Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:56, контрольная работа
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней.
Введение………………………………………………………………….…………3
1. Теоретические основы. Проблемы речевого
развития детей раннего возраста…………………………………………………4
1.1.Речевое развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………….4
2.Особенности раннего речевого развития детей………………………..…….11
2.1.Развитие понимания речи…………………………………………………….11
2.2.Развитие понимания собственной речи……………………………………..12
2.3.Развитие способности к выполнению речевых инструкций………............18
Заключение…………………………………………………………………… ….22
Список литературы……………………………………………………………….24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Контрольная работа
По курсу: « Невропатология»
На тему: «Особенности речевого развития детей первых лет жизни»
Выполнила студентка 2 курса 275 группы заочного отделения
Педагогики начального и специального образования
факультета СГУ
Ляшенко Ольга Ивановна
Саратов 2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы. Проблемы речевого
развития детей раннего возраста…………………………………………………4
1.1.Речевое развитие детей раннего
возраста как психолого-педагогическая
проблема…………………………………………………………
2.Особенности раннего речевого развития детей………………………..…….11
2.1.Развитие понимания речи…………………………………………………….11
2.2.Развитие понимания собственной речи……………………………………..12
2.3.Развитие способности к выполнению речевых инструкций………............18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Ранний
возраст является наиболее важным в развитии
всех психических процессов, а особенно
речи. По своему жизненному значению речь
имеет полифункциональный характер. Она
является не только средством общения,
но и средством мышления, носителем сознания,
памяти, информации, средством управления
поведением других и регуляции собственного
поведения человека, то есть в своих различных
функциональных значениях представлена
в разных формах внешней и внутренней.
Внешняя представлена следующими видами:
устная речь (монолог, диалог); письменная
речь. На ее развитие оказывают влияние
множество факторов: внешние (экзогенные)
и внутренние (эндогенные), а также условия
окружающей среды.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж.Пиаже, В.Штерна и др.
1. Теоретические
основы. Проблемы развития речи детей
третьего года жизни.
1.1.Речевое развитие
детей раннего возраста как психолого-педагогическая
проблема.
Ранний возраст-это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл. Одним из основных новообразованием данного возраста является развитие речи. В настоящее время в психологии нет единого определения речи. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно, психологическому словарю Речь (анг. Speech) – исторически
сложившаяся форма общения людей по средствам языка.
По мнению Р.С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки,
хранения и передачи информации.
Проблема речевого развития нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. « Речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека». В развитии структуры речи он отмечал, что отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением, будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2—3 слов); они представляют собой сначала как цепь однословных предложений. На третьем году жизни ребенок переходит к флексийной речи.
В первый
период появления предложений (2—2,5 года),
речь ребенка представляет собой простое
«рядоположение» главных предложений;
придаточные предложения отсутствуют:
ребенок овладевает формой паратаксиса (форма
главного предложения). Главные предложения
не связаны или очень слабо связаны тонкой
нитью союзов. Затем, приблизительно с
2,5 лет, начинает появляться форма придаточного
предложения - гипотаксис. Это значит, что
в речи ребенка устанавливаются отношения
подчинения (между придаточным предложением
и главным и соподчинения между различными
придаточными предложениями). Архитектоника
речи усложняется. В речи выделяются отдельные,
относительно самостоятельные части,
которые связываются между собой различными
отношениями — пространственными, временными.
С точки
зрения Рубинштейна, факт столь раннего
появления в речи ребенка форм, выражающих
причинные , а затем и различные логические
отношения в сопоставлении с данными об
умственном развитии ребенка говорит
в пользу того, что оперирование словами,
выражающими отношения причинности, основания,
противопоставления в привычных построениях,
не доказывает, что ребенок вполне осознал
и те принципы или отношения, для выражения
которых они служат в речи взрослых. Таким
образом, речь оказывает определенное
влияние на умственное развитие ребенка,
включаясь в процесс формирования речевые
формы, опережая уровень умственного развития,
являются отложившимся в форме речи выражением
общественного осознание сложившегося
в результате общественной практики.
Развитие связной речи имеет особое значение,
отмечал Рубинштейн. Связная речь- речь,
которая отражает в речевом плане все
существенные связи своего предметного
содержания. Связность собственно речи
означает адекватность речевого оформления
мысли говорящего или пишущего с точки
зрения ее понятности для слушателя или
читателя. Связная речь — это такая речь,
которая может быть вполне понята на основе
ее собственного предметного содержания.
Для того чтобы ее понять, нет необходимости
специально учитывать ту частную ситуацию,
в которой она произносится; все в ней
понятно для другого из самого контекста
речи; это контекстная речь.
Различая,
таким образом, ситуативную и контекстную
речь по господствующей ее черте, нельзя,
внешне их противопоставлять. Всякая речь
имеет некоторый контекст, и всякая речь
связана и обусловлена некоторой ситуацией.Ситуативные
и контекстные моменты всегда находятся
во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении;
речь может идти о том, какая из них является
в каждом данном случае господствующей.
Когда у ребенка третьего года жизни, развивается
контекстная связная речь, она не наслаивается
внешне над ситуативной и не вытесняет
ее; они сосуществуют, причем ребенок,
как и взрослый, пользуется то одной, то
другой в зависимости от содержания, которое
надо сообщить, и характера самого общения.
В процессе
речевого развития ребенка имеется этап,
который лишь в исключительных случаях,
длится продолжительное время. Л.С. Выготский,
назвал его «малой речью». «Речь сразу
начинает расшатывать сенсомоторное единство,
разбивать ситуационную связность ребёнка».
Понять новое в отношениях
ребенка со средой в раннем детстве
можно в свете анализа развития
детской речи, так как развитие
речи как средства общения, как средства
понимания речи окружающих представляет
собой центральную линию
А.А.Леонтьев в рамках деятельностного
подхода рассматривал речь как деятельность.
Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям трехлетнего возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.
Использование разнообразных видов деятельности
формирует у ребенка потребность в овладении
речью. Наличие мотива - важное
условие, как для восприятия речи, так
и для активного пользования, ею в общении.
В результате этого речь быстро становится
объектом наблюдения ребёнка.
Среди зарубежных психологов занимавшихся
проблемой развития речи следует отметить
Ж. Пиаже. Он отмечал, что у детей на третьем
году жизни приходится наблюдать склонность
к монологизированию. Дети в этом возрасте
иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь.
Эту монологическую речь Ж. Пиаже назвал
эгоцентрической, попытавшись связать
ее со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая
речь, по Пиаже: 1) не служит целям сообщения,
не выполняет коммуникативных функций;
эта речь не для другого, а для себя; она
протекает независимо от того, слушают
ли и понимают ли ее; с этим функциональным
ее характером связаны особенности ее
содержания и структуры; 2) будучи речью,
для себя, а не для другого, она в соответствии
с этим — речь со своей точки зрения, не
учитывающая точки зрения другого и не
приноравливающаяся к ней; 3) она по преимуществу
и есть речь ребенка о себе. « Всякая эгоцентрическая
речь по своей структуре занимает промежуточное
место между аутистической мыслью и направленным
пониманием».
Монологическую речь, как речь эгоцентрическую,
Пиаже противопоставляет речи социализированной.
Социализированная речь — это речь, выполняющая
функцию сообщения. К социализированной
речи Пиаже относит различные формы приноравливающейся
информации, сообщения мыслей, критику,
вопросы и ответы, просьбы, приказания.
« Речь ребенка более эгоцентрична, чем
наша, и что она представляет собой средину
между аутизмом в строгом смысле слова
и социализированной речью».
Пиаже
считает, что эгоцентрическая речь является
генетически первичной; социальная речь
развивается из нее или, по крайней мере
путем ее вытеснения.
Эта концепция развития речи связана с
общей концепцией Пиаже, согласно которой
эгоцентризм является исходным фактом,
определяемым природой ребенка, а дальнейшее
его развитие совершается путем происходящей
извне социализации, вытесняющей первично
заложенный в природе ребенка эгоцентризм.
Эгоцентрическая речь всячески обыгрывается Пиаже, потому что в ней он ищет фактическую основ для своей теории эгоцентризма.
Попытка Пиаже истолковать
монологическую речь как речь эгоцентрическую
в том специфическом смысле, который
придает ей он, и превратить речь
в центральный факт психологии ребенка,
в целом ошибочна. « Эта речь
эгоцентрична, - говорит Пиаже, - прежде
всего потому, что ребенок говорит
лишь о себе, и главным образом
потому, что он не пытается стать
на точку зрения собеседника». С
самого начала, как только у ребенка
возникает речь в подлинном смысле
слова, она социальна. Более сложные
совершенные формы
Переломный и решающий
для всего речевого развития момент,
открыт Штерном верно, но объяснен интеллектуалистически,
то есть ложно. Штерн указал два объективных
симптома, которые позволяют судить
о наличии этого переломного
момента и значение которых в
развитии речи трудно преувеличить:
1) возникающие тотчас же по наступление
этого момента так называемые вопросы
о названиях.
2) резкое скачкообразное увеличение словаря
ребенка.
Активное
расширение словаря , проявляющееся в
том, что ребенок сам ищет слово, спрашивает
о недостающих ему названиях предметов,
и указывает на совершенно новую, принципиально
отличную от прежней фазу в развитии ребенка:
от сигнальной функции речи ребенок переходит
к сигнификативной, от пользования звуковыми
сигналами — к созданию и активному употреблению
звуков. В. Штерн пытается в учении о детской
речи — подняться над крайностями эмпиризма
и нативизма. Штерн пытается учесть и роль
подражания, и спонтанную деятельность
ребенка в развитии речи. «Мы должны здесь
применить, говорит он, — понятие конвергенции:
лишь в постоянном взаимодействии внутренних
задатков, в которых заложено влечение
к речи, и внешних условий в виде речи окружающих
ребенка людей, которая дает этим задаткам
точку приложения и материал для их реализации,
совершается завоевание речи ребёнком.
Информация о работе Особенности речевого развития детей первых лет жизни