Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности мелодико(2).docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

Исследования, проведенные  автором, позволили выявить параметры  сходства и различия в высказываниях  детей 2–4 лет и взрослых: высказывания детей отличаются от высказываний взрослых шириной частотного диапазона. В  возрасте 2 лет 6 месяцев – 3 лет 6 месяцев  происходит расширение частотного диапазона  за счет области высоких частот. И только в возрасте 3 лет 6 месяцев  – 4 лет величина диапазона существенно  увеличивается и приближается к  диапазону, используемому в речи взрослых.[17, c. 111]

В возрасте около 4 лет формируется  тип мелодического оформления высказывания, сходный с таковым у взрослых. В возрасте 2 лет 6 месяцев – 3 лет 6 месяцев в высказываниях детей  появляются слова с выделительным  ударением.

Мелодический рисунок  вопросительных высказываний в возрасте 3–4 лет также приближается к «взрослым» моделям, отмечается совпадение интонационного центра с местом мелодического максимума, в большинстве случаев в области  интонационного центра наблюдается  восходящий тон.

Результаты исследования временного компонента интонации показали, что при сравнении темпов речи детей и взрослых отмечается более  медленный темп в речи детей, причем в эмоционально нейтральных высказываниях  он соответствует медленному темпу  в речи взрослых, а в эмоционально окрашенных – существенно медленнее, чем в речи взрослых. Медленный  темп в речи детей связан с увеличенной  относительной длительностью главноударных  и безударных гласных и согласных. В речи детей 2–4 лет отсутствуют  некоторые закономерности, обнаруженные в речи взрослых: темп высказывания не зависит от количества фонем и  слогов высказывания. Тенденция к  обусловленности темпа высказывания его коммуникативным типом намечается в возрасте около 4 лет.[23, c. 110]

А.И. Максаков изучил возможности  детей в регуляции темпа речи и установил, что они легче  ускоряют темп речи, чем замедляют  его.  Исследователи отмечают определенную возрастную динамику показателей неплавности речи у детей с нормальным темпом речевого развития:

– в возрасте 1 года 6 месяцев  – 2 лет 6 месяцев наблюдаются преимущественно  повторы изолированных звуков, частей слова, паузы между словами;

– в возрасте 2 лет 6 месяцев  – 3 лет 6 месяцев существенно возрастает число показателей неплавности  речи; помимо повторов частей слова  и пауз регистрируются дыхательные  итерации, повторы целого слова;

– в возрасте 3 лет 6 месяцев  – 5 лет в два раза сокращается  число показателей неплавности  речи, которые начинают выражаться преимущественно повторами целого слова, паузами, пересмотрами.

Таким образом, хотя исследователи  придерживаются различного мнения о  сроках и очередности становления  основных компонентов интонации, анализ литературы по вопросу позволил сделать  вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту интонационная  система в речи детей без патологии  в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным  моделям у взрослых. Развитие звуковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, что предполагает необходимость  учитывать принципиально важное значение интонации в формировании восприятия и воспроизведения ее средств при осуществлении коммуникативной  функции речи. [7,c. 137]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ У НОРМАЛЬНО ГОВОРЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

Вопросом изучения детской  речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин  Н.Х. и др.

Исследования, проведенные Е.М. Хватцевым [22, с.14], свидетельствуют о том, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т.п. Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.

Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются  голосовые органы, в том числе  и дыхательные, так как при  крике, как и при речи, выдох  длиннее вдоха.

К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая  невнятные, с кряхтением звуки, наподобие  «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу» и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить  довольно ясные звуки речи.

С возрастом гуление сменяется  лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок  как бы забавляется произносимыми  звуками, наслаждается ими, а поэтому  охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т.п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые  вполне правильные звуки и слоги  речи.

Крик, гуление, лепет еще  не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его  потребностях.

Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти  звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные  оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается  первичное речевое общение ребенка  с людьми.

Ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто  произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить  отдельные, часто слышимые слова.[20, c.147]

Психологическая особенность  звуковых выражений ребенка первого  года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые  сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое  значение звуков. Через слово ребенок  овладевает системой звуков языка. Ребенок  становится чутким к звучанию слов взрослых, и от случая к случаю он руководствуется в овладении  звуками языка преимущественно  то слухом, то артикуляцией. Однако ребенок  не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения  и восприятия все еще ярко проявляется  его ритмико-интонационная настроенность. Неоднократно отмечались случаи, когда  ребенок, схватывая слоговой состав слова, обращает мало  внимания на звуки  этого слова. Слова, произносимые в  этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают по количеству слогов словам взрослых, но по составу  звуков чрезвычайно отличаются от них. Это явление впервые отметил  русский психолог И.А.Сикорский. Приведем его примеры: ребенок говорит  «какой кишку» вместо «закрой крышку», «нанакок» вместо «огонек». Иногда слово, употребляемое ребенком, не содержит ни одного надлежащего согласного звука, например, «титити» вместо «кирпичи»  и «титити» вместо «бисквиты». [19, c. 82]

Наряду с этим ребенок  стремится сохранить ритм всего  предложения. Взамен трудно произносимого  слова ребенок обычно вставляет  одно какое-нибудь трафаретное слово  или делает паузу в целях сохранения общего ритма предложения.

Эта ритмичность речевого выражения и восприятия ребенком обнаруживается также в случаях  так называемой слоговой элизии, то есть опускания слогов слова. Общепринятое определение слоговой элизии гласит: ребенок выделяет в слове ударный  слог и обычно опускает неударные  слоги. Например, вместо «молоток» ребенок  произносит «ток», вместо «голова» –  «ва».

Тем не менее, наблюдаются  случаи, когда ребенок опускает ударный  слог и говорит вместо «болит»  – «ба», вместо «большой» – «бу».

Как видно, слоговая элизия иногда происходит в связи с недостаточностью артикуляции ребенка, несмотря на то, что опускаемый слог является ударным. Это является второй причиной слоговой элизии.

Наконец, ее третьей причиной является склонность ребенка воспринимать слова по общему, привычному для  него ритмическому размеру. Это явление  следует проанализировать подробнее.[17, c. 125]

По вопросу о ритмической  структуре начальных речевых  выражений нет никаких высказываний в литературе. Однако некоторые данные, имеющиеся в дневниках родителей, позволили Н.Х.Швачкинупридти к выводу, что первые ритмические выражения принимают структуру хорея [23, с.102 -111]. Это предположение подкрепляется хотя бы тем фактом, что хорей преобладает в речевых и музыкальных выражениях взрослых, обращаемых к детям. Колыбельная песня по своей ритмической структуре хореична. Первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны с ударением на первом слоге. Стоит также вспомнить, что, например, большинство русских уменьшительных собственных имен по своей ритмической структуре соответствует структуре хорея: «Ваня», «Таня», «Саша», «Шура» и т.п. С другой стороны, анализ первых слов ребенка подтверждает, что по своей ритмической структуре они соответствуют хорею. Можно сказать: ребенок в течение первого года живет в окружении хорея – размера, который соответствует его ритмической наклонности.

Однако, в процессе дальнейшего  речевого развития, ребенок сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической структурой. Как известно, слова русского языка  в ритмическом отношении могут  быть односложными, двухсложными (хорей , ямб ), трехсложными (дактиль , амфибрахий  , анапест  ), и, наконец, многосложными.

Ребенок, сталкиваясь с  богатством ударений в языке взрослых, стремится, в соответствии со своей  ритмической настроенностью превращать отмеченные выше размеры в привычный  для него размер: в хорей. Слово  «петух» переакцентируется ребенком в слово «Петя», слово «собака» произносится «бака», «бумага» – «мага», «молоко» – «моля» и т.п.

Таким образом, указанные  нами факты приводят к выводу, что  слоговая элизия происходит не только вследствие выделения ударного слога  и опущения неударных слогов и  не только в силу несовершенства артикуляции  звуков слова, а и в связи с  наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической  структуре – в структуре хорея.[14, c. 62]

Однако с развитием  словесной речи ритм и интонация  начинают играть служебную роль, они  подчиняются слову. В связи с  этим удельный вес хорея в речи ребенка снижается.

Ритмико-интонационная активность ребенка направляется в сторону  стихотворного творчества. Это характерно для всего периода дошкольного  детства, причем у младшего дошкольника  обнаруживается преобладание ритма  и интонации над словом. Наблюдаются  случаи, когда в детском саду дети постигают ритм песни, не улавливая  всех ее слов.

Стихотворное творчество ребенка на начальной ступени  обычно сопровождается его телодвижениями. Однако не все стихи ребенка непосредственно  связаны с жестикуляцией. Есть песенки  и прибаутки, не сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребенка  своим содержанием, ритмом, мелодией. [10, c. 61]

Вся деятельность ребенка  связана с песней. Есть песни сказочные, хоровые, игральные. Однако недолго  игры и другая деятельность ребенка  сопровождаются песней. Дети бросают  петь при своих играх, они переходят  к играм без песен.

К этому же периоду отмечается изменение ритма и в стихах детей. Пропадает хорей. Сами стихи  становятся аритмичными.

Таким образом, не только речь, но и стихотворное творчество ребенка  переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее  место слову. Слово сначала в  речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация  превращаются всвоего рода аккомпанемент  словесной речи.

Это, бесспорно, является прогрессивным  фактором. Однако одновременно с этим перестройка ритма и интонации  речи таит в себе опасность: слово  может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность  и ритмичность.

Воспитание ритма и  интонации является не только проблемой  улучшения выразительности самой  речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая  ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и  облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал  важность ритма для обучения письменной речи.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим  процессом обучения. Чем богаче и  выразительнее речь ребенка, тем  глубже, шире и разнообразнее его  отношение к содержанию речи; выразительная  речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. [19, c/175]

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  СОСТОЯНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

 

 

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования ее выразительной стороны.

Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся  дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей:

-         дети первой подгруппы имеют  заикание, которое появляется на фоне нормального темпа речи.

-         у детей второй подгруппы отмечается  ускоренный темп речи.

-         дети третьей подгруппы испытывают  затруднения в удержании темпо-ритма.

Информация о работе Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием