Особенности нравственного воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Важной педагогической задачей формирования личности в нашей школе является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Итак, цель данной контрольной работы исследовать нравственное воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

7 педагогика.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью в домах культуры; резкое снижение физической подготовки молодежи и т.д.

Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Важной педагогической задачей формирования личности в нашей школе является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Итак, цель данной контрольной работы исследовать нравственное воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.

 

  1. Особенности нравственного воспитания школьников

1.1 Содержание и педагогические принципы нравственного воспитания школьников

Процесс модернизации образования поставил перед школой серьёзные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует определения критериальных оснований в нравственной направленности воспитания. На их основе можно ориентироваться в его содержании, общей направленности и педагогических принципах.

В соответствии с этим необходимо задуматься, в чём же состоит воспитательный потенциал 15000 часов учебной деятельности в среднем на одного школьника в год и что должно быть заложено в воспитательный процесс школьного учреждения как одного из основных социальных института воспитания. И первоочередная задача здесь – определить сферу и педагогические основания нравственного воспитания учащихся в целостной структуре учебно-воспитательного процесса школы, вычленить логику и основную стратегию воспитательного процесса в образовательном учреждении. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса, но и как сферу разностороннего, нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления, школу гражданственности и гуманизма.

Это требует понимания педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Эти основания отрабатывались веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и заявленных приоритетов тем не менее сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а всё значимое для их развития основополагающим смыслом.

Эти постулаты отражали нравственное значение и достоинство личности, её ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном  относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит моральный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. [1, c. 104]

Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания школьником социальных процессов и нравственно-этических отношений. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то субъектное основание жизненных смыслов, которое ученик вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.

В таком контексте воспитание ведёт к постижению и принятию школьниками ценностных, смыслозначимых оснований человеческой жизни. Ценности – предмет этики как «науки о нравственной жизни человека» (А. Швейцер), поэтому главной задачей воспитательного процесса становится осмысление этики и этических категорий, определяющих нравственную основу жизненных проявлений личности. [2, c. 158]

Такое осмысление становится педагогически значимой задачей нравственно-этического воспитания, необходимого и востребованного современной школой.

Этика, аккумулируя нравственные проблемы человеческого бытия, может сконцентрировать педагогические усилия учителей и потенциальные резервы школьного учреждения на реализации эффективных путей гуманистического воспитания учащихся, формировании их нравственно ценных ориентиров, актуализации духовного потенциала, этической культуры личности. Она может стать неистощимым источником нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его ценности через познание сущности этических понятий, погружение в историю этических учений, диалог эпох и культур

Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс школы системы нравственно-этического воспитания детей, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, их жизнесмысловые аспекты. Это становится на сегодня одним из важнейших педагогических оснований и принципов воспитательной политики государства и требует специально выделенного времени в базовых основаниях школы и специальных усилий педагогического коллектива.

Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

Перечислим основные педагогические принципы, которые необходимо осуществлять при нравственном воспитании: [3, c. 147]

- взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства – поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников;

- диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления;

- актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания.

Перечислим направления в организации воспитательной деятельности которые следует выделить в качестве приоритетов: [4, c. 104]

- организация разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;

- создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами актуализации этического разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость нравственных усилий школьников;

- развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации.

- повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования.

В этом педагогический корень нравственно-этического воспитания и его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен прежде всего системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета ребёнка ко всему деструктивному, выпадающему из нравственного поля жизнедеятельности людей.

Отсюда первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований.

1.2 Системный подход  в нравственном воспитании учащихся  как основа его непрерывности  в целостной структуре учебно-воспитательного  процесса школы

В современной ситуации образовательного учреждения, к сожалению, наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, разбросанность целей, содержания и установок в воспитании учеников. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения школьников, на сиюминутные организационные потребности школьной жизнедеятельности или заданные сверху ориентиры. При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с её продуманным содержанием и соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь зачастую отсутствует.

Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с чётко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если школа считает необходимым этот ракурс ориентировать на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс школы.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания школьников