Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 12:58, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту, поэтому актуальность выбранной нами темы очевидна и не вызывает сомнений. Основная цель обучения учащихся культуре общения - формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения. [17, с.56] Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Содержание
Введение……………………………………………………………………3 1 Глава. Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте…………………………………………………6 Психолого-педагогические особенности младшего школьника……………………………………………………………….……….6 Особенности общения младших школьников …………………..7 Коммуникативные навыки младших школьников и важность их формирования …………………………………………………………………18 Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников…………………………………………………………………….21 Глава. Характеристика внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте ………………………………………………………26 Определение внеурочной деятельности. Виды ………………..26 Внеурочная деятельность и ее влияние на формирование коммуникативных навыков младших школьников………………………….28 Заключение………………………………………………………………36 Список литературы…
Обучение деловому общению
с целью поддержания эффективного взаимодействия
предполагает развитие у ребенка умения
менять стратегию и тактику внутригруппового
поведения в зависимости от ситуации и
особенностей партнера по совместной
деятельности, гибко приспосабливаться
к нему. Для этого ребенок должен быть
готов взять на себя разные роли в группе,
а при необходимости - обязанности товарищей
по деятельности, научиться действовать
решительно, быстро и уверенно в любой
ситуации.
Важным условием хорошего делового
взаимодействия являются благоприятные
личные взаимоотношения членов группы.
Поэтому детей необходимо также учить
устанавливать хорошие личные контакты,
располагать к себе людей, создавать и
поддерживать у них хорошее настроение.
Это требует усвоения детьми приемов эмоционально
благоприятного межличностного
общения. [27, с.3]
Особую педагогическую задачу
составляет воспитание у ребенка способности оставаться и в коллективе
свободной, независимой личностью,
не обезличиваться и не утверждать свое
личное "Я" за счет свободы и подавлении
личностей в других людях, нарушая их интересы.
Практическое решение данной проблемы
иногда осложнено тем, что не каждый взрослый
человек в состоянии вести себя так, как
положено, готов стать примером и образцом
для подражания со стороны детей.
В совместной деятельности
у людей нередко возникают споры, дискуссии,
противоречия во взглядах, могущие, если
их своевременно не снять, перерасти в
конфликт, завести совместную деятельность
в тупик. Имея в виду природную импульсивность
детей, их эмоциональную экспансивность
и несдержанность, неумение контролировать
свои действия и поступки, важно как можно
раньше научить детей следовать определенным
правилам в спорах и дискуссиях - таким,
которые предупреждают возникновение
конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной
деятельности. Таковы общие цели психолого-педагогической
работы с детскими группами и коллективами.
Первый явно выраженный интерес
к сверстникам дети начинают проявлять
уже в раннем возрасте. Начиная с этого
времени у них уже можно воспитывать полезные
формы группового поведения, обучать необходимым
коммуникативным умениям и навыкам. Что
же касается усвоения детьми ролевых форм
поведения, то оно может стать эффективным
начиная примерно с дошкольного возраста,
когда у детей впервые появляются сюжетно-ролевые
игры. Важно не просто наблюдать за тем,
как естественно развивается этот процесс,
но и разумно им управлять, вводя новые
сюжеты и изменяя правила взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте у детей
вполне могут воспитываться навыки организаторской
и исполнительской деятельности, самостоятельность
в распределении ролей, прав и обязанностей.
Младший школьный возраст в
социально-психологическом, воспитательном
отношении был до сих пор своеобразным
"белым пятном". Психологи и педагоги
много рассуждали на тему о том, как обучать
детей этого возраста и строить их учебную
деятельность, но мало представляли воспитание
личности в данном возрасте, особенно
в групповых условиях. Между тем умелое
управление детскими группами и коллективами
может дать весомые воспитательные результаты.
В младшем школьном возрасте можно и нужно,
например, обучать детей гибкости общения
с целью поддержания эффективного делового
взаимодействия друг с другом. Этот же
возраст вполне подходит для формирования
у детей умения устанавливать и поддерживать
эмоционально положительные личные взаимоотношения
с людьми. В это время можно научить ребенка
быть независимым, следовать своим целям
в коллективном взаимодействии и в то
же самое время уважать интересы других.
Можно предположить, что младшим
школьникам вполне доступно элементарное
научение в сфере ведения споров и дискуссий,
включая способность слушать и понимать
других, предупреждать и устранять конфликты
в межличностных отношениях. Словом, этот
возраст обладает значительными, далеко
еще не полностью исследованными и использованными
на практике резервами психического и
поведенческого развития детей. Одной
из причин того, почему младшие школьники
не умеют общаться, почему взрослым совместно
с ними бывает так трудно решать различного
рода задачи, является то, что этому детей
в младшем школьном возрасте никто специально
не учит [10, с.3-7].
Сущность общения как нормативного процесса
двойственна. С одной стороны, общение
школьников регулируется определенными
нормами, с другой - само содержит целый
спектр норм, регулирующих жизнедеятельность
личности в обществе, ее поведение в различных
коллективах и группах, ее участие в познании,
деятельности, игре и т.д. Основным каналом,
через который школьники познают полифоничность
окружающего мира, является их общественная
практика. Определяющую роль в этом, в
конечном счете, безусловно, играют нормы
и ценности общества и их реализация в
общественной жизни, но они усваиваются
каждым человеком через призму его непосредственного
окружения.
Важным механизмом усвоения
норм является усвоение образцов поведения
и деятельности в общении с непосредственным
окружением. Другим механизмом усвоения
норм школьниками является их опыт реализации
различных видов деятельности в общении
с коллективами и группами, в которые они
входят, так как содержание, процесс и
способы организации жизнедеятельности
школьников содержат в себе нормы, в том
числе и общения.
В процессе общения школьники
получают большую часть вербальной и немалую
долю невербальной информации, имеющей
двоякий характер. С одной стороны, информация,
источником которой является учебно-воспитательный
процесс в школе и других учебно-воспитательных
учреждениях, становится известной школьнику,
в том числе и через канал общения. Часть
информации, содержащаяся в разнообразной
деятельности, играх, спорте, в которые
включаются школьники, может быть усвоена
только в процессе их общения. С другой
стороны, в общении школьников циркулирует
информация, возникающая в результате
восприятия и интерпретации действительности
в семье, соседями, различными группами.
Общение оказывает большое
влияние на восприятие информации и усвоение
ее школьником. Это связано с тем; что ближайший
круг общения влияет на избирательность
восприятия и усвоение информации школьником.
Те группы, в которых общается школьник,
воспринимают, оценивают и отбирают всю
информацию в пределах своей компетенции,
с точки зрения наиболее значимых для
них норм и ценностей. В результате даже
информация, источниками которой являются
учебно-воспитательный процесс и средства
массовой информации, воспринимается
и усваивается не в чистом виде, а в большей
или меньшей степени трансформированном,
т.е. общение в процессе жизнедеятельности
в различных коллективах и группах дополняет,
расширяет, углубляет или, наоборот, сужает
и обедняет эту информацию.
Общение - важнейшая детерминанта
эмоциональных состояний человека. Весь
спектр человеческих эмоций возникает
и развивается в условиях общения людей.
Этими условиями определяется уровень
эмоциональной напряженности, в этих условиях
осуществляется и эмоциональная разрядка
[26, с.48].
Эмоциональная функция реализуется как в сфере общения,
так ив процессе общения школьников в
других сферах жизнедеятельности. Интенсивность
ее реализации обусловлена многими обстоятельствами:
содержанием общения, эмоциональной близостью
партнеров, их эмоциональной вовлеченностью
в общение и т.д.
Актуализирующая
функция общения школьников (т.е. общение
как способ и средство социального утверждения
личности) отражает потребность в социальном
утверждении, которая появляется у человека
очень рано и реализуется в различных
формах и с различной степенью осознанности
и интенсивности во всех возрастах.
Сфера общения занимает в процессе
социального утверждения личности школьника
самостоятельное и весьма важное место.
Именно в ней проявляется его самостоятельность,
поощряется стремление к взрослости, принимаются
или не принимаются взгляды, находят поддержку
настроения и переживания.
В общении каждому школьнику
хочется обязательно найти свою индивидуальную
позицию. Поиски своего места в окружающей
среде для него репетиция и одновременно
первый этап нахождения себя в жизни вообще.
Стремление обрести индивидуальность
и занять адекватную ей позицию ни в коем
случае не противоречит коллективизму.
Социальный характер интересов, целей
личности нисколько не исключает индивидуальных
путей их удовлетворения и достижения.
Более того, в обществе индивидуализация
путей осуществления социально значимых
устремлений личности становится всё
более необходимым условием подлинного
коллективизма. Воспитательные функции
общения играют важнейшую роль в формировании,
развитии и воспитании личности школьника.
Личность как педагогическое понятие
мы определяем как развивающуюся систему
отношений школьника к миру и с миром,
к себе и с самим собой, Роль общения можно
проследить в каждом из этих четырех типов
отношений.
Отношение к миру
- это имеющаяся в неявно выраженном
виде у каждого школьника концепция жизни,
представление об окружающей социальной
действительности, которое создается
у школьника на разных возрастных этапах.
Концепция жизни складывается в процессе
взаимодействия школьника с окружающим
миром, в результате неосознанного восприятия
и систематизированного познания мира
вещей, идей, отношений. Общение с окружающими
взрослыми и сверстниками, транслируя
различную информацию, эмоционально окрашивая
ее, влияет на широту, глубину и содержание
складывающейся у школьника картины мира.
Идеология нашего общества,
его нормы и ценности воспринимаются школьниками
через общение в семье, школе, кружках,
секциях, дружеских и приятельских группах
и т.д. В совокупности все эти коллективы
и группы стимулируют и регулируют в большой
мере действия, поступки и переживания
каждого отдельного ученика. Люди, окружающие
школьника, служат ему как бы поводырями
в лабиринтах осваиваемого им мира идей,
вещей и отношений. Конечно, школьник и
сам активно участвует в освоении. Его
активность в значительной мере направлена
на окружающих людей и связана с ними.
Он общается с людьми, различными по индивидуальным
качествам, социальной принадлежности,
возрасту. В результате школьник становится
участником обмена моделями поведения,
видами, формами, способами познания, типами
деятельности, целями, мотивами и т.д. Все
это способствует формированию у учащихся
взглядов, убеждений и идеалов, "в которых
человек выражает свое отношение к окружающей
его природной и социальной среде" [13,
с.62]
Отношение с миром
- это аспекты и способы реализации
себя в процессе жизнедеятельности. Общение,
будучи нормативным и аффективным процессом,
влияет на отношение школьника с миром
постольку, поскольку определяет во многом
стиль жизни школьника, который фактически
и есть реализация себя личностью.
Почти все школьники стремятся,
как правило, не осознавая этого, к сущностной
и внешней реализации себя, что и определяет
нередко противоречивость их стиля жизни.
Сущностная реализация себя - это стремление
раскрыть свои возможности и дарования
в контакте с миром и в служении миру, утвердить
свою личность в процессе успешной самореализации.
Способы и сферы сущностной реализации
себя в школьные годы весьма многообразны.
Это связано с тем, что школьники еще не
определили себя окончательно, еще многое
пробуют и познают. Но не только с этим.
Школьникам свойственна потребность в
деятельной жизни. Однако к длительному
напряжению они еще не всегда способны.
Поэтому они стремятся чаще менять виды
занятий, что уже само по себе позволяет
им поддерживать напряжение жизни, создает
ощущение порыва. Сущностная реализация
себя в школьном возрасте не исчерпывается
и не ограничивается познанием, предметно-практической
деятельностью, игрой, спортом и общением
в процессе их реализации, Она происходит
и в разных сферах общения с окружающими
людьми: сверстниками, старшими, младшими,
взрослыми.
Одним из наиболее эффективных
способов развития и формирования у школьников
умений, необходимых в межличностном общении,
является ролевая игра. Ролевые игры широко
применяются в практике воспитания и глубоко
исследованы в педагогике (Л.М. Ивановой,
Э.В. Паничевой, Е.А. Фоминым, С.А. Шмаковым,
М.Г. Яновской). Однако их возможности в
подготовке школьников к общению специально
не рассматривались. В то же время, как
показывает практика, они весьма значительны.
Суть ролевой игры как способа
обучения общению состоит в том, что поставленная
коммуникативная задача решается участниками
ролевой игры импровизированным разыгрыванием
определенной ситуации, в ходе которой
они проигрывают роли отдельных персонажей,
участвующих в ситуации. При этом одна
и та же ситуация обычно проигрывается
несколько раз, чтобы участники могли
поменяться ролями и предложить свои варианты
решений поведения в рамках каждой из
них. После проигрывания ситуации проводится
обсуждение, в ходе которого определяется
адекватность предложенных различными
участниками вариантов решений, анализируется
целесообразность и жизненность поведения
участников при исполнении различных
ролей. Ролевая игра позволяет учащимся
продемонстрировать и просмотреть несколько
индивидуальных вариантов проигрывания
одной и той же роли в заданной ситуации.
В результате у них появляется возможность
сравнить требования, предъявляемые к
исполнению различных ролей в различных
ситуациях, с собственным реальным поведением
в аналогичных случаях. "Таким образом,
ролевая игра создает ее участникам условия
для того, чтобы они могли:
а) уяснить не только сущность
заданной им социально-психологической
ситуации, но и собственные социальные
установки и чувства, мысли, связанные
стой или иной ролью;
б) развить умения "входить
в положение других людей", лучше понимать
их позиции и чувства, что непосредственно
связано с социально-психологическими
явлениями идентификации и эмпатии;
в) опробовать новые роли и формы
общения в ситуациях, моделирующих реальную
жизнь. Все это способствует осознанию
участниками ролевых игр значимости социально-психологических
факторов в их повседневной деятельности,
общения с другими людьми, способствует
выработке умения более объективно анализировать
и, следовательно, лучше понимать свое
собственное поведение и поведение других"
[19, с.37].
1.3 Коммуникативные
навыки младших школьников и необходимость
их развития.
Развитие связной речи является центральной
задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется
ее основная, коммуникативная функция
языка и речи.