Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой в курсовой работе определены следующие задачи:
Раскрыть сущность проблемы детей младшего школьного возраста, в психологической науке.
Охарактеризовать возможности работы социального работника с детьми младшего школьного возраста.
Исследовать особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
Разработать рекомендации учителям по работе с детьми.
Введение.____________________________________________5-6
Глава I Теоретические основы изучения эмоциональной сферы детей, младшего школьного возраста._________________________
Проблема эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, в трудах отечественных и зарубежных
авторов._______________________________________________7-12
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.______________________________________________13-20
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.______________________________________________21-25
Выводы по I главе.______________________________________26-27
Глава II Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.________________________________________
2.1 Методики изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________________28-35
2.2 Анализ результата исследования эмоциональных особенностей у детей младшего школьного возраст._______________________________________________36-38
2.3 Рекомендации по коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________39-41
Выводы по II главе._____________________________________42-43
Заключение._____________________________________________44
Литература.____________________________________________45-46
Рабочая методика в практике работы с детьми младшего школьного возраста:
Основными видами работы являются: сопровождение адаптации на новом этапе обучения, сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»), сопровождение перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование).
Сопровождение к адаптации к школе
Диагностическое направление:
Мониторинг адаптированности ребёнка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребёнка к школе, причины неуспеваемости)
Предмет диагностики:
Стандартные методики, тесты. Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям. Другие средства и методы работы.
Определение уровня тревожности:
1) Проективная
методика для диагностики
2) Шкала явной тревожности для детей
(Дж. Тейлора, модификация А.М.Прихожан).
Позиция в группе сверстников, социальный статус:
1) Проективная
методика Рене Жиля (Для исследования
межличностных отношений) В кн.
Лучшие психологические тесты
для профотбора и
2) Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992).
Особенности познавательной сферы:
Внимание:
1) Корректурная проба
2) Чёрно-красная таблица
3) Перепутанные линии
4) Методика Пьерона-Рузера
Память:
1) Методика «Запоминание цифр»
2) Методика «Запоминание образов»
3) Методика
опосредованного запоминания (
4) Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)
Мышление:
1) Методика «Матрицы Равена»
2) Методика «Исключение лишнего»
3) Исследование особенностей словесно-логического мышления детей
Сопровождение к переходу к обучению в среднем звене
Диагностическое направление:
Изучение особенностей педагогического стиля педагога (3 класс), изучение особенностей поведения учащихся в учебных ситуациях, выявление потенциальной «группы риска», определение готовности обучения детей в среднем звене
Предмет диагностики:
Стандартные методики, тесты. Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям. Другие средства и методы работы.
Характер реакции педагога в разных ситуациях:
1) «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998)
2) «Оценка способов реагирования в конфликте» (тест Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной)
Отношение к учебным предметам учащихся, активность поведения на переменах:
1) Методика Г.Н. Казанцевой «Отношение к учению и к учебным предметам»
2) Наблюдение, беседа, анкетирование
Изучение индивидуально-
1) Проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
2) Тест школьной тревожности Филлипса (для начальной школы)
3) Тест Люшера Наблюдение, беседа с использованием сб. Методические материалы для психодиагностического обследования ребенка 5-7 лет /Сост. В.И. Чирков, О.В. Соколова. Ярославль, 1993. («Психодиагностика»)
При разработке занятий, посвященных эмоциям, учитывались следующие критерии:
-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
-Умеет различать эмоции в интонациях речи.
-Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.
-Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.
Организация занятий:
Занятия проводятся с группой, состоящей из 6–10 человек, 1–2 раза в неделю. Длительность одного занятия — от 20 до 60 минут в зависимости от возраста детей.
Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.
После завершения
программы можно поставить с
детьми спектакль. В ходе
Правила проведения занятий:
Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят!
Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал.
Методические приемы:
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
Рисование эмоций.
Проигрывание этюдов.
Методика "Игра и друзья"4
Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.
Дружба, близкие отношения со сверстниками, играют важную роль в жизни каждого ребенка, развитии его личности, но на настоящий момент она достаточно мало изучена (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Р. Селман). Исследование дружеских отношений младших школьников осложняется тем, что у детей этого возраста еще не развита рефлексия, и в этом случае трудно использовать традиционные методики, требующие от ребенка словесного отчета. В целях преодоления этой трудности в работе была предпринята попытка разработки новой методики для исследования представлений младших школьников об игре и дружбе.
Целью исследования изучение особенностей представления об игре и дружбе в младшем школьном возрасте путем анализа проведенных тестов и игр.
1 этап:
Детей собрать в одном классе и посадить по двое за парту. Раздать листки с заданиями (см. в Приложении), по одному на парту. Время прохождения, не ограничено.
Какая из пар закончит быстрее, та и выиграла.
Полученные результаты свидетельствуют о развитии дружеских отношений детей по линии перехода от совместной игровой деятельности к эмоционально-личностному взаимодействию с другом, становлению эмоционально-личностных отношений между друзьями, в которых личность друга и свои личностные качества становятся предметом активной ориентировки младшего школьника.
2 этап:
Детей собрали на улице. И предложили им поиграть в подвижные игры.
Такие как ручеек, догонялки, прятки и т.д. Или поиграть в такие игры, которые предложат дети.
Подведя итоги после игры, можно заметить, что не только те пары, которые проходили вместе тесты, но и остальные ребята стали дружнее.
После проведения методики “Игра и друзья”, повторная диагностика показала, что дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении, таким образом, подтверждается гипотеза о том, что, развивая творческие способности, мы развиваем эмоциональную сферу ребенка.
Исследование проводилось на учениках школы № 6 им. А.С Макаренко, младших школьниках. Всего приняло участие 20 детей, из разных классов.
При провождении этого задания, наблюдая как ведут себя дети, на 1 этапе в парах, я заметила, что дети, стремясь выиграть, объединились и каждая пара была как одно целое. Перейдя ко второму этапу, предлагая свои игры, дети из своих пар начали объединяться сначала на 2 команды, затем все вместе.
Подведя итог проделанной работы, я могу сказать, что совершенно разные дети могут найти общие интересы и провести время в хорошем настроении, получая при этом положительные эмоции.
Методика “я и эмоции”5
В связи с низким уровнем развития эмоциональной сферы были выделены направления работы, методы и приемы по корректировке и целенаправленному развитию эмоциональной сферы детей. Эта методика представляет собой комплекс из шести этапов, цель которых состояла в развитии эмоциональной чувствительности и выразительности.
1. этап:
Знакомство (дети знакомятся с друг другом, с помощью ведущего и с самим ведущим)
2. этап:
После знакомства, ведущий предлагает разминку (разминка состоит из тестов, см. в Приложении)
3. этап:
Ведущий предлагает вспомнить героев из сказок.
4. этап:
Постановление сказки “Репка”
5. этап:
Репетиции сказки и приглашение родителей
6. этап:
Показ сказки
Методика проводилась мной в школе № 6 им. А. С Макаренко, среди младших школьников.
После проведения методики “Я и мои эмоции”, постановки сказки я заметила, что дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении, таким образом, подтверждается гипотеза о том, что, развивая творческие способности, мы развиваем эмоциональную сферу ребенка.
2.2 Анализ результата исследования эмоциональных особенностей у детей младшего школьного возраста
Говоря о необходимости изучения особенностей эмоционального состояния учащихся младшего школьного возраста, следует отметить, что существует много видов эмоционального состояния. Нас интересуют те из них, которые оказывают существенное влияние на протекание учебного процесса. К ним относятся: настроение, тревожность, напряженность, фрустрированность. Выбор психодиагностических методик был направлен на выявление этих ведущих эмоциональных состояний. Психологическое обследование младших школьников проводилось также с учетом того, что первые полгода - это период адаптации этих детей к школьному обучению, новым для них к школьным условиям, поэтому, кроме анализа особенностей эмоционального состояния первоклассников, проводился и анализ их поведения в адаптационный период (выявлялся коэффициент дезадаптации методом наблюдения).
Проводя методики я руководствовалась “Рабочей методикой в практике работы с детьми младшего школьного возраста”.(
Место провождения: школа № 6 им. А.С Макаренко
Объект провождения: младшие школьники (в количестве 20 человек)
Цель провождения: изучить
особенности эмоциональной
Результаты провождения:
Для провождения методик были набраны дети, младшие школьники, из разных классов (с 1по 3 классы). За время провождения никаких происшествий не было.
Среди учеников было 10 мальчиков и 10 девочек. Проводя тесты я наблюдала, что поведение девочек и их реакция намного спокойнее чем у мальчиков. Эмоциональная сфера девочек намного больше развита, чем у мальчиков.
Проводя первую методику “Игра и друзья”, девочки при играх на улице вели себя намного сдержанней, чем мальчики. Мальчики бегали беспорядочно, и редкий раз позволяли себе толкаться. Но все же в конце провождения занятий все остались довольны и с положительными эмоции шли на оставшиеся уроки. При провождении второй методики “Я и эмоции” все принимали активное участие в сказке.
Таблица уровней эмоциональной сферы:
Эмоциональная сфера у мальчиков | |
Тип эмоциональной сферы |
Проценты |
Низкая |
20 |
Средняя |
50 |
Высокая |
80 |
Эмоциональная сфера у девочек | |
Низкая |
30 |
Средняя |
60 |
Высокая |
90 |
После проведения двух методик я
составила эмоциональные
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста