Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой в курсовой работе определены следующие задачи:
Раскрыть сущность проблемы детей младшего школьного возраста, в психологической науке.
Охарактеризовать возможности работы социального работника с детьми младшего школьного возраста.
Исследовать особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
Разработать рекомендации учителям по работе с детьми.
Введение.____________________________________________5-6
Глава I Теоретические основы изучения эмоциональной сферы детей, младшего школьного возраста._________________________
Проблема эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, в трудах отечественных и зарубежных
авторов._______________________________________________7-12
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.______________________________________________13-20
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.______________________________________________21-25
Выводы по I главе.______________________________________26-27
Глава II Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.________________________________________
2.1 Методики изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________________28-35
2.2 Анализ результата исследования эмоциональных особенностей у детей младшего школьного возраст._______________________________________________36-38
2.3 Рекомендации по коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.____________________________39-41
Выводы по II главе._____________________________________42-43
Заключение._____________________________________________44
Литература.____________________________________________45-46
|
||||||
|
||||||||
После просмотра диаграмм я сделала вывод, что у девочек эмоциональная сфера выше, чем у мальчиков.
2.3 Рекомендации
по коррекции эмоциональной
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
Конспект занятия коррекции эмоциональной сферы.6
Тема: “Радость; хорошее настроение”.
Цели:
воспитание у детей миролюбия и доброжелательного поведения,
коррекция эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
раскрыть сущность понятия “Радость”;
формирование у детей доброжелательного поведения;
развивать эмоциональную произвольность, мимику, жесты, присущие эмоции “Радость”;
учить конструктивным способам управления собственным поведением, снимать напряжение.
Материалы: флажки разноцветные; шары с изображением веселого лица; яркие, смешные украшения, обручи на голову, банты, заколки; два листа ватмана с изображением контура человечка без лица; фломастеры; карандаши цв.; карточки с рис. “эмоции”;
Звуковое оформление: В.Шаинский “Улыбка”; запись смеха.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Учитель. Настал день. Я улыбнусь Вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумаете: “Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и
добры, приветливы и ласковы. «Вдохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного от ношения друг к другу на целый день.
Сегодня наше занятие будет веселое, радостное, мы будем шутить и смеяться. И тема нашего сегодняшнего занятия будет: “Радость”.
Диагностика настроения детей.
С помощью разноцветных флажков (светлые тона – радостное, доброе, веселое настроение, темные тона – мрачное, сердитое, угрюмое, плохое настроение) дети выбирают цвет, соответствующий их настроению.
Игра “Приветствие”.
Во время игры дети здороваются друг с другом различными способами (носиками, локоточками, пяточками и др.) под быструю, веселую музыку.
Беседа с детьми о радости.
Дети прослушивают музыкальный отрывок веселого произведения, после чего отвечают на вопросы психолога и самостоятельно рассуждают о том, что такое “радость”.
– Какого характера музыка сейчас звучит?
– О чем вы думаете, когда слушаете эту музыку?
– Что чувствуете?
– Что хочется делать под такую музыку?
– Как вы думаете, что же такое “радость”?
Тренинговая игра: “Угадай и покажи настроение”.
Дети двигаются под музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребенок берет ту карточку, возле которой он остановился. Рассматривает картинку, определяет вид эмоции, изображенный на ней и показывает ее. (Игра проводится 2-3 раза).
Игра “Переодевалки”.
Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений (бантов, париков, заколок и пр. атрибутов) и разглядывают себя в зеркале.
Игра “Художники”.
На изображенном во весь лист ватмана контуре человечка дети коллективно изображают веселое, радостное настроение, используя краски, цветные карандаши, фломастеры.
Релаксационное упражнение “Веселый торт”.
Дети с помощью
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Дети “угощают” испеченным тортом гостей.
Повторная диагностика настроений детей.
Под веселую музыку В. Шаинского “Улыбка” психолог дарит детям воздушные шары с изображением веселых рожиц.
Выводы по II главе
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. В этом возрасте внимание имеет ряд недостатков, таких как: 1) узкое внимание: ребёнок не в состоянии наблюдать одновременно много предметов, и его внимание всецело поглощается тем немногим, что в данный момент занимает его; 2) легко утомляемое внимание: ребёнок не может долго сосредоточить внимание, особенно на одном и том же; 3) блуждающее внимание: школьнику трудно установить внимание, уверенно, твёрдо и правильно фиксировать его; 4) пассивное внимание: детское внимание мало способно к произвольному усилию и нуждается в частых побуждениях; 5) конкретное внимание: направляется преимущественно на предметы внешнего восприятия.
В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребёнка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.
Разные дети внимательны по разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое. Но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организация внимания сочетается с его малым объёмом.
В целом можно выделить,
что эмоциональная сфера
Заключение
Целью данного исследования было изучение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. В теоретической части был проведён анализ литературы по проблеме изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их диагностике.
Теоретический анализ подтвердил ещё раз важность исследований психологических особенностей и особенностей эмоциональной сферы младших школьников, влияние развития психических функций на развитие личности в целом.
В работе выделены такие аспекты как: психологические особенности и особенности эмоциональной сферы младших школьников.
В практической части были проведены и описаны методики проведенные в школе с учениками младших классов.
После чего можно сделать вывод, что эмоциональная сфера ребенка зависит от окружения. Что не мало важно помогать ребенку развивать свои эмоции и учиться ими управлять.
Материал нашей работы может быть использован в социальной деятельности, на курсах повышения квалификации, при разработке лекционных курсов, для студентов соответствующей специальности.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.,2003. – 704 с.
2. Алфёров А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д., 2000. – 384 с.
3. Ананьев Б. Г. К
проблеме возраста в
4. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002. – 112 с.
5. Блонский П. П.
Психология младшего школьника.
6. Кулагина И. Ю., Колюцкий
В. Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития
7. Лейтес Н. С. Умственные
способности и возраст. – М.,
8. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.,1977.
9. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3-х т. Т.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. –М.,2003. – 640 с.
10. Обухова Л. Ф. детская психология: теория, факты, проблемы. – И., 1995.
11. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
12. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребёнка: диагностика и коррекция. – М., 2001. – 192 с.
13. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2003. – 704 с.
14. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.,2003. – 592 с.
15. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – М., 2003. – 320 с.
16.Василюк Ф.Е. Психология
переживания (Анализ
17.Практическая психология образования. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Приложения
Задания к методике “Игра и друзья” к 1 этапу.
Для этого проследите путь каждой из них, и запиши нужную цифру в квадрате справа
3. Вычеркни лишнее
Собака Лиса Заяц Стол Медведь
4. Какой фигуры на
достает на месте пустого
5. Вставьте пропущенное число:
6. Вставьте слово в
скобках, которое у вас
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста