Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:37, отчет по практике
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Передо мной стояли задачи:
- создание целостного представления о педагогической деятельности;
- развитие педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
- углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;
- овладение современными технологиями обучения и воспитания.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Общие сведения о базе практики……………………………………………………..4
1.1 Особенности работы психолога в школе …………………………………….4
1.2 Характеристика классного коллектива ………..11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося…………15
2 Психолого-педагогическая деятельность ………..21
2.1 Индивидуальная консультация родителей «Причины
рассеянности ребенка…………………………………………………………….21
2.2 Психолого-педагогический анализ урока…………………………………...23
2.3 Проведение диагностик подростка…………………………………………..27
3 Результаты выполнения индивидуального задания………………………………..28
3.1 Методическая разработка урока «Виды и механизмы памяти»…………...28
3.2 Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»…...34
3.3 Анализ воспитательного мероприятия из цикла
«Профориентация учащихся»……………………………………………………41
Заключение ……….. ……………..……………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………
№ вопроса |
Вопрос |
Ответ | |
Да |
Нет | ||
41 |
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? |
||
42 |
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? |
||
43 |
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? |
||
44 |
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? |
||
45 |
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? |
||
46 |
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? |
||
47 |
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? |
||
48 |
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? |
||
49 |
Работая над трудным заданием, думаешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? |
||
50 |
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? |
||
51 |
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? |
||
52 |
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? |
||
53 |
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? |
||
54 |
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? |
||
55 |
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? |
||
56 |
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? |
||
57 |
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? |
||
58 |
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? |
Приложение Д
Диаграмма результатов теста школьной тревожности Филлипса
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Приложение Е
Опросник Айзенка (подростковый)
В основе разработки данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.)
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
Методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте 12-17 лет.
Может использоваться:
- при формировании классных коллективов;
- при приеме на работу;
- в профессиональном отборе;
- в спортивной практике;
- в педагогической практике.
Цель: Выявить особенности темперамента ребенка.
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то - знак «+», если отрицательно («несогласен»), то - «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
По шкале лжи показатель в 4—5 баллов рассматривается как критический, выше — данные не могут рассматриваться как достоверные.
Высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Нейротизм — эмоциональная устойчивость.
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.
Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Экстраверсия — интроверсия.
Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Приложение Ж
Опросник Айзенка (подростковый)
Бланк ответов
Цель: Выявить особенности темперамента ребенка
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то - знак «+», если отрицательно («не согласен»), то - «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
№ вопроса |
Вопрос |
Ответ | |
Да |
Нет | ||
Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? |
|||
Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить? |
|||
Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке? |
|||
Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? |
|||
Часто ли у тебя меняется настроение? |
|||
Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами? |
|||
Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли? |
|||
Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят? |
|||
Любишь ли ты пошутить над кем-нибудь? |
|||
Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? |
|||
Ты веселый человек? |
|||
Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? |
|||
Многое ли раздражает тебя? |
|||
Тебе нравится такая работа, где надо делать всё быстро? |
|||
Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было ни произошли, хотя всё окончилось хорошо? |
|||
Тебе можно доверить любую тайну? |
|||
Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят? |
|||
Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце? |
|||
Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться? |
|||
Ты когда-нибудь говорил неправду? |
|||
Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал? |
|||
Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями? |
|||
Часто ли ты чувствуешь себя усталым безо всякой причины? |
|||
Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом? |
|||
Ты обычно весел и всем доволен? |
|||
Обидчив ли ты? |
|||
Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами? |
|||
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? |
|||
Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова? |
|||
Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь? |
|||
Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело? |
|||
Ты любишь иногда похвастаться? |
|||
Ты чаще всего молчишь в обществе других людей? |
|||
Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте? |
|||
Ты быстро решаешься на что-нибудь? |
|||
Ты иногда создаешь шум в классе, когда нет учителя? |
|||
Тебе часто снятся страшные сны? |
|||
Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг? |
|||
Тебя легко огорчить чем-нибудь? |
|||
Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь? |
|||
Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком? |
|||
Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь? |
|||
Ты любишь шумные и веселые игры? |
|||
Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? |
|||
Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят? |
|||
Ты любишь часто ходить в гости? |
|||
Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить? |
|||
Ты когда-нибудь был грубым с родителями? |
|||
Тебя считают веселым человеком? |
|||
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? |
|||
Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье? |
|||
Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? |
|||
Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают? |
|||
Часто ли ты чувствуешь себя одиноким? |
|||
Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми? |
|||
Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно? |
|||
Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? |
|||
Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным безо всякой причины? |
|||
Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке? |
|||
Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав? |
Приложение З
Обработка результатов диагностики
по опроснику Айзенка (подростковому)
Шкала лжи = 2
Экстраверсия = 17 (умеренная)
Эмоциональная неустойчивость = 23 (очень высокая)
Холерик
Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.
Нельзя относиться к такому подростку равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно — с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако, при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.
Информация о работе Отчет по психолого-педагогической практике в МБОУСОШ №13