Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.
Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов

Содержание

Введение
Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников
1.1.Физическое развитие и особенности телосложения современных школьников
1.2.Физическая подготовленность современных школьников
1.3.Особенности физического развития детей и подростков, живущих с учетом социально-экономических условиях
1.4.Умственная работоспособность современных школьников
Глава 2.Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
2.2.Методика исследования
2.3.Методы статистической обработки
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
3.1.Анализы индексов телосложения
3.2.Физическая подготовленность
3.3.Анализ умственной работоспособности у городских и сельских школьников
Выводы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

soderzhanie_0.docx

— 112.39 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из полученных нами данных по физической подготовленности школьников, а именно, подтягивание, прыжки с места, бег на 1000 метров у городских школьников (как у мальчиков, так и у девочек) эти показания намного ниже, чем у сельских школьников. Это связанно, прежде всего, с экологическими условиями проживания, т.к. в городе большая  загазованность, техногенные загрязнения и многие другие факторы, влияющие на экологию. Другая причина в том, что городские школьники много времени проводят за компьютером, в отличие от сельских школьников, т.к. у многих их просто нет.

 

 

 

 

 

 

3.3 Анализ умственного  развития у городских и сельских  школьников.

Умственная работоспособность определена как потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.

Результаты по определению умственной работоспособности сельских и городских школьников представлены в таблицах 1-4.

а) Коэффициент точности – определяет способность человека к длительному поддерживанию выявленного уровня точности без признаков утомления, снижающего безошибочность работы.

КТ характеризует выносливость человека, но с точки зрения поддержания безошибочной деятельности.

Лица, склонные допускать, в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей свои требования к точности работы.

Таблица № 1

Коэффициент точности.

Пол

Коэффициент точности (КТ)

М+m

Достоверность t

Достоверность p

Мальчики сельские

0,96+0,02

   

Мальчики городские

0,97+0,01

   

Девочки

сельские

0,91+0,06

   

Девочки городские

0,97+0,02

   

Рис. 1 Коэффициент точности.

Исследуя, умственное развитие мы выяснили, что КТ характеризующий качество переработки информации у городских мальчиков, несколько выше, чем у мальчиков проживающих в селе, однако отличия не носят достоверный характер(t    p). У девочек же КТ, обучающихся в городских школах достоверно выше, чем у их сверстниц поживающие на селе ( 0,91+0,06; 0,97+0,02), при t  , p  .Результаты представлены в таблице № 1.

Таким образом, наибольшее количество ошибок при выполнении задания было отмечено у сельских школьников: как у мальчиков, так и у девочек.

б) Коэффициент работоспособности характеризует общий объем проделанной работы за фиксированное время (3 минуты) с учетом качества ее выполнения и наличия ошибок. Скорость различения оценивается количеством переработанной информации за единицу времени – 1 секунду.

 

 

 

Таблица № 2

Коэффициент работоспособности.

Пол

Коэффициент работоспособности (Кр)

М+m

Достоверность t

Достоверность p

Мальчики сельские

1536+23,46

   

Мальчики городские

1549+23,04

   

Девочки

сельские

1456+108,80

   

Девочки городские

1550+26,88

   

 

Рис. 2 Коэффициент работоспособности.

Мы видим из полученных нами данных, что коэффициент работоспособности у городских, как мальчиков, так и девочек выше, чем у их сверстников из села. Результаты представлены в таблице № 2 и на рис. 2.

в) Продуктивность - это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени. Показатель продуктивности  имеет тесную корреляционную связь с показателем темпа работы.

Таблица № 3

Показатель продуктивности.

Пол

Показатель продуктивности(Q)

М+m

Достоверность t

Достоверность p

Мальчики сельские

111,9+14,90

   

Мальчики городские

129+14,60

   

Девочки

сельские

95,89+19,93

   

Девочки городские

122,27+18,16

   

 

Рис. 3  Показатель продуктивности.

Как видно из таблицы №3 и рис. 3 у городских школьников продуктивность намного выше, чем у сельских, это связано с тем, что обучение городских школьников качественнее, чем у сельских.

 

г) С коэффициентом точности тесно взаимосвязан показатель концентрации внимания.

Концентра́ция внима́ния — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.

Таблица № 4

Показатель концентрации внимания.

Пол

Показатель концентрации внимания (ПКВ)

М+m

Достоверность t

Достоверность p

Мальчики сельские

4,6+0,56

   

Мальчики городские

5,3+0,54

   

Девочки

сельские

3,76+0,73

   

Девочки городские

5,08+0,74

   

 

Рис. 4 Показатель концентрации внимания.

Из таблицы №4 и рис. 4 мы можем сделать вывод, что показатель концентрации внимания, у городских выше чем у сельских, что означает, что они лучше могут удерживать внимание на каком-либо объекте.

Как видно из полученных нами результатов по тесту «Умственная работоспособность», параметры коэффициентов точности, работоспособности, концентрации внимания и продуктивность у городских школьников (как у девочек, так и у мальчиков) превышают параметры коэффициентов у сельских школьников. Это может быть связано с тем, что обучение в городе находится на более высоком уровне, что связано в первую очередь с наличием инновационных технологий.

Несмотря на соответствие гигиеническим требованиям, количество часов, обязательных учебных занятий в неделю, учащиеся дополнительно занимались на факультативах, на что затрачивали много времени.

Подобные учебные перезагрузки нехарактерны для учащихся в сельских школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, многими авторами отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.

Из анализа имеющихся литературных данных и результатов собственных исследований позволили получить достаточно полную характеристику физического и умственного развития городских и сельских школьников.

Нами изучались отдельные показатели, характеризующие уровень физического развития, степень физической подготовленности и показатели умственной работоспособности.

Использованные в нашей работе методы позволили проанализировать особенности функционирования городских и сельских школьников в условиях учебной деятельности.

В ходе данной работы было выявлено, у большинства школьников, обучающих, в современных условиях наблюдается дисгармоничное физическое развитие, преимущественно за счет дефицита массы тела, сниженные показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, что в совокупности определяется, как синдром астенизации физического развития детей и подростков,[26]. Акселерация последних лет коснулась, главным образом, длиннотных размеров тела. Как показало исследование, функциональные возможности организма учащихся по-прежнему зависят от двигательной активности и интенсивности нагрузок. Но умственная работоспособность выше у городских школьников. Это может быть связанно с тем, что обучение в городе находится на более высоком уровне, что связанно в первую очередь с наличием инновационных технологий.

Таким образом, экспериментальными данными подтвердили рабочую гипотезу о наличии различия в физическом и умственном развитии городских и сельских школьников.

Цель работы была достигнута в ходе поэтапного решения поставленных задач.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.