План
Введение……………………………………………………………………3
1 Глава. Особенности формирования
коммуникативных навыков в младшем
школьном возрасте…………………………………………………6
- Психолого-педагогические особенности
младшего школьника……………………………………………………………….……….6
- Особенности общения младших школьников …………………..7
- Коммуникативные навыки младших школьников
и важность их формирования …………………………………………………………………18
- Приемы формирования коммуникативной
компетенции младших школьников…………………………………………………………………….21
- Глава. Характеристика внеурочной
деятельности в младшем школьном возрасте ………………………………………………………26
- Определение внеурочной деятельности.
Виды ………………..26
- Внеурочная деятельность и ее влияние
на формирование коммуникативных навыков
младших школьников………………………….28
Заключение………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………
Приложение………………………………………………………….
Введение
Современный этап развития
нашего общества характеризуется глубокими
экономическими и социальными преобразованиями.
Поэтому необходимость ориентировать
процесс обучения на формирование готовности
личности к постоянно меняющимся запросам
социума, к сотрудничеству с другими людьми
на сегодняшний момент уже не вызывает
сомнений. Однако, несмотря на постоянно
растущую в обществе потребность в людях
коммуникабельных, обладающих разносторонними
знаниями, современная школа с существующим
в ней набором форм и методов обучения
не в должной степени способствует формированию
коммуникативных умений школьников.
Проблема эффективной организации
процесса формирования коммуникативных
умений в ходе учебной деятельности нашла
свое отражение в исследованиях отечественных
и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н.
Мальковской о коммуникативных аспектах
руководства младших школьников, А.В. Мудрика
- о взаимодействии школьников и способах
воспитательного влияния на них, В.В. Чечета
- об особенностях общения родителей с
детьми и др. [20, с.15].
В настоящее время важная роль
в формировании коммуникативных умений
отводится в психолого-педагогической
литературе младшему школьному возрасту,
поэтому актуальность выбранной нами
темы очевидна и не вызывает сомнений.
Основная цель обучения
учащихся культуре общения - формирование
у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное
поведение человека - это совокупность
норм и традиций общения. [17, с.56]
Адекватное коммуникативное
поведение - это такое коммуникативное
поведение, которое соответствует принятым
для определенной ситуации нормам и является
эффективным. Таким образом, учащиеся
должны освоить этикетные нормы общения
(как надо? как принято?) и правила и приемы
эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Основные задачи, стоящие
перед учителем следующие:
сформировать коммуникативную
грамотность учащихся, заключающуюся
в знании ими функций общения, роли общения
в жизни человека, коллектива и общества,
понимании причин конфликтов, возникающих
в общении людей, знании собственных коммуникативных
характеристик и основных направлений
оптимизации своей коммуникативной деятельности;
научить учащихся осмысливать
свою и чужую коммуникативную практику,
развивать у них внимание к собственной
речи и речи собеседника, умение анализировать
собственное коммуникативное поведение
и коммуникативное поведение собеседника,
замечать ошибки в своей и чужой речи;
сформировать у учащихся навык
ответственного коммуникативного поведения,
умение корректировать свое общение в
зависимости от ситуации и участников
акта общения:
вооружить учащихся знанием
принятых в культурном обществе норм этикета
и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным
правилам и приемам эффективного коммуникативного
поведения в различных ситуациях.
Адекватное коммуникативное
поведение основывается на определенных
коммуникативных знаниях, умениях и навыках.
Основная задача - дать учащимся навыки в сфере культуры
поведения и общения. Как показывает практика,
дети, да и взрослые, сегодня не владеют
основными знаниями в области общения,
они не знают, что надо говорить
в той или иной ситуации.
Необходимо иметь в виду, что
в рамках только уроков умения и особенно
навыки общения надежно сформированы
быть не могут. Формирование устойчивых
умений и навыков - это в большей степени
задача внеклассной работы. Это и проведение
различных конкурсов, КВН, фестивалей,
посещение театров, музеев, выставок и
т.д.
Необходимо дать учащимся правила,
нормы, эталоны общения, выработать навык
анализа актов общения, как чужих, так
и собственных. Дети должны понять, что надо делать
и говорить и как.
