Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту, поэтому актуальность выбранной нами темы очевидна и не вызывает сомнений. Основная цель обучения учащихся культуре общения - формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения. [17, с.56]
Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Глава. Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте…………………………………………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьника……………………………………………………………….……….6
Особенности общения младших школьников …………………..7
Коммуникативные навыки младших школьников и важность их формирования …………………………………………………………………18
Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников…………………………………………………………………….21
Глава. Характеристика внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте ………………………………………………………26
Определение внеурочной деятельности. Виды ………………..26
Внеурочная деятельность и ее влияние на формирование коммуникативных навыков младших школьников………………………….28
Заключение………………………………………………………………36
Список литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 77.12 Кб (Скачать файл)

4. В ролевой игре необходимо  проявлять упорство в доведении  своего задания или роли до  конца согласно правилам, иначе  можно проиграть. Это способствует  развитию самодисциплины, поскольку  увлеченный игрой ребенок проявляет  себя в ней часто несравненно  полнее, чем в иной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список литературы

 

  1. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1984.
  2. Раз Учимся общаться с ребенком: Руководство для учителей начальных классов/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.
  3. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1998.
  4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Прсвещение, 1984.
  5. Мир детства: младший школьник. - М., 1988.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1989.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. – СПб., Изд. «Союз», 1997, с. 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у младших

школьников.

                            Игры и упражнения

                 развитие умения сотрудничать 

Задачи:

• учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;

• развивать контроль за движениями и умение работать

по инструкции;

• воспитывать доверительное отношение друг к другу;

• развивать чувство ответственности за другого человека.

 

Горная тропинка

Оснащение: веревки или мел.

Описание игры

Педагог предлагает детям, послушав басню С. Маршака «Два барана», ответить на

вопросы:

- Как вы думаете, почему произошло несчастье с

баранами?

- Какие, качества погубили баранов?

- Подумайте и скажите, был ли выход из создав-

шейся ситуации?

- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить бара-

нам?

*

Затем с помощью мела или веревок ограничивается «пропасть»

шириной 2 м, «мостик» и «тропинка» шириной 25-30 см.

Педагог разделяет детей на пары и говорит:

- Представьте, что мы высоко в горах. Впереди -

пропасть, через которую вам предстоит перебраться.

Вы пойдете навстречу друг другу по узкой тропинке

и встретитесь на очень узком мостике. Помните, что

главное - не свалиться в пропасть самому и не дать

упасть своему другу.

По команде педагога пары участников поочередно

выполняют задание.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства

детей, наиболее удачно преодолела препятствие. Учи-

тывается и оценивается активность детей, степень вни-

мания к своему партнеру, взаимопомощь, а также время

выполнения задания.

 

Звери на болоте

Оснащение: дощечки или листы бумаги.

Описание игры

Педагог разделяет детей на пары, к каждой иа кото-

рых один участник получает три лотом к-и, другой -

одну.

Педагог говорит:

- Представьте, что все превратились в зверей и

оказались в болоте. Выбраться из него можно только

парами и только с помощью дощечек. Тот, у кого доще

чек больше, помогает своему партнеру выбраться ил

болота.

По команде педагога пары участников поочередно

выполняют задание.

Затем дети меняются ролями, игра возобновляется-

Оценивается готовность ребенка прийти иа помощь

своему другу, а также предложенные им варианты спа-

сения.

 

                         Игры и упражнения

         на развитие умения активно слушать.

Задачи:

  • развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью

выразительных движений и речи;

• развивать слуховое восприятие и память;

• учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;

учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;

• учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею

высказывания, подводить итог мысли собеседника;

• учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие

мыслей собеседника

 

Собери чемодан.

Описание упражнения.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

- Представьте себе, что  мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан.

Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет

предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а

затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй

«путешественник»и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться

нельзя.

упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех

предметов, которые прозвучали до них.

 

Интервью

Оснащение : микрофоны (по количеству пар участников)

Описание игры.

Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» ,другая –

«журналисты»

Педагог говорит:

- Каждому «журналисту»  нужно выбрать себе «эксперта»  и взять у него интервью  по

знакомой нам теме, например : Город, в котором я живу»

Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у

настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая ,по мнению большинства детей ,наиболее удачно сыграла

свои роли.

Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.

Картинная галерея.

Оснащение: картины, названия которых известны детям.

Описание игры.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них,

которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит

-Все картины хороши,

Но одна лучше!

Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина

понравилась водящему.

Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра

возобновляется.

 

                           Игры и упражнения

на развитие умения перерабатывать информацию            

Задачи: 

    • развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
    • развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, а также умозаключений;
    • развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои

высказывания.

 

Через стекло.

Описание упражнения.

Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:

- Представьте  себе, что один из вас находится  в поезде, а другой стоит на  перроне,

то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но

вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого

– либо сообщения.

Пример сообщений:

- Я тебе позвоню, когда приеду;

- Напиши мне  письмо. И др.

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание

сообщений и легко ли им было понять друг друга.

 

Почему? А потому!

Оснащение: фишки.

Описание игры.

Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие

вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто  умывается?

- Может слон жить без  хобота? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ ,получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

 

 

 

        Бывает – не бывает.

Оснащение : любые предметные картинки, например :крокодил, тучка, цыпленок,

луна и др.

Описание игры

С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и

придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так

не бывает. Первый ребенок противоречит , доказывая ,что такое может случиться.

Варианты диалогов детей:

- Крокодил летает.

- Крокодил не  летает, у него не крыльев.

- Нет летает, его  везут в самолете.

- Тучка упала  на землю.

- Тучка плывет  по небу, она не может упасть.

- Нет, тучка упала  дождем.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

 

                     Игры и упражнения

       на развитие умения «конструировать»

  текст для другого (умение говорить самому)

Задачи:

  • Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
  • Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая

личностные особенности слушателя;

  • Научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.

Опиши друга.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по

очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько

был точен каждый игрок.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

 

Снежная королева

Описание упражнения

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева».

Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все

доброе и прекрасное превращалось в плохое и безобразное. Сколько

бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Педагог говорит:

- У этой сказки есть продолжение: когда Каи и Гер-да выросли, они

сделали волшебные очки, через которые, в отличие от зеркала,

можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.

Детям предлагается представить, что волшебные очки надеты, посмотреть

больше хорошего, а затем рассказать об этом.

Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания детей.

По окончании игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали,что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.

 

Диалоги.

Описание игры.

Участники разбиваются на пары.

Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время

года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер.

В течение 3 -5 минут участники общаются.

Затем по условному сигналу разговоры прекращаются , и дети меняются парами. Им

дается второе задание –рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих

собеседников.

 

 


Информация о работе Особенности формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте