МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра методология
образования
Специальность 050708 «Педагогика
и методика начального образования»
Особенности
организации коррекционной работы
в классах компенсирующего обучения
детей с замедленным психическим
развитием
РЕФЕРАТ
Студентки 2 курса заочной формы обучения факультета
педагогики начального и специального
образования
Курмашовой Арины Капдуловны
Саратов, 2013
Оглавление
Введение |
|
1. Организационно-педагогические
основы создание классов компенсирующего
обучения…………………………………………….. |
4-15 |
2. Коррекционная работа в начальной школе
Платонова Светлана Владимировна учитель
начальных классов… |
15-20 |
Заключение |
|
Список используемой литературы |
|
Введение
В школу приходят разные
дети: разные по характеру и по поведению,
по уровню развития и по подготовленности.
Одни учатся легко, словно играючи, схватывают
все на лету. Другим для приобретения
тех же знаний требуются напряженные
усилия, но при достаточном усердии
и они более или менее удовлетворительно
осваивают программный материал.
И есть дети, обучение которых в
общем потоке оказывается слишком
трудным и для них самих, и
для учителей, и для родителей.
И, как правило, такие дети после
комплексного обследования на ПМПК, целью
которого является установление различных
аспектов проблем и выстраивание индивидуального
образовательного маршрута, продолжают
дальнейшее обучение в классах другого
уровня – классы компенсирующего обучения.
Обучение, воспитание и развитие
детей с отклонениями в психофизиологическом
развитии и поведении – сложная
социально-педагогическая проблема. Ее
решение лежит в основе подготовки данной
категории детей к активной общественно
полезной деятельности (в соответствии
с их возможностями), к равноценному участию
со своими сверстниками в различных видах
деятельности, к равноценному участию
со своими сверстниками в различных видах
деятельности, к наиболее полному освоению
социальных ролей, к результативной интеграции
в социальную среду.
Основной целью исследования
является выявление недостатков в развитии
личности ребенка, организации помощи
в успешном освоении мира и адекватного
вхождения в социум.
Объектом исследования является личность
ребенка, имеющего незначительные отклонения
в психофизиологическом развитии и в поведении,
затрудняющие его адекватную социализацию
и школьную адаптацию.
Предметом исследования
служит процесс обучения, воспитания
и развития детей с недостатками в развитии
и отклонениями в поведении.
1. Организационно-педагогические
основы создания классов компенсирующего
обучения
Организация обучения и воспитания
детей с ЗПР регламентирована
рядом нормативных государственных
документов.
В соответствии с приказом
Министерства просвещения СССР от 3
июля 1981 г. (№ 103) стали действовать
специальные (коррекционные) образовательные
учреждения: школы-интернаты, школы, классы
выравнивания при общеобразовательных
школах. Особенности работы с данной
категорией детей рассматривались
в методических и инструктивных
письмах Министерства просвещения
СССР и Министерства просвещения
РСФСР. В 1997 г. вышло инструктивное
письмо Министерства общего и профессионального
образования «О специфике деятельности
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений 1-8 видов».
Для детей с задержкой
психического развития создаются
специальные (коррекционные) образовательные
учреждения 7 вида.
Коррекционное учреждение 7
вида осуществляет образовательный
процесс с уровнями общеобразовательных
программ двух ступеней общего образования:
1-я ступень. Начальное
общее образование (нормативный
срок освоения 3-5 лет);
2-я ступень. Основное
общее образование (нормативный
срок освоения 5 лет).
Прием детей в коррекционное
учреждение 7 вида осуществляется по заключению
психолого-медико-педагогической комиссии
(консультации ПМПК) с согласия родителей
или законных представителей ребенка
(опекунов): в подготовительный 1-2 классы,
в 3 класс - в порядке исключения. При этом
дети, начавшие обучение в общеобразовательном
учреждении с 7-летнего возраста принимаются
во второй класс коррекционного учреждения,
начавшие обучение с 6-летнего возраста
- в 1 класс. Дети, ранее не обучавшиеся
в общеобразовательном учреждении и показавшие
недостаточную готовность к освоению
общеобразовательных программ, принимаются
с 7-летнего возраста в 1 класс коррекционного
учреждения (нормативный срок освоения
4 года); с 6-летнего возраста принимаются
в подготовительный класс (нормативный
срок освоения 5 лет) [Певзнер 1986].
