Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ различных подходов к проблеме речевой деятельности дошкольников.
Задачами исследования являются:
1) анализ теоретических основ проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях: определение понятия речи, языка, речевой деятельности различных авторов, соотношения понятий речи и языка, речевой деятельности и речевой культуры, современных методик развития речи различных авторов;
2) анализ особенностей речевой деятельности дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях……………………..5
1.1. Определение понятий «речи», «языка», «речевой деятельности» в современных психолого - педагогических исследованиях……………........….5
1.2. Проблема развития речи дошкольников в современных психолого-педагогических исследованиях………………………………………………... 11
Глава 2. Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста…17
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………......26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические
основы проблем речевой деятельности
в современных психолого-
1.1. Определение понятий «речи», «языка», «речевой деятельности» в современных психолого - педагогических исследованиях……………........….5
1.2. Проблема
развития речи дошкольников в
современных психолого-
Глава 2. Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста…17
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….....
Изучение проблем речевой деятельности у детей дошкольного возраста определяется особой ролью речи в становлении и развитии личности каждого ребенка. С помощью языка ребенок приобщается духовным и культурным ценностям, историческому наследию. Огромное значение приобретает изучение речевой деятельности на этапе ее становления, поскольку именно в этот период закладываются основы интеллектуального развития, являющиеся предпосылкой для успешного обучения ребенка в школе.
Проблема речевой деятельности достаточно давно является предметом особого внимания ученых различных областей гуманитарного знания: педагогов, психологов, лингвопсихологов, логопедов. Фундаментальные концепции по теории речевой деятельности в рамках отечественной психолингвистики были положены в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Ф.М. Сохин, А.М. Шахнарович и др.
В то же время, недостатки в речевом развитии являются фактором, препятствующим развитию личности в целом. В современных исследованиях отмечается снижение уровня общей культуры личности, а также речевой культуры в целом, речевой культуры детей как дошкольного, так школьного возраста в частности. Указанные негативные явления обуславливаются комплексом факторов социально-экономического, демографического и бытового характера, сложившихся в современном российском государстве. К указанным факторам можно отнести снижения уровня читательской активности как взрослого, так и детского населения, злоупотребление просмотром телепередач, недостаточное внимание к проблеме развития речи в семье и др.
Актуальность темы исследования обусловлена также изменениям в социальном заказе, стоящим перед проблемой развития речи в современном обществе. Под развитием речи сегодня следует понимать не только освоение дошкольником родного языка и культуры речи, правильного, грамотного произношения, построения фраз и предложений в соответствие в правилами русского литературного языка, но и решение таких задач, как эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, уровня креативности ребенка посредством речевой деятельности. Большое значение современными учеными и следователями уделяется проблемам соответствующей мотивировки развития речевой деятельности (Яшина Б.И.), диагностике речевого развития конкретного ребенка (О.Г. Громова), взаимосвязи морально - нравственного воспитанию дошкольника и развития речевой деятельности (И.В. Сушкова).
Объектом настоящего исследования выступает проблема речевой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях. Предметом исследования - речевая деятельность дошкольников.
Целью настоящей работы является анализ различных подходов к проблеме речевой деятельности дошкольников.
Задачами исследования являются:
В
ходе настоящего исследования
нами был использован диалектич
При написании курсовой работы был использован междисциплинарный подход, который заключается в рассмотрении исследуемой проблемы в рамках различных областей научного знания – психологии, лингвопсихологии, педагогики.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Проблема речевой деятельности достаточно давно является предметом особого внимания ученых различных областей гуманитарного знания: педагогов, психологов, лингвопсихологов, логопедов, что объясняется особой ролью речевой деятельности как высшей психической функции человеком, базовой составляющей деятельности интеллектуальной. Особое значение имеет изучение речевой деятельности на этапе ее становления. Развитие речи является базовым звеном в формировании личности ребенка в целом. Посредством языка ребенок приобщается к многовековой истории, культуре страны и мира, общечеловеческим ценностям. В то же время, недостатки в речевом развитии ребенка являются первопричиной многих проблем. Развитие речи органично связано с умственным воспитанием, поскольку развитие мышления человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. С учетом изложенного, изучение теории речевой деятельности является необходимым элементом образовательного процесса педагогов, психологов, лингвистов.
Начало фундаментальным концепциям по теории речевой деятельности в рамках отечественной психолингвистики было положено в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев Ф.М. Сохин, А.М. Шахнарович и др.
В рамках настоящей работы определим такие понятия, как «речь», «язык», «речевая деятельность», рассмотрим подходы современных исследователей к содержанию и сущности.
Так, в общей психологии речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, включающая в себя процессы порождения и восприятия (приема и анализа) для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.
Большинством ученых речь понимается двояко: как собственно деятельность, порождаемую в форме некоего акта, и как речевые действия, опосредующие неречевую деятельности (20).
