Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 6
1.1. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте. 6
1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи. 12
1.3. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. 24
2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра) 35
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Приложение. 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.42 Кб (Скачать файл)

3. Умение подбирать  антонимы и синонимы.

Задание: на подбор слов-антонимов («Скажи наоборот»); слов-синонимов («Скажи по-другому»). При интерпретации  результатов отмечается точность использования  слов (образование антонимов по типу «веселый-невеселый», «быстро-небыстро», «плачет - не плачет» считается неточностью), объем словаря, его состав.

Таким образом, на основании анализа правильно  названных ребенком слов создается  представление об объеме его активного  словаря, т.е. о количественной характеристике, а также о некоторых качественных сторонах словаря. Для более полной качественной характеристики словарного состава языка детей имеет  значение анализ ошибочных ответов, зафиксированных как при предъявлении им картинок с изображением конкретных предметов, действий, качеств, так и (особенно) при выполнении проб, направленных на выяснение умения употреблять  слова в контекстной речи.

4. Изучение грамматической  стороны речи предполагает выявление  умения детей пользоваться различными  грамматическими конструкциями,  самостоятельно образовывать слова.  С этой целью ребенку предлагаются  игровые грамматические задачи  на конструирование слов и  предложений.

Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление у детей уровня сформированности словообразования и словоизменения (морфология) и уровня владения различными типами структуры предложения (синтаксис).

1. Морфология.

Из навыков  словоизменения (формообразования) проверяется:

- умение правильно  употреблять окончания существительных  множественного числа родительного  падежа (логопед начинает фразу,  ребенок заканчивает: «У Тани есть карандаши, а у Маши нет... (карандашей)», или: «В лесу живет много... (медведей, белок)», или: «В нашей комнате много... (столов, стульев)»);

- умение пользоваться  предложно-падежными конструкциями  (под столом, в столе, из стола).

Из навыков  словообразования проверяется:

- умение образовывать  слова при помощи суффиксов  (1. Где лежит хлеб? — В хлебнице. Куда кладут соль? Как можно назвать человека, который катается на лыжах? Кто работает в библиотеке? Кто учит детей? 2. Чей хвост? Чьи уши? Чья нора? 3. Таня говорит громко, а Миша может говорить еще... громче);

- умение образовывать  слова при помощи приставок  (Мальчик к дому... (подходит); из  дома... (выходит); через улицу... (переходит). Гриб, который растет под березой... (подберезовик). Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают... (пододеяльник).

2. Синтаксис. Следует  отметить, какие типы предложений  ребенок использует в речи: простые  (нераспространенные, распространенные), сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные); количественное соотношение простых  и сложных предложений, умение  пользоваться союзами, правильность  построения и оформления предложений  с морфологической и синтаксической  точки зрения.

Одним из показателей  уровня сформированности грамматического строя языка является владение навыками построения предложения. При обследовании грамматического строя важно установить, какие именно грамматические конструкции, выражающие различные виды связей и отношений, доступны ребенку.

С этой целью используют прием составления предложений  по предлагаемой ему картинке, в  которой «запрограммировано» предложение  заданной конструкции. Прежде всего выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами.

Более сложный  вариант этого приема нацелен  на выявление возможностей ребенка  строить предложения с большим  распространением (с 6-7 различными членами), а также изменять структуру исходного  предложения.

В процессе обследования необходимо обращать внимание на соотношение  простых предложений без распространения  и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложение; умение выразить в одном предложении  различные объективно существующие отношения (объективные действия или  обстоятельства, в которых действует  субъект, качественную характеристику субъекта).

Если ребенок  не справляется с заданиями, это  свидетельствует об очень низком уровне развития грамматических средств  языка.

5. Для выявления  особенностей звукопроизношения  детей используются наборы предметных  и сюжетных картинок. Проверяется,  как ребенок произносит звуки  не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Для  проверки умений различать звуки  речи на слух ребенку предлагаются  картинки, в названии которых  встречаются оба дифференцируемых  звука (з - с, ж - ш, б - п, г - к, л - р и т.д.), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мышка - мишка, лак - рак и т.д.).

6. Изучение практического  осознания элементов речи детьми  определяется на уровне анализа  фонемы, слова и предложения.

