Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:16, курсовая работа
Цель предлагаемой работы – охарактеризовать функциональное состояние городских и сельских школьников в возрасте 14-15 лет.
Практическая цель – обосновать основные функциональные состояния городских и сельских школьников с учетом влияния на их организм биологических изменений, физических упражнений и социальных факторов
Введение
Глава 1.Физическое и умственное развитие современных школьников
1.1.Физическое развитие и особенности телосложения современных школьников
1.2.Физическая подготовленность современных школьников
1.3.Особенности физического развития детей и подростков, живущих с учетом социально-экономических условиях
1.4.Умственная работоспособность современных школьников
Глава 2.Материалы и методы исследования
2.1.Организация исследования
2.2.Методика исследования
2.3.Методы статистической обработки
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
3.1.Анализы индексов телосложения
3.2.Физическая подготовленность
3.3.Анализ умственной работоспособности у городских и сельских школьников
Выводы
Заключение
Как видно из полученных нами данных по физической подготовленности школьников, а именно, подтягивание, прыжки с места, бег на 1000 метров у городских школьников (как у мальчиков, так и у девочек) эти показания намного ниже, чем у сельских школьников. Это связанно, прежде всего, с экологическими условиями проживания, т.к. в городе большая загазованность, техногенные загрязнения и многие другие факторы, влияющие на экологию. Другая причина в том, что городские школьники много времени проводят за компьютером, в отличие от сельских школьников, т.к. у многих их просто нет.
3.3 Анализ умственного
развития у городских и
Умственная работоспособность определена как потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.
Результаты по определению умственной работоспособности сельских и городских школьников представлены в таблицах 1-4.
а) Коэффициент точности – определяет способность человека к длительному поддерживанию выявленного уровня точности без признаков утомления, снижающего безошибочность работы.
КТ характеризует выносливость человека, но с точки зрения поддержания безошибочной деятельности.
Лица, склонные допускать, в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей свои требования к точности работы.
Таблица № 1
Коэффициент точности.
Пол |
Коэффициент точности (КТ) | ||
М+m |
Достоверность t |
Достоверность p | |
Мальчики сельские |
0,96+0,02 |
||
Мальчики городские |
0,97+0,01 |
||
Девочки сельские |
0,91+0,06 |
||
Девочки городские |
0,97+0,02 |
Рис. 1 Коэффициент точности.
Исследуя, умственное развитие мы выяснили, что КТ характеризующий качество переработки информации у городских мальчиков, несколько выше, чем у мальчиков проживающих в селе, однако отличия не носят достоверный характер(t p). У девочек же КТ, обучающихся в городских школах достоверно выше, чем у их сверстниц поживающие на селе ( 0,91+0,06; 0,97+0,02), при t , p .Результаты представлены в таблице № 1.
Таким образом, наибольшее количество ошибок при выполнении задания было отмечено у сельских школьников: как у мальчиков, так и у девочек.
б) Коэффициент работоспособности характеризует общий объем проделанной работы за фиксированное время (3 минуты) с учетом качества ее выполнения и наличия ошибок. Скорость различения оценивается количеством переработанной информации за единицу времени – 1 секунду.
Таблица № 2
Коэффициент работоспособности.
Пол |
Коэффициент работоспособности (Кр) | ||
М+m |
Достоверность t |
Достоверность p | |
Мальчики сельские |
1536+23,46 |
||
Мальчики городские |
1549+23,04 |
||
Девочки сельские |
1456+108,80 |
||
Девочки городские |
1550+26,88 |
Рис. 2 Коэффициент работоспособности.
Мы видим из полученных нами данных, что коэффициент работоспособности у городских, как мальчиков, так и девочек выше, чем у их сверстников из села. Результаты представлены в таблице № 2 и на рис. 2.
в) Продуктивность - это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени. Показатель продуктивности имеет тесную корреляционную связь с показателем темпа работы.
Таблица № 3
Показатель продуктивности.
Пол |
Показатель продуктивности(Q) | ||
М+m |
Достоверность t |
Достоверность p | |
Мальчики сельские |
111,9+14,90 |
||
Мальчики городские |
129+14,60 |
||
Девочки сельские |
95,89+19,93 |
||
Девочки городские |
122,27+18,16 |
Рис. 3 Показатель продуктивности.
Как видно из таблицы №3 и рис. 3 у городских школьников продуктивность намного выше, чем у сельских, это связано с тем, что обучение городских школьников качественнее, чем у сельских.
г) С коэффициентом точности тесно взаимосвязан показатель концентрации внимания.
Концентра́ция внима́ния — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.
Таблица № 4
Показатель концентрации внимания.
Пол |
Показатель концентрации внимания (ПКВ) | ||
М+m |
Достоверность t |
Достоверность p | |
Мальчики сельские |
4,6+0,56 |
||
Мальчики городские |
5,3+0,54 |
||
Девочки сельские |
3,76+0,73 |
||
Девочки городские |
5,08+0,74 |
Рис. 4 Показатель концентрации внимания.
Из таблицы №4 и рис. 4 мы можем сделать вывод, что показатель концентрации внимания, у городских выше чем у сельских, что означает, что они лучше могут удерживать внимание на каком-либо объекте.
Как видно из полученных нами результатов по тесту «Умственная работоспособность», параметры коэффициентов точности, работоспособности, концентрации внимания и продуктивность у городских школьников (как у девочек, так и у мальчиков) превышают параметры коэффициентов у сельских школьников. Это может быть связано с тем, что обучение в городе находится на более высоком уровне, что связано в первую очередь с наличием инновационных технологий.
Несмотря на соответствие гигиеническим требованиям, количество часов, обязательных учебных занятий в неделю, учащиеся дополнительно занимались на факультативах, на что затрачивали много времени.
Подобные учебные перезагрузки нехарактерны для учащихся в сельских школах.
Заключение
Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, многими авторами отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.
Из анализа имеющихся литературных данных и результатов собственных исследований позволили получить достаточно полную характеристику физического и умственного развития городских и сельских школьников.
Нами изучались отдельные показатели, характеризующие уровень физического развития, степень физической подготовленности и показатели умственной работоспособности.
Использованные в нашей работе методы позволили проанализировать особенности функционирования городских и сельских школьников в условиях учебной деятельности.
В ходе данной работы было выявлено, у большинства школьников, обучающих, в современных условиях наблюдается дисгармоничное физическое развитие, преимущественно за счет дефицита массы тела, сниженные показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, что в совокупности определяется, как синдром астенизации физического развития детей и подростков,[26]. Акселерация последних лет коснулась, главным образом, длиннотных размеров тела. Как показало исследование, функциональные возможности организма учащихся по-прежнему зависят от двигательной активности и интенсивности нагрузок. Но умственная работоспособность выше у городских школьников. Это может быть связанно с тем, что обучение в городе находится на более высоком уровне, что связанно в первую очередь с наличием инновационных технологий.
Таким образом, экспериментальными данными подтвердили рабочую гипотезу о наличии различия в физическом и умственном развитии городских и сельских школьников.
Цель работы была достигнута в ходе поэтапного решения поставленных задач.
Информация о работе Особенности физического и умственного развития городских и сельских школьников.