Само общение реализуется посредством языка, предоставляющего собой систему знаков, опосредующего взаимоотношения людей в процессе общения, осуществления какой-либо деятельности. Средством осуществления речевой деятельности выступают знаки языка. С точки зрения психолингвистики, язык представляет собой целостную систему знаков, состоящих из трех взаимосвязанных компонентов: языковой способности, языкового процесса и языковых произведений. При этом, под языковой способностью следует понимать способность к адекватному использованию средств, знаков языка для осуществления языковой деятельности во всех ее видах и формах реализации. Языковой процесс представляет собой форму реализации языковой способности, выражающейся в осуществлении комплекса взаимодействующих языковых операций (семантических, синтаксических, лексических, морфологических). Под языковыми же произведениями понимается сама реализации языкового процесса (20).
Рассмотрим проблему соотношения понятий речи и языка, в работах современных исследователей.
Указанной проблеме большое
внимание уделено в работе Львова М.Р.
«Основы теории речи». Язык определяется
автором как знаковая система, состоящая
из слов, звуков, морфем, словосочетаний,
фразеологических единиц и пр. Язык опосредует
эмоции, мысли человека, используется
для общения с самим собой и с другими
людьми.
Речь же, по мнению автора, представляет
собой само общение, выражение мысли. Кроме
того, Львовым М.Р. были выделены следующие
отличительные признаки данных понятий:
- Язык являет собой потенциальную систему знаков. Речь же представляет собой продукт языка. Под речью понимается мотивированная деятельность, опосредованная обстоятельствами реальной действительности и направленная на реализацию общественных задач и функций;
- Язык стабилен, консервативен. Речь развивается динамично, в ней появляются, различные языковые отклонения (фонетические, грамматические, синтаксические), которые либо в дальнейшем устраняются литературной нормой, либо сохраняются под воздействием различных факторов (упрощения правил языка, заимствования и пр.);
- Язык подчиняется норме русского литературного языка, отклонение от которой недопустимо. Нормы языка формулируются специалистами-филологами, ориентируясь на языковые традиции, правила, а также на так называемое языковое чутье, которым должен обладать каждый специалист – языковед. Речь же неустойчива, она допускает различные отклонения, тем самым постоянное корректирует язык.
- Язык является фактором, объединяющим народность, нацию, государство. Что касается речи, то в ней присутствую профессионализмы, диалекты, жаргонизмы. Тем самым, речь выполняет как объединяющую, так и разобщающуюся функцию.
- Язык имеет уровневую структуру (его уровни: произносительный, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический, уровень текста). Речь же имеет линейную структуру, сравниваемую автором с цепочкой. Язык конечен: в нем строгое число звуков (фонем), морфем, падежей, даже слов. Речь теоретически бесконечна: количество предложений настолько велико, что вряд ли возможно сосчитать, а количество текстов не может быть сочтено даже теоретически (6, С. 10-14).
По мнению Стародубовой А.Н., язык представляет собой систему знаков. При этом язык и речь рассматриваются автором как взаимосвязанные и взаимозависимые стороны речевой деятельности людей Язык представляет собой потенциальную систему знаков, хранящуюся в памяти человека, опосредованных речью, речь же понимается автором как продукт языка, мотивированный и опосредованный ситуацией, имеющей конкретную цель (9, 11).
Рассмотрим понятие речевой деятельности. Речевая деятельность является разновидностью любой деятельности, она обладает признаками, присущими любой деятельности (предметность, целенаправленность, субъектность, адаптивность и пр.).
По мнению Леонтьева А.А., речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, несоотносимый непосредственно с классическими видами деятельности, такими, как например, труд или игра. «Речевая деятельность в виде отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место тогда, когда лежащий в ее основе побуждающий мотив не может быт удовлетворен другим способом, кроме речевого» (4, С. 36). Тем самым, речевая деятельность представляет собой некую абстракцию, отличную от иных (неречевых видов деятельности).
Вышеназванным автором выделяются следующие отличительные признаки речевой деятельности:
Кроме того, Леонтьевым А.А. исследуется проблема соотношения речевой деятельности и деятельности общения. Общение определяется автором как деятельность, направленная на решение задач социальной связи. Деятельность общения – это специфическая человеческая деятельность, проявляющаяся в общении и взаимодействии с предметами окружающего мира. Таким образом, по мнению автора, указанные понятия соотносятся как общее и частное. Речь в этом случае может рассматриваться как форма и одновременно способ деятельности общения.
В то же время, в науке преобладает понимание речевой деятельности как двуаспектной, включающей в себя как собственно речевую деятельность, выражающуюся в форме общения, обсуждения чего-либо, так и речевых актов, опосредующих иные виды деятельность (трудовую, образовательную и пр.).
По нашему мнению, речевая деятельность обладает единой природой вне зависимости от того, на решение каких – собственно речевых или иных задач направлена. С учетом изложенного, наиболее предпочтительным представляется определение Зимней И.А., по мнению которой речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный, содержательный процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребностей человека в процессе общения (2, С.112).
Информация о работе Особенности речевой деятельности детей дошкольного возраста