направление  изменения определяется типом интонации (повествование, вопрос, незавершенная  интонация, восклицание). Изменение  темпа и громкости также связаны  с местом главного ударения: если оно  близко к концу синтагмы, то темп замедляется более значительно, а громкость ослабляется меньше, чем в том случае, когда синтагматическое ударение оказывается близко к началу синтагмы.[8,c.93]

В фонологии существуют различные  классификации, представляющие разные подходы и разные принципы определения  интонационных значений. Единицами  интонации являются интонационные  конструкции (в другой терминологии интонемы, фонемы тона). Е.А. Брызгунова выделяет интонационные конструкции  русского языка на основе оппозиций  высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом словоформ. По определению автора, тип  соотношения основного тона, тембра, интенсивности, длительности, способный  выражать несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ, является интонационной конструкцией. Автор выделила в русском языке семь типов интонационных конструкций (ИК), структура и различительные признаки которых были установлены путем слухового и инструментального анализа.[8,c.117]

Информация о работе Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием