Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить ощущение и восприятие как механизмы познания.
Объект исследования - ощущение и восприятие как психические процессы, обеспечивающие познание окружающей действительности.
Предмет - взаимосвязь и свойства таких психических процессов как ощущение и восприятие.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по теме;
- дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»;
- показать взаимосвязь и различие этих психических процессов;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Ощущения как механизм познания………………………………….………….5
1.1 Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности…………………………………………………………….5
1.2 Сущность и классификации ощущений………………………………………8
1.3 Ощущение как источник познания…………………………………………..12
2 Восприятие как психический познавательный процесс……………………...18
2.1 Восприятие как деятельность………………………………………………...18
2.2 Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы…..........................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………….……………..32
Глоссарий……………………………………………………………….…………34
Список использованных источников…………………………
Таким образом, ощущения обладают широким спектром модальности: бывают зрительные, слуховые, кожно-осязательные, вибрационные, температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые, общеорганические ощущения. Каждая форма ощущений отражает через единичное общие свойства данной формы и вида движения материи, например электромагнитные, звуковые колебания, химическое воздействие и др.
2.1 Восприятие как деятельность
Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Ведь именно в образах, чувственных и умственных проявляется результат восприятия. «Можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности»23.
А. Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ есть та форма, в которой предметный мир открывается субъекту в результате его деятельности»24. Этот предметный мир открывается в образе реально, то есть независимо от самого субъекта, существующий. Но, одновременно, «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле», объект его деятельности»25.
В восприятии проявляется жизненный процесс, протекающий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс – от объекта к субъекту. Имеет место и обратная связь, обеспечиваемая активностью, сознательностью и произвольностью деятельности. Процесс восприятия и его продукт включены в деятельность в предметном окружающем мире. Восприятие также предметно, как и воспринимаемый мир. Одно из важнейших свойств восприятия – его предметность. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то сеть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою регулирующую, ориентирующую функции в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль играет осязание и движение. «И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, то есть отнесенностью к объектам внешнего мира»26. Опыты Дж. Стрэттона с очками, переворачивающими мир на 180 градусов, показывают, что, когда испытуемый самостоятельно двигается в «перевернутом мире», то он довольно быстро адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающем, более того, зрение начинает «работать» правильно. У тех же испытуемых, которых в «перевернутом мире» возили в тележке, лишая их самостоятельной активности, правильное видение мира не восстанавливалось. «У всех испытуемых наблюдалась значительная степень адаптации в серии с активным движением. Напротив, в серии с пассивным движением никакой адаптации обнаружено не было»27. Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражения.
Восприятие само можно рассматривать как деятельность, то есть в качестве процесса, который побуждается, направляется тем или иным предметом, мотивом который конкретизует какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется мотивом, смыслом, целью. Она обеспечивается необходимыми навыками, нормальным функционированием психофизиологических функций. Деятельность восприятия обнаруживает себя, по выражению А. Н. Леонтьева, в «воспринимании». Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - смысловое поле, система значений»28. Осмысленность восприятия является существенным свойством восприятия, доказывающим его активный характер. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Это одновременно является загадкой восприятия. Р. Грегори в книге «Разумный глаз» отмечает: «Разумность глаза - до сих пор во многом загадочная для науки - в том и состоит, что зрение способно проникать в невидимую суть видимых вещей. Зрение человеческое иногда позволяет узнать не только биологически важные свойства предметов, а и такие их качества, которые вообще недоступны органам чувств, но известны разуму»29.
Понимание неразрывности восприятия и познания привело исследователей к более активному разделению умственного и чувственного образа. Начало умственному образу, рождающемуся только у человека, дает значение. Тем более велика роль языка, позволяющего описать, зафиксировать, выразить образ. «Значение живет собственной жизнью в независимой от отдельных субъектов «матрице языка». Но, становясь их «собственностью», оно оборачивается психическим образом особого порядка. Этот – теперь уже умственный – образ столь неотчуждаем от ткани сознания как и чувственный».30«Сознательно воспринять предмет - значит мысленно назвать его, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории»31.
Деятельность восприятия обнаруживает себя в перцептивных действиях. Действие, согласно теории деятельности, всегда целенаправленно. Перцептивные действия складываются в систему. К ней относятся такие процессы, как поиск, опознание, обнаружение и др. Прецептивное действие «протекает в том случае, когда цель задается в конкретных условиях, то есть выступает в качестве задачи. Существует известное правило: «когда вы ставите перцептивную цель, вы обязательно ставите ее в известных условиях, иначе вы не сможете действовать, то есть вам придется обнаруживать условия, а это трудно, долго и может кончиться неудачей, поэтому если вы можете сразу поставить цель в форме задачи, то есть дать цель в определенных условиях, то это обыкновенно так и делается»32. Целенаправленность действия требует субъектной активности, осознанности в удержании и постановке цели, хотя бы частичном учете условий разворачивающегося восприятия.
При анализе перцептивных действий открываются перцептивные операции. Их существует множество. Они входят в структуру не только специальной деятельности восприятия, но и любого действия. Например, для того, чтобы осуществлять действия с предметами, необходимо их сначала воспринять, а такое восприятие обеспечивается перцептивными операциями. Перцептивные операции, в основном не представлены в сознании. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическими функциями: сенсорными, мнемическими, моторными и др. В таком обеспечении велика роль головного мозга.
Наиболее полно закономерности и свойства восприятия изучены в гештальт-психологии. Но «роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов»33. И в гештальттеории восприятие рассматривается как активный процесс, невозможный без движения для создания образа. Даже при создании зрительного образа человек как бы ощупывает глазами контур фигуры. Выявлено, что осмотр происходит не по случайной траектории, а планомерно, последовательно по наиболее значимым элементам фигуры.34 В рамках этого течения изучены основные закономерности и свойства восприятия. Важнейшими из свойств является целостность и структурность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Для целостности всегда действует принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда мелодия, предмет, образ, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в активной, предметной деятельности человека - с другой стороны.
Закон константности
восприятия утверждает, что образ
вещи стремится к постоянству, неизменности.
Даже при изменении условий
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного, изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, таким образом, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе не ощущаются. Воспринимается только нечто относительно инвариантное, например размеры какого-либо предмета, его форма и др. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Константность восприятия - необходимое условие жизни, деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Исследование свойств восприятия неизбежно приводит к выводу о его активности, позволяющей человеку познавать через построение адекватных образов объективного мира.
2.2 Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы
Апперцепция, как зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его личности, показывает, что восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретного живого человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его интересы, отношение к воспринимаемому, устремления, потребности, желания, чувства. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений. Она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Итак, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Представляют интерес опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса (см. приложение Б). Она построена так, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). Скорее всего, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной36.
При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и, наконец, сама комната начинает восприниматься правильно, как перекошенная. В ситуацию выбора по причине конфликта сенсорной информации, человек попадает, рассматривая «невозможные фигуры». «Невозможные фигуры» могут существовать только в виде изображения. Испытуемый рассматривает их по-разному, пытаясь ликвидировать противоречие восприятия, отнести фигуру к уже известному ему классу. В ходе рассматривания он строит, так называемые, перцептивные гипотезы. «Особенно интересно, что, понимая разумом правильный ответ и даже изготовив предмет самостоятельно и затем, рассматривая его со всех сторон, все же из критической позиции не воспринимается этот предмет, как он есть. Правильное перцептивное решение столь маловероятно, что избираемая гипотеза о предмете никогда не оказывается истинной. Очевидно, что процесс восприятия, будучи процессом принятия решений, в то же время не допускает прямого воздействия отвлеченного знания на выбор перцептивных решений»37. Итак, Р. Грегори утверждает, что восприятие – это всегда процесс принятия наиболее вероятной сенсорной гипотезы. Дело осложняется тем, что парадоксальные фигуры, не дают возможности воспринимать стереотипно, шаблонно. В этом случае, происходит поиск решения с попытками привлечь мышление и чувства к принимаемому на основе перцептивной информации, решению.
Восприятие - активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание кривых и прямых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.
Одним из показателей активности восприятия является его своеобразие, индивидуализированность, уникальность. Кроме «фильтра» перцептивного опыта восприятие использует личностные интересы, мотивы, установки. В общем и целом направленность личности определяет, как бы организует восприятие. В процессе восприятия участвуют эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Так как все люди различаются по своим установкам, интересам и по целому ряду других характеристик, можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии. Индивидуальные различия налагают отпечаток сначала на направленность и характер восприятия и отчасти управляют им. «Само восприятие подвержено вариациям, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти вариации относятся к психологии восприятия в такой же степени, как элементарные законы психофизиологии».38
Информация о работе Ощущение и восприятие как механизмы познания