Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 13
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.1. Организация и проведение эксперимента по выявлению уровня представлений о труде взрослых у младших дошкольников 18
2.2 Методика развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста 25
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

формирование представлений о труде .docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

В основу методики формирующего эксперимента легли следующие принципы:

- комплексного  воздействия на эмоциональную, интеллектуальную  и деятельностно–практическую сферы  личности в развития представлений  у дошкольников;

- поддержка  эмоционально – положительного  отношения к занятиям;

- стимулирование  интереса детей к труду взрослых  через включение художественной  литературы, изобразительной деятельности, занимательных заданий.

Этапы формирующего эксперимента:

  1. Развитие представлений о труде взрослых у детей в ближайшем окружении.
  2. Закрепление представлений о труде взрослых в блоке совместной деятельности с педагогом.

Учитывая особенности жизни малого районного города, а также желания и интересы детей, выделили следующие виды экскурсий:

1. Труд  няни.

2. Труд  повара .

3. Труд  дворника.

4. Труд  шофера.

5.Труд  водителя (автобуса).

В экспериментальной работе были выделены три направления педагогической работы с детьми:

  1. знакомство с трудом взрослых, организационной стороны их проведения;
  2. подготовка детей к экскурсии и их проведение;
  3. закрепление полученных на экскурсии представлений в совместной деятельности педагога с детьми.

Первый этап включал в себя реализацию первого и второго направления экспериментальной работы. Большое внимание уделялось разработке содержания и процессуальной стороны экскурсий. Для этого были разработаны схемы, служащие алгоритмами описания экскурсий:

-внешний  вид в контексте профессиональной  деятельности: среда, окружающая обстановка;

-профессиональные  действия;

-орудия  труда: окружающие предметы, их использование;

-беседа  с представителем данной профессии;

-трудовые  действия с орудиями труда.

Все выделенные виды проводились дважды. При первичном проведении экскурсий целью являлось вызвать эмоциональный отклик, эмоциональное восприятие представителей профессий, первоначальное знакомство с особенностями той или иной профессии. Основное место занимало наблюдение за деятельностью людей той или иной профессии.

Повторное проведение экскурсий осуществлялось с целью акцентирования внимания детей на внешнем виде работников, орудиях труда, процессе организации труда, последовательности выполнения трудовых действий, показать значимость труда, его результаты.

Важное место освободилось раскрытию социальной и эстетической стороны.

Помимо наблюдения использовали фрагментарное подключение детей к выполнению отдельных трудовых действий, общение представителя той или иной профессии с детьми.

На заключительном этапе осуществлялось закрепление и обобщение полученных представлений детей о труде взрослого с использованием художественного слова, изобразительной деятельности.

В целях формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста были использованы следующие дидактические игры:

- «Кто это?» (игра развивает предметный словарь детей, внимание, память);

- «Кто  что делает?» (игра развивает глагольный  словарь, конкретизирует представления  о профессиях);

- «Кому  что нужно для работы?» (1 вариант - по типу лабиринта, например, найти, что нужно для работы повару; 2 вариант – по типу лото, подобрать  карточки с изображением предметов, необходимых человеку для осуществления  определённых трудовых действий; игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий);

- «Четвёртый  лишний» (игра развивает объяснительную  речь, учит классифицировать, обогащает  словарь по всем грамматическим  категориям);

- «Помоги  повару приготовить фруктовый  салат» (игра углубляет знания  о способах и последовательности  приготовления салата из фруктов);

- «Почини  грузовик» (по типу разрезных  картинок; игра закрепляет название  частей грузовика, употребление  в речи существительных ед. и  мн. ч. Р.п.);

- «Какая  картинка лишняя?» (игра учит детей  азам обобщения и классификации, активизирует глагольный словарь).

Взрослый раздаёт детям карточки с изображением людей разных профессий – воспитатель, няня, повар, дворник. Просит их рассмотреть. Затем откладывает эти карточки на свой стол и поднимает карточку с изображением няни. Спрашивает: «Кто изображён на картинке? Что она делает?» Аналогично проводит работу и с другими карточками. Затем раздаёт детям предметные картинки с изображением инструмента, нужного человеку той или иной профессии. Воспитатель поднимает свою карточку и говорит: «Дети, поднимите те предметы, которые нужны человеку этой профессии (например, повар). Почему вы подняли именно эту карточку? (Ответ ребёнка). Зачем повару нужен этот предмет? »(Ответ детей). Увидеть уровень формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста можно по тому, как будет действовать ребёнок.

Работа с родителями начинается с посещения педагогом семей своих воспитанников. Изучаются условия, которые созданы в семьях для детского домашнего труда, выясняется как ребенок трудится вместе со взрослыми и к каким видам работы их привлекают родители. Выяснив, как осуществляется нравственно-волевая и трудовая подготовка детей к школе; на что необходимо обратить внимание в первую очередь; как объясняют ребенку необходимость обучения в школе; какие трудности испытывают родители в воспитании детей (как выработать у ребенка умение сосредоточенно заниматься дома, выполнять не отвлекаясь порученное дело); какую помощь от детского сада они хотели бы получить. Провели беседы «О воспитании любознательности», «О трудолюбии и лености», «Воспитание усидчивости», «Ваш ребенок в детском саду. А каков он дома?». В группе имеется библиотека для родителей по пропаганде педагогических знаний. Была оформлена папка «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», где педагог обобщила необходимый материал. Была составлена консультация для родителей: «Организация совместной трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», «Трудиться - всегда пригодиться».

На родительском собрании на тему «Как мы воспитываем у своего ребенка самостоятельность в труде», педагог познакомила родителей с опытом трудового воспитания в семье. Одни родители рассказывали об условиях, способствующих охотному включению ребенка в самостоятельный труд (ребенок самостоятельно приносит хлеб из магазина, моет посуду, вытирает пыль, работает с пылесосом, поливает цветы и т.д.) другие - о единстве требований всех членов семьи в организации трудовой деятельности. На родительских собраниях мы разъяснили то новое, что вносится в работу с детьми 2-3 года жизни, как меняются задачи содержания и методы воспитания в связи с возрастными особенностями детей, что могут и должны сделать взрослые, чтобы и в домашних условиях подготовка детей к школе шла успешно. К собранию устроил выставку детских работ, а так же показал родителям, какое оборудование по труду можно иметь для ребенка дома, дала рекомендации по отношению размеров, объемов, веса оборудования.

Результативность эксперимента

Цель контрольного этапа – выявление уровня развития представлений у детей о труде взрослых.

На данном этапе мы провели контрольное обследование детей. Методика проведения контрольного среза совпадала с методиками, используемыми в констатирующем и формирующем экспериментах.

Результаты контрольного среза показали позитивные сдвиги в уровнях развития представлений о труде взрослых.

Таблица № 5.

Сводная таблица (беседа)

Таблица уровней

ЭГ

КГ

 

Конст.эксп

Конт. Эксп.

Конст.эксп

Конт. Эксп.

Высокий

4

10

5

7

Средний

6

7

8

9

Низкий

8

1

7

4


 

Анализ результатов показал положительную динамику изменения развития представлений о труде взрослых: на семь детей стало меньше на низком уровне, и на шесть детей больше на высоком уровне развития представлений. На низком уровне было 8, стало 1 ребенок, на высоком было 4, стало 10 детей, количество детей среднего уровня было 6, стало 7.

Произошли положительные изменения и в проявлении эмоционального отношения к этой стороне социальной жизни и по сравнению с констатирующим экспериментом дети более эмоциональны в общении, проявляли яркие выразительные эмоции в процессе беседы с ним.

Таблица № 6. Эмоциональное отношение детей.

До эксперимента.

Число

детей

Высокий

Средний

Низкий

4

6

8


 

После эксперимента.

Число

детей

Высокий

Средний

Низкий

11

7

0


 

Полученные результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей экспериментальной группы о труде взрослых и процессе его организации.

В ходе этого исследования мы определили: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; работают ли хорошо во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Полученные данные мы зафиксировали в виде табл. 7.

Таблица 7

Сводная таблица (беседа)

Таблица уровней

ЭГ

КГ

 

Конст.эксп

Конт. Эксп.

Конст.эксп

Конт. Эксп.

Высокий

22% (4)

55 % (10)

25% (5)

35% (7)

Средний

33% (6)

39% (7)

40 % (8)

45% (9)

Низкий

44% (8)

5% (1)

35% (7)

20% (4)


 

Анализ опытно – педагогической работы показал, что проведенная работа способствовала развитию дошкольников, стимулировала проявления знаний о труде взрослых, процессе его организации.

Рис.1. Сравнительный анализ ЭГ (беседа)

Сравнение результатов показывает, что у детей ЭГ значительно повысились знания о работе взрослых.

Таким образом, опробированная методика позволила повысить уровень представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования экскурсий как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно.

Подводя итоги своей работы педагог сделал вывод, что у всех детей, с которыми он проводил целенаправленную систематическую работу по формированию ценностного отношения к труду сформированы практические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В дошкольном возрасте закладывается и формируется отношение личности к труду. Осознание роли труда, его воспитательного и нравственного значения принадлежит к числу основных элементов морального сознания. Развитие представлений о труде взрослых относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их социального развития в целом.

Проведенные на базе МАДОУ №67 «Подснежник» исследования подтвердили значение методики формирования представлений о труде взрослых посредством эффективного воздействия педагогической оценки и оценки сверстников, а также использования самооценки. Поставленные в ходе исследования задачи позволили подойти к отбору содержания исследования и методам исследования.

Информация о работе Особенности формирования представлений о труде взрослых у младших дошкольников