Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности мелодико(2).docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

-         дети четвертой подгруппы отличается  слабым развитием чувства ритма(14).

Во многих работах, посвященных  описанию речи заикающихся, указывается  на ускорение темпа их речи (Р.Е.Левина, О.В.Правдина, В.И.Селиверстов, М.Е.Хватцев  и др.). Однако измерения темпа  речи, проведенные рядом других авторов, выявляют обратную картину.

Согласно работам М.Ю.Кузьмина, темп речи взрослых заикающихся медленнее  темпа речи здоровых испытуемых, что  связано с увеличением длительности, как фраз, так и пауз [9, c.14].

При заикании происходит нарушение  коартикуляции, обеспечивающей плавный  переход от согласного к последующему гласному. (Ю.И.Кузьмин, И.И.Пружан).

В работе И.И.Пружан временные  характеристики речи взрослых заикающихся  исследуются как в процессе чтения текста, так и при повторении фраз за диктором. В данном случае измеряются не только длительности фраз, но и длительности слов и частей слова. Выявлено два  основных эффекта: существенное замедление темпа речи заикающихся по сравнению  с темпом речи незаикающихся и  неравномерность темпа у заикающихся, которая связана с непропорциональным увеличением длительности отдельных слов [17,c. 119]). 

Сведения о темпе речи заикающихся школьников отражены в  работах Т.И.Гультяевой, Т.С.Когновицкой [8, c. 53].

В статье Т.И.Гультяевой темп речи заикающихся школьников рассматривается  в зависимости от локализации  судорог (голосовом, дыхательном, артикуляторном аппаратах). Обнаружено, что средняя  скорость произнесения текста у детей  с голосовой судорогой составила 0,75 слога/сек., с дыхательной – 1,44 слога/сек., с артикуляторной – 1,77 слога/сек..

Согласно исследованиям  Т.С.Когновицкой, существенное замедление темпа у заикающихся школьников и значительная вариабельность скорости их речи обусловлены различиями темпа и числом судорог.

Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине  заикания. Нарушения голоса бывают не только разной степени выраженности, но и различного характера, в зависимости  от их структуры. Они колеблются от легких нарушений тембра голоса до сложных расстройств типа дисфонии, ринофонии (открытой и закрытой) и др.

Нарушения голоса имеют при  заикании многочисленные и сложные  причины. Прежде всего, на особенности  голосовой функции заикающихся  большое отрицательное влияние  оказывает постоянная судорожность, возникающая в пределах речевого аппарата и, в частности, при голосовых  типах заикания – конкретно в  голосовом аппарате. Это патологическое состояние голосового аппарата оказывает  свое влияние на тембр голоса, его  модулированность, мелодику речи, громкость  и силу, а также другие характеристики.

Остановимся несколько более  подробно на некоторых из перечисленных показателей.

При работе с заикающимися наиболее легко и часто заметны  нарушения тембра голоса. Они проявляются  в хриплости, глухоте и т.п. Как  правило, заикающиеся не используют резонаторы (особенно мало участвует  в речи грудной резонатор), за счет чего голос лишается своей выразительности и «сочности».

Мелодика речи заикающихся  менее изучена, чем темп их речи.

В ряде работ содержатся указания на монотонность речи заикающихся. Существуют сведения о динамике этой особенности мелодики речи заикающихся  в процессе логопедических занятий [6,c. 116].

Наиболее подробным исследованием  мелодики речи при заикании следует признать работу А.Ю.Панасюка [15,c. 194]), который изучал изменение частоты основного тона у взрослых заикающихся, как в обычных условиях, так и при задержке акустической связи. Им были получены данные о перепадах частоты на протяжении фраз, произнесенных заикающимися и не заикающимися. Было показано, что значение перепада частоты основного тона у заикающихся примерно на 30% меньше, чем без заикания, и приближается к норме при произнесении фраз в условиях акустической обратной связи.

Исследования мелодики речи взрослых заикающихся показывают, что  у них перепад частоты основного  тона, так же как и темп речи, отличается от этих показаний у не заикающихся  и может меняться под влиянием обучения.

Если предположить, что  для заикающихся дошкольников также  характерна динамика мелодических характеристик  в процессе занятий, то можно было бы использовать эту особенность  их речи в логопедической работе при формировании плавной речи.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что среди исследователей выразительной  стороны речи заикающихся не существует единой точки зрения на проблему состояния  темпа их речи. Одни считают его  ускоренным, по сравнению с нормально  говорящими людьми, другие – замедленным.

Мелодика речи заикающихся  менее изучена, чем темп их речи. Меньше всего сведений получено о  мелодике речи заикающихся дошкольников.[19, c.176]

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У  ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

Работу над мелодикой  и темпом речи часто называют работой  над выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы. Одни считают необходимым уже  с первых занятий вырабатывать у  заикающихся эмоциональную, выразительную  речь. Этого подхода придерживается большинство исследователей [,c.5, 18].

Выразительная речь требует  от заикающихся умения владеть разным речевым темпом и модуляциями  голоса. Заикающимся сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых  ситуациях. Поэтому необходим постепенный  путь овладения различным темпом речи.

Некоторые специалисты предполагают уделять внимание работе над интонацией в конце курса логопедических занятий [1,c. 88). В этом случае становится непонятным, как можно, развивая речь заикающихся, с самого начала оставлять без внимания интонацию, которая выполняет основную функцию речи – коммуникативную.

Существует еще один подход к преодолению заикания [10,c. 119]). Эти авторы рекомендуют заикающимся пользоваться монотонной речью, помогающей преодолевать судороги, вызывать у них плавную речь.

Однако если рассматривать  монотонность, как средство, уменьшающее  судороги, то стоит использовать его  на первом этапе логопедических занятий. На положительные свойства монотонности указывал еще И.А.Сикорский: « Монотонная речь – речь, лишенная естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу  средств, уменьшающих заикание весьма значительно. Превращение естественной речи в монотонную должно в высшей степени упрощать речь и облегчать  задачу артикулирования для заикающихся»[8, c.118].

Разноречивы рекомендации по развитию темпа речи заикающихся  детей. Имеющиеся рекомендации чаще всего направлены на его замедление.[ 20,c. 19]

Н.П.Тяпугин пишет по этому  поводу: «Лечение заикания в любом  возрасте и в любом периоде  начинается с перевоспитания речи больного заиканием на основе обучения его  слегка замедленной и плавной  речи, которая имеет всестороннее и регулирующее значение»[20,c. 91].

Но существует и другое мнение относительно формирования темпа речи у заикающихся [ 13,c. 210]. Например, Л.Н.Мещерская пишет: «Все известные способы устранения заикания основаны на замедлении темпа речи. Неестественность темпа речи, боязнь насмешек со стороны окружающих являются причинами нарушения больными предписанного им темпа речи. Это приводит к возобновлению заикания»[13, с. 10]. Автор предлагает проводить работу по преодолению заикания, вызывая нормальный или близкий к нормальному темп речи.

Представляет интерес  мнение отдельных авторов относительно тактики воспитания темпа речи у заикающихся [21c. 73]. Их рекомендации сводятся к тому, что после отработки речевых навыков, при использовании замедленного темпа речи, следует проводить работу по ускорению темпа и приближению его к нормальной разговорной речи.

М.И.Лохов, анализируя работы отечественных исследователей, отмечал, что логопедия уделяет значительное внимание ритму и слогу, так как  на базе слога формируется речь ребенка, формируется с помощью ритма.

Именно слог, как первоначальный «кирпичик» речи остается неповрежденным даже в том случае, когда вся  остальная речевая система полностью  развалена в результате нарушения  мозговых схем, то есть, по мнению М.И.Лохова, ритм и слог составляют основу для  восстановления нарушенного речевого комплекса, так как в слоге  присутствует ритм, и именно он оказывает лечебное воздействие[12, c. 69].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нормализация речи заикающихся тесным образом  связана с выбором оптимального для них темпа речи. Но среди  исследователей интонационной стороны  речи заикающихся детей нет единого  мнения о путях нормализации ее темпа. Одни предлагают проводить логопедическую работу, используя замедленный темп речи, другие – ускоренный, третьи –  темп, приближенный к темпу речи нормально говорящих детей.

Рекомендации по мелодике речи в методиках преодоления  заикания отсутствуют или заменяются рекомендациями по работе над голосом, который, по мнению многих авторов, у  заикающихся теряет звонкость, становясь  тихим, сдавленным [2, c. 72]

Для работы над голосом  предлагаются упражнения, описанные  еще в конце прошлого века И.А.Сикорским и В.Ф.Хмелевским[8, c.131]. Например, проговаривание цепочек гласных то протяжно, то с прерываниями; произнесение гласных сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п. Многие авторы логопедических методик, предназначенных для заикающихся, предлагают при работе над голосом использовать прием мягкой голосоподачи.

Таким образом, анализ литературы показал, что сведения о мелодике и темпе речи заикающихся дошкольников очень ограничены.

Кроме того, в литературе мы не обнаружили сведений о динамике временных и мелодических характеристик  речи заикающихся детей в процессе логопедических занятий, а значит об условиях, которые способствуют нормализации их речи.

Недостаточно разработаны  методы и приемы, направленные на нормализацию интонации при преодолении заикания у дошкольников.

 МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

Работа по формированию интонационных  характеристик у заикающихся  дошкольников должна пронизывать всю  жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная  с момента прихода ребенка  в детский сад. Не должна заканчиваться  эта работа даже тогда, когда ребенок  уходит домой. Там ее «берут» в  свои руки родители, следуя данным логопедом рекомендациям.

Рассмотрим  отдельные направления этой работы.

1.Работа над речевым  дыханием.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция  являются основой для звучного голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование  и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются  постепенно: сначала тренировка длительного  речевого выдоха проводится на отдельных  звуках, потом – словах, затем  – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный  выдох, на длительность и громкость  произносимых звуков.  

Нормализации речевого дыхания  и улучшению артикуляции в  начальный период помогают «сценки  без слов». В это время логопед  показывает детям пример спокойной  выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов»  присутствуют элементы пантомимы, а  речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники  речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах!Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена  людей, клички животных), позже –  короткие предложения. Постепенно речевой  материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует  произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой  пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д. [21, c. 173]

2. Куклы-бибабо.

Активная речь ребенка  во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности  и согласованности речевой моторики заикающегося способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.

Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится  к собственной речи. Игрушка полностью  подчинена воле ребенка и в  то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок  невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.[20, c. 110]

Информация о работе Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием