9. туристско-краеведческая деятельность
Во внеурочной деятельности возможно
применение различных упражнений и игр,
которые направлены на формирования коммуникативных
учебных действий.
Школа после уроков – это мир творчества,
проявления и раскрытия каждым ребёнком
своих интересов, своих увлечений, своего
«я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает
выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается
как личность. Важно заинтересовать ребёнка
занятиями после уроков, чтобы школа стала
для него вторым домом, что даст возможность
превратить внеурочную деятельность в
полноценное пространство воспитания
и образования.
Во внеурочной деятельности
создаётся своеобразная эмоционально
наполненная среда увлечённых
детей и педагогов, в которой
осуществляется «штучная выделка»
настроенных на успех романтиков,
будущих специалистов в различных
областях спорта, искусства, науки,
техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность —
это отнюдь не механическая добавка к
основному общему образованию, призванная
компенсировать недостатки работы с отстающими
или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность
общего и дополнительного образования как
механизма обеспечения полноты и цельности
образования.
Содержание дополнительного образования
на начальном этапе задаётся стремлением
детей установить в своих играх удобный
для них очеловеченный (одушевлённый)
порядок в мире вещей, событий, явлений
и приспособить вещи, организовать ситуацию
под себя, под свою индивидуальность.
В процессе такой свободной игры и выявляются
индивидуальные особенности поведения
человека в тех или иных ситуациях, раскрываются
личностные качества, постигаются определённые
морально-нравственные ценности и культурные
традиции.
Сверхзадача педагога дополнительного
образования состоит в формировании личности
обучающегося, которая является принципиальным
условием его самоопределения в той или
иной социокультурной ситуации.
2.2 Внеурочная деятельность и ее влияние
на формирование коммуникативных навыков
младших школьников
Немаловажное место в процессе
становления личности занимает работа
по развитию у младших школьников коммуникативных
умений и навыков в процессе внеурочной
деятельности.
Раскрывая содержание и структуру
коммуникативных умений, следует обратить
внимание на существенные и отличительные
признаки, характеризующие понятия "умения"
и "навыки". Элементарное умение -
это действие, которое образуется сознательно
на основе знаний. Структура действия
не варьируется субъектом. Действие недостаточно
отработано, выполняется медленно. В результате
повторения это действие может быть доведено
до навыка.
Навык - действие, которое совершается
субъектом быстро, легко, уверенно, по
привычке, не задумываясь. Осуществляется
при отсутствии или минимальной затрате
умственных, волевых усилий.
Сложное умение - это действие,
которое включает в себя элементарные
умения, навыки; общая структура действия
варьируется. Это действие не связано
с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства,
творчества.
Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные
действия учащихся (на основе знания структурных
компонентов умений и коммуникативной
деятельности) и их способность правильно
строить свое поведение, управлять им
в соответствии с задачами общения.
Коммуникативные умения по
своей структуре являются сложными умениями
высокого уровня; они включают в себя простейшие
(элементарные) умения. По своему содержанию
коммуникативные умения объединяют в
себе информационно-коммуникативные,
регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные
группы умений.
Имеющийся опыт использования
игровых методик в отечественной и зарубежной
школе доказывает, что формировать коммуникативные
умения целесообразно в процессе внеурочной
деятельности, и в частности сюжетно-ролевой
игры как наиболее
точной и доступной модели общения младших
школьников. В основу такой игры положен
процесс ролевого общения учащихся в соответствии
с распределенными между ними ролями и
наличием коммуникативной игровой ситуации,
объединяющей игровой материал.
Группа информационно-коммуникативных
умений состоит из умений:
- вступать в процесс
общения (выражать просьбу, приветствие,
поздравление, приглашение, вежливое
обращение);
- ориентироваться в партнерах
и ситуациях общения (начать говорить
со знакомым и незнакомым человеком;
соблюдать правила культуры общения
в отношениях с товарищами, учителем,
взрослым; понять ситуацию, в которую
ставятся партнеры, намерения, мотивы
общения);
- соотносить средства
вербального и невербального
общения (употреблять слова и
знаки вежливости; эмоционально
и содержательно выражать свои
мысли, используя жесты, мимику, символы;
пользоваться рисунками, таблицами,
схемами, группировать содержащийся
в них материал.
Группа регуляционно-коммуникативных
умений состоит из умений:
- согласовывать свои действия,
мнения, установки с потребностями
товарищей по общению (осуществление
само - и взаимоконтроля учебной
и трудовой деятельности, обоснование
совместно выполняемых заданий
и операций в определенной
логической последовательности, определение
порядка и рациональных способов
выполнения совместных учебных
заданий);
- доверять, помогать и
поддерживать тех, с кем общаешься
(помогать тем, кто нуждается в
помощи, уступать, быть честным, не
уклоняться от ответов, сообщать
о своих намерениях, давать советы
и доверять советам других, доверять
как получаемой информации, так
и своему товарищу по общению,
взрослым, учителю);
- применять индивидуальные
умения при решении совместных
задач (использовать речь, математические
символы, музыку, движение, графическую
информацию для выполнения заданий
с общей целью, для фиксирования
и оформления результатов своих
наблюдений, целенаправленного пользования
художественной, научно-популярной, справочной
литературой, словарем в учебнике);
- оценивать результаты
совместного общения (критически
оценивать себя и других, учитывать
личный вклад каждого в общение,
принимать правильные решения, выразить
согласие (несогласие), одобрение (неодобрение),
оценить соответствие вербального поведения
невербальному).
Группа аффективно-коммуникативных
умений основывается на :
- умениях делиться своими
чувствами, интересами, настроением
с партнерами по общению;
- проявлять чуткость, отзывчивость,
сопереживание, заботу к партнерам
по общению; оценивать эмоциональное
поведение друг друга.
Развитие коммуникативных умений
в ходе ролевого общения учащихся осуществляется
учителем поэтапно и заключается в следующем:
- раскрытие учащимся значения
коммуникативных умений;
- ознакомление учащихся
с содержанием и структурой
умений при распределении ролей;
- включение учащихся в
выполнение совместных игровых
заданий по овладению коммуникативными
умениями;
- совершенствование усвоенных
школьниками коммуникативных умений
в их творческой деятельности.
Приведем пример поэтапного
развития такого сложного коммуникативного
умения, как умение внимательно слушать
собеседника. В помощь учителю может быть
предложена следующая памятка.
1. Объяснить младшим школьникам
необходимость овладения умением
внимательно слушать собеседника,
вежливо отвечать на вопросы.
2. Четко и ясно сформулировать
правила, которым надо следовать.
Например: "Лучший собеседник
не тот, кто умеет хорошо говорить,
а тот, кто умеет внимательно
слушать"; "Люди будут слушать
тебя только после того, как
ты выслушал их".
3. Показать на примерах,
как выполняются действия по
овладению данным умением. Например:
1) во время разговора
с собеседником не думай о
чем-то своем, иначе пропустишь
что-то важное из рассказа;
2) старайся вникнуть в
суть разговора, а не слышать
только то, что тебе хочется;
3) не старайся казаться
умнее своего партнера по общению,
выслушай все, что он хочет
сказать;
4) наибольшее внимание
проявляй при разговоре с близкими
тебе людьми, так как раскрепощенность
в общении с близкими влечет
за собой невнимательность по
отношению к ним;
5) учись не только слушать,
но и слышать.
4. Не стараться развивать
сразу несколько умений или
качеств личности. Определить, какие
качества органично сочетаются
между собой - например, умения внимательно
слушать собеседника и вежливо
реагировать на вопросы; соотносить
свои действия, мнения, привычки
с интересами партнеров по
общению; выражать согласие (несогласие),
одобрение (неодобрение).
5. Проводить постоянный
контроль за развитием умения,
который должен сочетаться с
самоконтролем.
А.Б. Добрович, рассматривая
формирование и развитие у школьников
умений, необходимых в деловом общении,
утверждает, что большую роль в этом процессе
играет целенаправленное обучение стандартизированным
приемам и правилам общения, которые могут
использоваться в сходных по форме ситуациях
различного содержания. Например, обучение
умению работать в группе начинается с
того, что педагог дает учащимся подробную
инструкцию. В нее входит перечень стандартных
действий, необходимых для успешности
делового общения членов каждой группы,
на которые разбит класс для познавательной
или другой деятельности. Этот перечень
включает в себя сведения о том, что такое
групповая работа, какова последовательность
работы внутри группы; знакомство с заданием;
планирование работы; распределение заданий
внутри группы; индивидуальное, парное
или групповое выполнение заданий; обсуждение
их результатов
В течение определенного времени
эти умения усваивает большая часть учащихся.
Тогда учитель может предложить им следующий
набор умений, более сложных, но тоже довольно
стандартных: указать детям, в каких случаях
лучше высказываться тем или иным членам
группы, а в каких - по желанию; в какие
моменты целесообразно повторять общий
вывод, а в какие это излишне, и т.д.
Постепенно, после того как
у ребят автоматизировались стандартные
умения, можно начинать импровизировать.
Школьники совместно осмысливают
способы организации своей деятельности,
обсуждают возможные варианты, анализируют
стиль отношений, рассуждают о том, как
его можно совершенствовать.
Каково же значение сюжетно-ролевой
игры для организации общения и развития
коммуникативных умений у младших школьников?
Суть ролевой игры
как средства обучения общению, по мнению А.Б. Добрович, состоит
в том, что та или иная коммуникативная
задача (научиться завязывать контакт,
правильно вести беседу и т.п.) решается
участниками путем импровизированного
разыгрывания определенной ситуации.
Одна и та же ситуация проигрывается несколько
раз. Это позволяет участникам поменяться
ролями, предложить свои варианты поведения.
Затем полезно обсудить, какие варианты
были наиболее удачными.
Таким образом, сюжетно-ролевая
игра, будучи основой и источником различных
творческих актов, развивает продуктивное
воображение детей, помогает накоплению
их эстетического потенциала. В этом плане
ролевая игра - своеобразная школа воспитания
свободного, бескорыстного отношения
ребенка к миру, которое, в свою очередь,
оказывается залогом социального и эстетического
освоения этого мира.
В них на более строгой основе
распределяются роли, получает разработку
сюжетная основа игры, особенно в плане
общения и взаимодействия участников
друг с другом. Переход на новую, игровую
форму общения, которая характеризуется
большей инициативностью и самостоятельностью
ребенка, также происходит в это время.
В играх ребенок учится воспринимать и
передавать информацию, следить за реакциями
собеседников, учитывать их в своих собственных
действиях. В этом возрасте расширяется
круг общения ребенка и выходит за рамки
узкосемейных связей и отношений. В него
включаются другие взрослые люди, не члены
семьи, сверстники во дворе и из ближайшего
социального окружения.
В школьные годы круг друзей
ребенка начинает быстро расти, а личные
привязанности становятся более постоянными.
Общение переходит на качественно более
высокий уровень, так как дети начинают
лучше понимать мотивы поступков сверстников,
что способствует установлению хороших
взаимоотношений с ними. В начальный период
обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет,
впервые образовываются неформальные
группы детей с определенными правилами
поведения в них. Однако эти группы существуют
недолго и обычно недостаточно стабильны
по своему составу.
Дети младшего школьного возраста
по-прежнему много времени проводят в
различных играх, но их партнерами по игре
все чаще становятся не взрослые люди,
а сверстники. В детских группах во время
игры устанавливаются свои специфические
взаимоотношения с более или менее выраженными
мотивами межличностных предпочтений.
Выделяя место сюжетно-ролевой
игры в огромном многообразии детских
игр, обозначим несколько ее функциональных
особенностей и назначений.
1. Функции данной игры
заключаются в том, что она
позволяет детям занимать новые
эмоционально привлекательные позиции
и этим облегчать себе выполнение
реальной деятельности, в которую
они вводятся.
2. Общение детей в сюжетно-ролевой
игре органично и естественно.
Командование и подчинение друг
другу протекают без принуждения.
Игровые типы отношений дети
переносят в жизнь.
3. Постоянно изменяющаяся
обстановка ролевой игры требует
от ее участников проявления
своих способностей и использования
ранее сложившихся навыков. Это
дает возможность совершенствовать
личные качества и навыки и
приближать их к реальным, возможным
в жизни действиям.