Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Основной целью исследования является выявление недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватного вхождения в социум.
Объектом исследования является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии и в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Содержание

Введение

1. Организационно-педагогические основы создание классов компенсирующего обучения……………………………………………..

4-15
2. Коррекционная работа в начальной школе
Платонова Светлана Владимировна учитель начальных классов…

15-20
Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КОШКИНА.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

                                                                           Кафедра     методология образования                  

       Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования»

 

 

 

 

Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим  развитием

РЕФЕРАТ

 

Студентки 2 курса заочной формы обучения факультета педагогики начального и специального образования

 

 

 

Курмашовой Арины Капдуловны

 

 

 

Саратов, 2013

Оглавление

Введение

 

1. Организационно-педагогические основы создание классов компенсирующего обучения……………………………………………..

 

4-15

2. Коррекционная работа в начальной школе

     Платонова Светлана Владимировна учитель начальных классов…

 

15-20

Заключение 

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные  усилия, но при достаточном усердии  и они более или менее удовлетворительно  осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в  общем потоке оказывается слишком  трудным и для них самих, и  для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после  комплексного обследования на ПМПК, целью  которого является установление различных  аспектов проблем и выстраивание индивидуального образовательного маршрута, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – классы компенсирующего обучения.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная  социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.

 Основной целью исследования является выявление недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватного вхождения в социум.

Объектом исследования является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии и в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

 Предметом исследования служит процесс обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

 

1. Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения

Организация обучения и воспитания детей с ЗПР регламентирована рядом нормативных государственных  документов.

В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г. (№ 103) стали действовать  специальные (коррекционные) образовательные  учреждения: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных  школах. Особенности работы с данной категорией детей рассматривались  в методических и инструктивных  письмах Министерства просвещения  СССР и Министерства просвещения  РСФСР. В 1997 г. вышло инструктивное  письмо Министерства общего и профессионального  образования «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных  учреждений 1-8 видов».

 Для детей с задержкой  психического развития создаются  специальные (коррекционные) образовательные  учреждения 7 вида.

Коррекционное учреждение 7 вида осуществляет образовательный  процесс с уровнями общеобразовательных  программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень. Начальное  общее образование (нормативный  срок освоения 3-5 лет);

2-я ступень. Основное  общее образование (нормативный  срок освоения 5 лет).

Прием детей в коррекционное  учреждение 7 вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный 1-2 классы, в 3 класс - в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста принимаются во второй класс коррекционного учреждения, начавшие обучение с 6-летнего возраста - в 1 класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1 класс коррекционного учреждения (нормативный срок освоения 4 года); с 6-летнего возраста принимаются в подготовительный класс (нормативный срок освоения 5 лет) [Певзнер 1986].

Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном  учреждении - 12 человек. Перевод воспитанников  в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонения в их развитии после получения  начального общего образования. С целью  уточнения диагноза воспитанник  может находиться в коррекционном  учреждении 7 вида в течение одного года.

Однако основная масса  детей психического развития обучается  в классах коррекционно-развивающего обучения (в некоторых регионах их продолжают называть «классы выравнивания», «классы для детей с задержкой  психического развития») при общеобразовательных  массовых школах. Механизм направления  детей в классы коррекционно-развивающего обучения и организации обучения такие же, что и в коррекционных  учреждениях 7 вида.

Дети в этих классах  занимаются по учебникам общеобразовательных  школ по специальным программам. В  настоящее время в основном полно  разработаны программы классов  коррекционно-развивающего обучения первой ступени. Они обеспечивают усвоение содержания начального образования  и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся.

 Обучение на второй  ступени (5-9 классы) осуществляется  по программам общеобразовательных  массовых школ с некоторыми  изменениями (сокращение некоторых  учебных тем и объема материала  в них).

После получения основного  общего образования выпускник школы  получает свидетельство об образовании  и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени  и получить среднее (полное) общее  образование.

Задача специальной коррекционной  работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у  них наблюдательность и опыт практического  обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Психолого-педагогическая коррекция  на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность  появлений познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Желательно предлагать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности [Назарова 2006].

 Учитель должен приспосабливать  к уровню развития детей с  задержкой психического развития  темп изучения учебного материала  и методы обучения.

Учащиеся этой категории  требуют особого индивидуального  подхода к ним, а их коррекционное  обучение необходимо сочетать с лечебно  оздоровительными мероприятиями. В  случаях тяжелой задержки психического развития для них должны быть созданы  специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития способны работать на уроке 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

Даже элементарные новые  навыки вырабатываются у таких детей  крайне медленно. Для их закрепления  требуются многократные указания и  упражнения. Работа с детьми с задержкой  психического развития требует не только особых методов, но и большого такта  со стороны учителя. Педагог, используя  поощрения в учебной работе, тем  самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.

 При обучении детей  с задержкой психического развития  весьма существенным представляется  подведение их к обобщению  не только по материалу всего  урока, но и по отдельным  его этапам. Необходимость поэтапного  обобщения проделанной на уроке  работы вызывается тем, что  таким детям трудно удерживать  в памяти весь материал урока  и связывать предыдущее с последующим.  В учебной деятельности школьнику  с задержкой психического развития  значительно чаще, чем нормальному  школьнику, дают задания с опорой  на образцы: наглядные, описанные  словесно, конкретные и в той  или иной степени абстрактные.  При работе с такими детьми  следует учитывать, что чтение  ими всего задания сразу не  позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям

 Система коррекционно-развивающего  обучения – форма, дифференцированного  образования, которая позволяет  решать задачи своевременной  активной помощи детям с трудностями  в обучении и адаптации к  школе. В классах коррекционного  развивающего обучения возможно  последовательное взаимодействие  диагностико -консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Важным моментом в организации  системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся. При успешной коррекции  и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения [Бгажнокова 2004].

 Коррекционная направленность  обучения обеспечивается набором  базовых учебных предметов, которые  составляют инвариантную часть  учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее  обучение осуществляется учителем  на всех уроках и позволяет  обеспечить усвоение учебного  материала на уровне требований  к знаниям и умениям образовательного  стандарта школы. Проверка и  оценка учебной работы учащихся  классов коррекционно-развивающего  обучения проводятся в соответствии  с требованиями, указанными в вариантных программах [Бгажнокова 2004]. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря. Но могут быть и занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения.

Коррекционные занятия учитель  проводит по мере проявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. При изучении ребенка обращается внимание на состояние  различных сторон его психической  деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечаются такие его личностные характеристики, как отношение к  учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения  в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Выделяются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности. В процессе обучения выявляются запас  знаний и представлений, умений и  навыков учеников, которые по сравнению  с одноклассниками отличаются особой замедленностью восприятия нового материала, например, несформированностью представлений  и понятий, связанных с пространственными  и количественными отношениями, трудностями установления логических связей и взаимосвязей и т.п. Ученики  с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые  нарушения, направляются на занятия  к логопеду, который работает с  ними по своему графику. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать  перспективы и сроки коррекционной  работы с ними.

Информация о работе Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим развитием