I Глава
Особенности формирование
коммуникативных навыков в младшем школьном
возрасте.
1.1Психолого-педагогические
особенности младших школьников.
Границы младшего школьного
возраста, совпадающие с периодом обучения
в начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6 -7
до 9 -10 лет. В этот период происходит
дальнейшее физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе.
Младший школьный возраст –
качественно своеобразный этап развития
ребёнка. Развитие высших психических
функций и личности в целом происходит
в рамках ведущей на данном этапе деятельности
(учебной – согласно периодизации Д.Б.
Эльконина), сменяющей в этом качестве
игровую деятельность, которая выступала
как ведущая в дошкольном возрасте. Включение
ребёнка в учебную деятельность знаменует
начало перестройки всех психических
процессов и функций
Начало обучения в школе ведет
к коренному изменению социальной ситуации
развития ребенка. Он становится «общественным»
субъектом и имеет теперь социально значимые
обязанности, выполнение которых получает
общественную оценку. С поступлением ребенка
в школу происходят изменения в его взаимоотношениях
с окружающими людьми, причем довольно
существенные. Прежде всего, значительно
увеличивается время, отводимое на общение.
Теперь большую часть дня дети проводят
в контакте с окружающими людьми: родителями,
учителями, другими детьми.
Младший школьный возраст является сензитивным
для:
- формирования мотивов учения,
развития устойчивых познавательных
потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов
и навыков учебной работы, умения
учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей
и способностей;
-развития навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки,
развития критичности по отношению
к себе и окружающим;
- усвоение социальных норм, нравственного
развития;
- развитие навыков общения со
сверстниками, установления прочных
дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают
во всех сферах психического развития:
преобразуются интеллект, личность, социальные
отношения. Младший школьник включен и
в другие виды деятельности (игра, элементы
трудовой деятельности, занятия спортом,
искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются
и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст – это период
позитивных изменений и преобразований.
Если в этом возрасте ребенок не почувствует
радость познания, не приобретет умения
учиться, не научится дружить, не обретет
уверенность в себе, своих способностях
и возможностях, сделать это в дальнейшем
(за рамками сенситивного периода) будет
значительно труднее и потребует неизмеримо
более высоких душевных и физических затрат.
1.2 Особенности общения младших школьников.
С поступлением ребенка в школу
происходят изменения в его взаимоотношениях
с окружающими людьми, причем довольно
существенные. Прежде всего, значительно
увеличивается время, отводимое на общение.
Теперь большую часть дня дети проводят
в контактах с окружающими людьми: родителями,
учителями, другими детьми. Изменяется
содержание общения, в него входят темы,
не связанные с игрой, т.е. выделяется как
особое деловое общение со взрослыми.
В первых классах школы дети больше общаются
с учителем, проявляя к нему больший интерес,
чем к своим сверстникам, так как авторитет
учителя является для них очень высоким.
Но уже к III-IV классам положение дел меняется.
Учитель как личность становится для детей
менее интересной, менее значимой и авторитетной
фигурой, и растет их интерес к общению
со сверстниками, который далее постепенно
возрастает к среднему и старшему школьному
возрасту. Наряду с внешними изменениями
характера общения происходит его внутренняя
содержательная перестройка, которая
выражается в том, что меняются темы и
мотивы общения. Если в первых классах
школы выбор партнера по общению определялся
для ребенка в основном оценками учителя,
успехами в учении, то к III-IV классам появляются
признаки иной мотивации межличностных
выборов, связанные с независимой оценкой
со стороны школьника личностных достоинств
и форм поведения партнера по общению.
Общение не только самостоятельная
сфера жизнедеятельности школьников,
оно пронизывает и все остальные сферы.
Этим определяется та важнейшая роль,
которую общение играет в процессе становления
и жизнедеятельности личности. Этим объясняется
и интерес педагогики к этому феномену,
стремление выявить его роль в формировании
личности, его воспитательные возможности.
В основе разработанной
А.В Мудриком педагогической классификации
воспитательных функций общения лежит
представление о том, что они, с одной стороны,
порождаются общением как стихийным социальным,
процессом, а с другой - отражает заданность
общения социальными условиями и определенную
степень его регулируемости через педагогический
процесс.
Выделяются следующие воспитательные
функции общения школьников: нормативную (отражающую
освоение школьниками норм социально-типического
поведения т, е. общение как нормативный
процесс), познавательную
- (отражающую приобретение школьниками,
индивидуального социального опыта в
процессе общения, т.е. общение как познавательный
процесс), эмоциональную (отражающую
общение как аффективный процесс), актуализирующую
(отражающую реализацию в общении
типических и индивидуальных сторон личности
школьника, т.е. общение как способ и средство
социального утверждения личности.
Возрастные особенности руководства
детскими коллективами, отражающие специфику
возрастной психологии обеспечивают преемственность
в развитии соответствующих коммуникативных
умений. Выясним, каковы особенности педагогического
руководства детскими группами с учетом
общих задач обучения и воспитания [28,
с.125].
Практически организуя работу
детских групп и коллективов, педагог
должен преследовать следующие цели:
1. Научить детей правильно
распределять между собой роли
в совместной деятельности и
выполнять свои ролевые обязанности.
2. Научить детей быть
руководителями в групповой деятельности.
3. Научить детей подчиняться
заданным правилам совместной
работы, быть также и хорошими
исполнителями.
4. Научить детей умело
общаться друг с другом, устанавливать
и поддерживать хорошие деловые
взаимоотношения.
5. Научить детей создавать
в группе эмоционально благоприятные
личные взаимоотношения.
6. Научить каждого ребенка
быть независимым в группе
или коллективе, преследуя собственные
цели; в то же самое время
не ущемлять интересов других
членов группы.
7. Научить детей умело
вести дискуссию, высказываться
самим и слушать других, доказывать
свою правоту и признавать
правильность позиций других
людей.
8. Научить детей снимать
конфликты в сфере личных и
деловых межличностных отношений.
Обучение правильному распределению
обязанностей в процессе группового общения
предполагает проведение систематической
разъяснительной работы, направленной
на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная
деятельность, построенная на основе разделения
функций, их специализации и кооперации,
координации усилий членов группы, является
прогрессивной. При правильной организации
такая работа идет на пользу всем без исключения
людям, порождая значительный выигрыш,
обеспечивая социальную и моральную поддержку
и способствуя развитию каждого как личности.
Это происходит тогда, когда группа или
коллектив не доминируют над личностью,
не ущемляют ее интересов и не подавляют
ее. Следует особо подчеркнуть значимость
каждой роли в группе для развития индивида
как личности, необходимость ролевой взаимозаменяемости,
при которой каждый имеет право и возможность
побывать в различных социально-психологических
ролях. Результатом такой работы должно
стать научение детей самостоятельному
распределению обязанностей в группе,
решение этой задачи без вмешательства
взрослых.
Две самые важные роли, которые
встречаются практически во всех организованных
группах - это роли руководителя
и исполнителей. Их выполнению в первую
очередь необходимо обучить детей. Ребенку
в процессе межличностного общения, прежде
всего, нужно показать, как собрать детей,
распределить между ними обязанности,
добиться того, чтобы каждый из них хорошо
понял и принял свою роль. Следующий этап
обучения преследует цель усвоения функций
по координации, контролю совместной деятельности,
подведению ее итогов. Сначала взрослому
нужно научить ребенка подчиняться ему,
а затем - своим товарищам, причем необходимо
следить за тем, чтобы от внешнего контроля
за своей деятельностью ребенок постепенно
переходник внутреннему самоконтролю,
от добросовестного выполнения обязанностей
в присутствии других людей к добросовестному
их исполнению наедине с самим собой. Не
менее важно своевременно научить детей
подчиняться другим и быть хорошими исполнителями
своих обязанностей внутри социальной
группы. Важным моментом обучения исполнительской
деятельности является научение следованию
заданным в группе или коллективах правилам
поведения. Большую пользу в этом плане
ребенку может принести включение его
в групповую работу, предполагающую строгое
следование различным правилам, варьирование
время от времени самого характера этих
правил, действующих в группе.