Особенности речевого развития детей первых лет жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………3
1. Теоретические основы. Проблемы речевого
развития детей раннего возраста…………………………………………………4
1.1.Речевое развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………….4
2.Особенности раннего речевого развития детей………………………..…….11
2.1.Развитие понимания речи…………………………………………………….11
2.2.Развитие понимания собственной речи……………………………………..12
2.3.Развитие способности к выполнению речевых инструкций………............18
Заключение…………………………………………………………………… ….22
Список литературы……………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 2 файла

контрольная по невропатологии 1.docx

— 47.97 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

контрольная по невропатологии 2.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

Психическое состояние детей  с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью — в  других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.

Несмотря на указанные  особенности онтогенеза, психическое  развитие большинства заикающихся  с неврозоподобной формой происходит в пределах нормы. Они своевременно поступают в школу. В школе  успевают средне, но как правило, успешно ее заканчивают. Многие поступают в техникумы, институты.

В тех случаях, когда дети с неврозоподобной формой заикания получают своевременную (т.е. приближенную ко времени появления заикания) и  достаточно длительную (т.е. в течение, как минимум, целого года) регулярную логопедическую помощь, то как правило, такие дети не нуждаются в повторных  курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной. Катамнестические исследования свидетельствуют о  том, что в этих случаях заикание не рецидивирует.

В тех случаях, когда своевременно и в полном объеме не оказывается  логопедическая помощь, неврозоподобная  форма заикания имеет склонность кпрогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания. Дети, не получившие своевременной логопедической помощи, с трудом обучаются в общеобразовательной школе. Именно эти заикающиеся нередко входят в число учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Они выбирают профессию, как правило, не связанную с речевой нагрузкой и редко заканчивают высшие учебные заведения.

У лиц с неврозоподобной  формой заикания в возрасте 14-17 дет  порой появляются личностные переживания  в связи с дефектом речи. Они  носят редуцированный характер и  не имеют черт глубокого, эмоционально ярко окрашенного переживания своей  речевой малоценности, как это  бывает у подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.

Для подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания наиболее характерно пассивное отношение  к своему речевому дефекту. Они обращаются за помощью, как правило, по настоянию  своих родных или близких знакомых. В процессе коррекционного воздействия  заикающиеся этой группы недостаточно активны и инициативны.

При хроническом течении  неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется  нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Как правило, отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задержка, прерывистость, судорожность и т.д. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев  рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими  содружественными движениями, напоминающими  гиперкинезы, т.е. насильвенные сокращения мышц, не носящие маскирующего или  эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое  общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство  физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации  к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству  из них занятия с логопедом  приносят облегчение в речи, в тех  случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи.

Таким образом, для неврозоподобной  формы заикания характерно:

1) судорожные запинки  появляются у детей в возрасте 3-4 года;

2) появление судорожных  запинок совпадает с фазой  развития фразовой речи;

3) начало заикания постепенное  вне связи с психотравмирующей  ситуацией;

4) отсутствие периодов  плавной речи и малая зависимость  качества речи от речевой ситуации;

5) привлечение активного  внимания заикающихся к процессу  говорения облегчает речь;

6) физическое или психическое  утомление, соматическаяослабленность  ухудшают качество речи.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая  картина речевой патологии которых  бывает смешанной.

Так, реактивное психогенное  начало заикания может наблюдаться  и у детей с органической неполноценностью мозга. В таких случаях на фоне задержки психомоторного и речевого развития, несовершенства звукопроизносительной  стороны речи бывает достаточно “незначительного”  психогенного воздействия, чтобы нарушилась хрупкая координация речедвигательного  акта и появились бы судорожные запинки. Такое невротическое по своему происхождению  заикание имеет сложную клиническую  картину, в которой сочетаются симптомы разных уровней поражения деятельности центральной нервной системы  функционального и органического.

В других случаях неврозоподобная  форма заикания может осложняться  целым комплексом вторичных невротических  реакций, связанных с особенностями  личностного реагирования на речевой  дефект, что “маскирует” истинную природу речевой патологии. Такие  формы речевой патологии являются смешанными и труднее поддаются  коррекционным воздействиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Заикание относится к  одному из самых мучительных для  человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине  речь вдруг отказывает ему в самый  ответственный момент, оставляя полностью  беспомощным перед своим собеседником. Поэтому вопрос заикания в настоящее  время представляет значительный научный  и практический интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
  2. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.— 1992.
  3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993.
  4. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. —1959.
  5. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
  6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.—1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности речевого развития детей первых лет жизни