Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.
Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов

Содержание

Введение
Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников
1.1.Физическое развитие и особенности телосложения современных школьников
1.2.Физическая подготовленность современных школьников
1.3.Особенности физического развития детей и подростков, живущих с учетом социально-экономических условиях
1.4.Умственная работоспособность современных школьников
Глава 2.Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
2.2.Методика исследования
2.3.Методы статистической обработки
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
3.1.Анализы индексов телосложения
3.2.Физическая подготовленность
3.3.Анализ умственной работоспособности у городских и сельских школьников
Выводы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie_0.docx

— 112.39 Кб (Скачать файл)

        Индивидуальный уровень физической подготовленности школьников является свободный выбор из предложенных физических упражнений, характеризующих те или иные физические качества. Это касается в первую очередь дошкольников и школьников, которых необходимо увлечь разнообразной двигательной активностью, проявляемой на физкультурно-оздоровительных, спортивных и других занятиях. Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года,[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Умственная работоспособность современных школьников.

Долгое время в литературе разрабатывался вопрос о качестве населения. Это понятие включает в себя такие компоненты, как повышение уровня образования, улучшение его социального и профессионального состава и др. Качество населения включает в себя и состояние его здоровья. С полным правом можно отнести к перечисленным признакам и умственную работоспособность.

Каждый человек хочет обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с производственными нагрузками, успешно решать всевозможные проблемы.

От умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные обязанности, а также возможность его профессионального совершенствования и роста. В целом, можно расценивать умственную работоспособность в качестве важнейшего показателя функционального состояния психики, да и, пожалуй, всего организма.

Этот показатель отражает также способность человека успешно адаптироваться к среде, управлять ситуацией и определяет, в конечном счете, степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека. Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся.

Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья.

Поскольку главным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является снижение или повышение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач, одним из ведущих показателей активного функционального состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики – восприятие, внимание, память и др,[1].

Умственная работоспособность, по мнению Ю.М. Пратусевича, каждый отрезок времени наиболее адекватно отражает функциональное состояние школьников, их возможности в овладении различными учебными предметами.

Изучению умственной работоспособности посвящено очень много работ. Однако, как справедливо отмечают А.О. Наватикян и В.В. Крыжановская, в настоящее время нет общепринятого определения этого термина, поэтому многие авторы, рассуждая об изменениях работоспособности, их причинах, методах ее измерения, воздерживаются от определения этого понятия. Наиболее импонирующим представляется определение Р.М. Баевского: умственная работоспособность – это «определенный объем умственной работы, выполняемый без снижения, установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма».

Такое определение предполагает возможность колебаний объема выполняемой каждым субъектом умственной работы, т.е. наличия у него в разные отрезки времени высокой, средней или низкой работоспособности. Опыт при этом свидетельствует, что, несмотря на колебания, вызванные разными причинами, каждому субъекту присущ преимущественно свойственный ему уровень умственной работоспособности – высокий, средний или низкий.

Показателем благоприятного функционального состояния служит, конечно, высокая умственная работоспособность. Вот почему уровень умственной работоспособности служит одним из основных показателей психического здоровья учащихся и поддержание ее высокого уровня – ведущая задача сохранения психического здоровья школьников, то есть психогигиены,[2].

Суждение о работоспособности школьников чаще всего опирается на результаты дозированных заданий типа корректурных проб.   Эта методика достаточно информативна для оценки влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма и широко применяется в гигиенических исследованиях. По объему выполненной работы, т.е. числу прослеженных знаков при заданном времени, устанавливают скорость работы, число же ошибок в пересчете на постоянный объем работы характеризует ее точность. По скорости и точности в совокупности определяют продуктивность работы,[23].

Еще исследованиями М.В. Антроповой. Е.М. Вайнруб и др. было доказано, что показатели работоспособности, выявленные методикой дозирования работы во времени с помощью буквенных таблиц, весьма информативны и согласуются с показателями, характеризующими высшую нервную деятельность учащихся,[2].

Метод корректурных проб на таблицах Анфимова обладает – существенными преимуществами, связанными, прежде всего, с его массовостью (возможностью одновременного исследования большого количества детей) и простотой.

Преимущество метода заключается и в объективной количественной оценке полученных результатов, что при динамических исследованиях имеет решающее значение, так как обеспечивает возможность сравнения,[23].

Как справедливо считает Н.Н. Куинджи, в целях охраны здоровья школьников в образовательных учреждениях должна проводиться работа по оценке влияния существующей организации образовательного процесса на организм учащихся и, прежде всего, на их умственную работоспособность, как функцию центральной нервной системы, наиболее нагружаемую в процессе учебной деятельности. Эта рекомендация наиболее актуальна для школ с углубленным содержанием образования, а также для применяющих нетрадиционные педагогические технологии,[19].

Как стать работоспособнее, учиться и трудиться эффективнее? Современная медицина, ее психогигиенический раздел, может подсказать наиболее оптимальные пути, методы поддержания и даже совершенствования умственной работоспособности. Прежде всего доказана возможность тренировать ее, как и многие другие человеческие способности.

Для поддержания высокого уровня умственной работоспособности важную роль играет пунктуальное соблюдение режима учебы, труда и отдыха (прежде всего, достаточно продолжительный ночной сон), четкий распорядок дня, отсутствие конфликтных ситуаций и т.п. Большой ущерб умственной работоспособности наносит несистематичность занятий, пренебрежение к физкультурным паузам.

О благотворном влиянии физкультуры на умственную деятельность научная медицина узнала сравнительно недавно, однако соответствующие эмпирические наблюдения велись многими выдающимися писателями и учеными с давних времен,[14].

Например, Сократ считал, что во время ходьбы мысль становится яснее, быстрее появляются удачные варианты решения задач. Аналогичные высказывания делал Аристотель. Интересные догадки о положительном влиянии физической активности на умственную деятельность содержатся в трудах Гиппократа и Авиценны. В этой же связи можно упомянуть А.С. Пушкина, отмечавшего тесную связь между занятиями спортом (верховая езда) и приливом творческих сил, Л.Н. Толстого, который в перерывах в работе над своими знаменитыми произведениями пахал плугом землю, косил траву, И.П. Павлова любившего старинную русскую игру «городки», плавание, езду на велосипеде, работу в саду. В письме к донецким шахтерам академик И.П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками...».

В настоящее время многими авторами указывается, что повышение умственной работоспособности под влиянием физических упражнений носит не преходящий, а закономерный характер. В целом, для того чтобы поддерживать хорошую умственную форму, необходимо следить за физической формой. И коротко суть вопроса можно сформулировать так: все, что полезно для здоровья, хорошо и для умственной работоспособности и наоборот.

Глава II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Организация исследования.

Для результативного осуществления образовательного процесса  в школах, как города, так и села необходимо действие целого комплекса факторов.

Здесь играют роль и физическая подготовленность, физическое состояние, умственная работоспособность, готовность к обучению учащихся, и соответствие учебной программы имеющемуся образовательному уровню, и количество часов, которые школьники уделяют занятиям спортом.

Учитывая указанный спектр проблем,  понятно обращение к этой проблематике со стороны самых разных категорий участников образовательного процесса. Поэтому в данное время высокая актуальность проблемы особенностей функционального состояния городских и сельских школьников.

В рамках научной студенческой работы было проведено изучение особенностей функционального состояния городских и сельских школьников.

Экспериментальными базами исследования являлись школа № 36 города Владимира и общеобразовательная школа деревни Пески Вязниковского района. В экспериментальных исследованиях принимали участие 60 школьников 8-х классов города и села: 30 девочек и 30 мальчиков, в возрасте от 14 до 15 лет.

Измерения проводились в период учебного года 2009 – 2010.

Этапы исследования:

1) Определение физического состояния  городских и сельских школьников.

2) Определение уровня физической  подготовленности учащихся, как в городе, так и в селе.

3) Определение  умственной работоспособности, зрительной памяти сельских и городских школьников.

4) математическая обработка экспериментального  материала.

 

 

 

2.2 Методика исследования.

Исследование состояния физического развития детей и подростков имеет большое значение для оценки их здоровья.

Современное понятие «физическое развитие» определяется состоянием морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма.

В практике исследования физического развития школьников обычно используют широко известные методы антропометрии, физиометрии.

Для решения поставленной проблемы был проведен ряд экспериментальных исследований, с целью изучить функциональное состояние городских и сельских школьников.

1. Антропометрические показатели:

а) длина тела (см),

б) масса тела (кг).

 Антропометрическое обследование  детей и подростков производится  стандартным инструментарием по  общепринятой унифицированной методике.

2. Физиометрические показания.

При оценке физического развития школьников исследовали следующие Физиометрические параметры:

а) жизненная емкость легких (л),

б) сила сжатия кисти (кг).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Этот показатель является важной характеристикой функционирования дыхательной системы.

Жизненная емкость легких – это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после глубокого вдоха (количественная мера мл или л.).

Жизненная емкость легких меняется с возрастом и зависит от длинны тела, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц и пола.

Для определения жизненной емкости легких используется прибор спирометр.

Сила сжатия кисти.

Мышечная сила зависит от возраста, уровня двигательной активности и тренированности.

Мышечную силу сгибателей правой и левой кисти руки измеряют с помощью пружинного динамометра типа ДР. – 30 в кг. При измерении рука должна быть выпрямлена и отведена вперед и в сторону. Измерения повторяют 2 – 3 раза и записывается лучший результат.

3. Индексы физического  развития.

Индексы физического развития представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков и дают возможность оценить физическое развитие. Индексы являются более информационными по сравнению с отдельными антропометрическими значениями, поэтому мы используем их в своей работе.

Метод индексов позволяет делать  оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических и физиометрических признаков.

а) Индекс Кетле (массо – ростовой).

Этот индекс рассчитывается по формуле: масса тела (г) делится на длину тела (см).

Норма для юношей – 350-400 г/см; для девушек – 325-375 г/см.

б) Жизненный индекс (ЖИ) - определяется путем деления показателей жизненной емкости легких на вес тела и рассчитывается по следующей формуле.

Информация о работе Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.