Наполняемость класса и группы
продленного дня в коррекционном
учреждении - 12 человек. Перевод воспитанников
в общеобразовательное учреждение
осуществляется по мере коррекции отклонения
в их развитии после получения
начального общего образования. С целью
уточнения диагноза воспитанник
может находиться в коррекционном
учреждении 7 вида в течение одного
года.
Однако основная масса
детей психического развития обучается
в классах коррекционно-развивающего
обучения (в некоторых регионах их
продолжают называть «классы выравнивания»,
«классы для детей с задержкой
психического развития») при общеобразовательных
массовых школах. Механизм направления
детей в классы коррекционно-развивающего
обучения и организации обучения
такие же, что и в коррекционных
учреждениях 7 вида.
Дети в этих классах
занимаются по учебникам общеобразовательных
школ по специальным программам. В
настоящее время в основном полно
разработаны программы классов
коррекционно-развивающего обучения первой
ступени. Они обеспечивают усвоение
содержания начального образования
и реализацию стандарта требований
к знаниям и умениям учащихся.
Обучение на второй
ступени (5-9 классы) осуществляется
по программам общеобразовательных
массовых школ с некоторыми
изменениями (сокращение некоторых
учебных тем и объема материала
в них).
После получения основного
общего образования выпускник школы
получает свидетельство об образовании
и имеет право в соответствии
с Законом РФ «Об образовании»
продолжить обучение в третьей ступени
и получить среднее (полное) общее
образование.
Задача специальной коррекционной
работы состоит в том, чтобы помочь
детям с задержкой психического
развития овладеть разнообразными знаниями
об окружающем мире, развивать у
них наблюдательность и опыт практического
обучения, формировать умение самостоятельно
добывать знания и пользоваться ими.
Психолого-педагогическая коррекция
на протяжении всего ее срока должна
быть систематической, комплексной, индивидуализированной.
При этом важно учитывать неравномерность
появлений познавательной активности
школьника и опираться на те виды
психической деятельности, в которых легче
всего вызывается эта активность, постепенно
распространяя ее на другие виды деятельности.
Необходимо искать виды заданий, максимально
возбуждающие активность ребенка, пробуждающие
у него потребность в познавательной деятельности.
Желательно предлагать задания, требующие
для их выполнения разнообразной деятельности
[Назарова 2006].
Учитель должен приспосабливать
к уровню развития детей с
задержкой психического развития
темп изучения учебного материала
и методы обучения.
Учащиеся этой категории
требуют особого индивидуального
подхода к ним, а их коррекционное
обучение необходимо сочетать с лечебно
оздоровительными мероприятиями. В
случаях тяжелой задержки психического
развития для них должны быть созданы
специальные условия обучения. Необходимо
каждому из таких детей оказать индивидуальную
помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить
их теми или иными способами; объяснить
заново учебный материал и дать дополнительные
упражнения; значительно чаще использовать
наглядные дидактические пособия и разнообразные
карточки, помогающие ребенку сосредоточиться
на основном материале урока и освобождающие
его от работы, не имеющей прямого отношения
к изучаемой теме. Часто учителю приходится
прибегать к наводящим вопросам, аналогиям,
дополнительному наглядному материалу.
При этом важно помнить, что дети с задержкой
психического развития способны работать
на уроке 15-20 минут, затем наступает утомление,
интерес к занятиям пропадает.
Даже элементарные новые
навыки вырабатываются у таких детей
крайне медленно. Для их закрепления
требуются многократные указания и
упражнения. Работа с детьми с задержкой
психического развития требует не только
особых методов, но и большого такта
со стороны учителя. Педагог, используя
поощрения в учебной работе, тем
самым изменяет самооценку ребенка,
укрепляет в нем веру в свои
силы.
При обучении детей
с задержкой психического развития
весьма существенным представляется
подведение их к обобщению
не только по материалу всего
урока, но и по отдельным
его этапам. Необходимость поэтапного
обобщения проделанной на уроке
работы вызывается тем, что
таким детям трудно удерживать
в памяти весь материал урока
и связывать предыдущее с последующим.
В учебной деятельности школьнику
с задержкой психического развития
значительно чаще, чем нормальному
школьнику, дают задания с опорой
на образцы: наглядные, описанные
словесно, конкретные и в той
или иной степени абстрактные.
При работе с такими детьми
следует учитывать, что чтение
ими всего задания сразу не
позволяет правильно понять смысл
в принципе, поэтому желательно давать
им доступные инструкции по отдельным
звеньям
Система коррекционно-развивающего
обучения – форма, дифференцированного
образования, которая позволяет
решать задачи своевременной
активной помощи детям с трудностями
в обучении и адаптации к
школе. В классах коррекционного
развивающего обучения возможно
последовательное взаимодействие
диагностико -консультативного, коррекционно-развивающего,
лечебно-профилактического и социально-трудового
направлений деятельности.
Важным моментом в организации
системы коррекционно-развивающего
обучения является динамическое наблюдение
за продвижением каждого ребенка. Обсуждение
результатов наблюдений проводится
не менее одного раза в четверть
на малых педсоветах или консилиумах.
Особая роль отводится охране и укреплению
соматического и нервно-психического
здоровья учащихся. При успешной коррекции
и сформированности готовности к школьному
обучению дети переводятся в обычные классы
традиционной системы обучения или при
необходимости продолжения коррекционной
работы в классы коррекционно-развивающего
обучения [Бгажнокова 2004].
Коррекционная направленность
обучения обеспечивается набором
базовых учебных предметов, которые
составляют инвариантную часть
учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее
обучение осуществляется учителем
на всех уроках и позволяет
обеспечить усвоение учебного
материала на уровне требований
к знаниям и умениям образовательного
стандарта школы. Проверка и
оценка учебной работы учащихся
классов коррекционно-развивающего
обучения проводятся в соответствии
с требованиями, указанными в вариантных
программах [Бгажнокова 2004]. Коррекция
индивидуальных недостатков развития
осуществляется на индивидуально-групповых
занятиях, специально выделенных для этой
цели. Это могут быть общеразвивающие
занятия, способствующие коррекции недостатков
памяти, внимания, развитию мыслительной
деятельности, закреплению в речи поставленных
логопедом звуков, обогащению и систематизации
словаря. Но могут быть и занятия предметной
направленности – подготовка к восприятию
трудных тем учебной программы, ликвидация
пробелов предшествующего обучения.
Коррекционные занятия учитель
проводит по мере проявления у учащихся
индивидуальных проблем в развитии,
отставания в обучении. При изучении
ребенка обращается внимание на состояние
различных сторон его психической
деятельности – памяти, внимания, мышления,
речи; отмечаются такие его личностные
характеристики, как отношение к
учению, другим видам деятельности,
работоспособность, усидчивость, темп
работы, умение преодолевать затруднения
в решении поставленных задач, использовать
разнообразные способы умственных
и предметно-практических действий
для выполнения заданий. Выделяются
учащиеся, для которых характерны
состояния чрезмерной возбужденности
или, наоборот, пассивности, заторможенности.
В процессе обучения выявляются запас
знаний и представлений, умений и
навыков учеников, которые по сравнению
с одноклассниками отличаются особой
замедленностью восприятия нового материала,
например, несформированностью представлений
и понятий, связанных с пространственными
и количественными отношениями,
трудностями установления логических
связей и взаимосвязей и т.п. Ученики
с задержкой психического развития,
имеющие специфические речевые
нарушения, направляются на занятия
к логопеду, который работает с
ними по своему графику. Изучение индивидуальных
особенностей учащихся позволяет планировать
перспективы и сроки коррекционной
работы с ними.