Вывод об уровне речевого развития детей делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. По результатам  итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из 3 уровней  речевого развития: высокому, среднему, низкому.

Результаты диагностики  лексико-грамматического строя речи старших дошкольников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состояние лексико-грамматического  строя речи старших дошкольников

 

Задание

Успешное выполнение заданий, %

Словарный запас

1. Называние предметов,  действий, качеств по специально  подобранным картинкам

60

2. Называние обобщенных  слов по группе однородных  предметов

40

3. Умение подбирать антонимы  и синонимы

50

Грамматический строй

Морфология

1. Умение правильно употреблять  окончания существительных множественного  числа родительного падежа

50

2. Умение пользоваться  предложно-падежными конструкциями

40

3. Умение образовывать  слова при помощи суффиксов

30

4. Умение образовывать  слова при помощи приставок

30

Синтаксис

1. Использование сложных  предложений в речи

50

2. Умение пользоваться  союзами

60

3. Правильность построения  предложений

40


 

 

Результат нашего исследования показал, что дети, выполняя задания, высокого уровня выполнения не показали. Большинство детей показали средний уровень выполнения задания.

Анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий  оказалось образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, а также детям  легко было назвать действие по предъявляемому предмету.

Самым сложным задание на уровень обобщений, «скажи наоборот». Дети допускали такие ошибки: замена обобщающих понятий словами конкретного значения (посуда – тарелки, цветы - ромашки). Замены прилагательных – не дифференцируют качества предметов (высокий – длинный, низкий – маленький, узкий - тонкий).

Возникшие трудности  при выполнении всех заданий и  ошибки, допущенные детьми в них, свидетельствуют  о том, что у детей не достаточно сформированы лексико-грамматические представления, уровень обобщений, а также звуковая сторона речи.

Дети выполняли  задания с ошибками и при диагностике  грамматического строя речи. Детьми допускались такие ошибки, как  нарушение порядка или пропуск  слова. 70% детей выявляли ошибки, но допускали ошибки грамматических норм.

Итак, дети, которые  показали средний уровень выполнения заданий, допускали следующие ошибки - искажение смысла и структуры  предложений; смысловые ошибки, нарушение  порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, даже при использовании стимулирующей  помощи второго вида дети давали неправильный ответ.

Дети со средним  уровнем развития допускали ошибки, но при помощи исправляли некоторые  простые задания без искажения  смысла и структуры предложения.

При проведении обработки  результатов обследования лексико-грамматического  строя речи дошкольников нами была составлена сводная таблица 2.

Таблица 2

Особенности лексико-грамматического  строя речи

Уровень сформированности

Воспроизведение лексико-грамматических конструкций

Понимание лексико-грамматических конструкций

Грамматический строй  речи

Словарь и словообразование

Высокий

-

-

10

Средний

60

50

50

Низкий

40

50

40


 

Исходя из данных таблицы, мы отметили, что процессы понимания лексико-грамматических конструкций у детей лучше  сформированы, нежели процессы воспроизведения  их в собственной речи.

Большинство детей  показали средний уровни понимания  лексико-грамматических конструкций, но при воспроизведении конструкций  в собственной речи высокий уровень  никто из детей не показал, наоборот большинство детей показали средний  уровень.

Результаты исследования связной речи показали, что в диалогической  речи наблюдаются элементы связности, реплики детей носят развернутый  характер и особенно это проявляется  в ситуациях специального общения  воспитателя с детьми на хорошо известном  материале.

Некоторые дошкольники  на вопросы воспитателя составляли достаточно развернутые рассказы из опыта, в которых часто присутствовали элементы и повествования, и описания. В своих ответах они использовали не только простые предложения, но и сложные, предложения с прямой речью («... Мама мне книги читает, а я картинки смотрю ...»; «... Бабушка всегда говорит: «Таня, не балуй ее!», а мама все равно берет ...»).

Для определения  особенностей связной монологической речи детей в ходе констатирующего  эксперимента предлагались задания  трех типов: пересказ сказки «Колобок»  с опорой на иллюстрации, рассказывание  по сюжетной картинке, рассказывание по готовой игровой ситуации, созданной воспитателем с помощью игрушек. Во всех заданиях использовалась игровая мотивация.

Определялись: объем  высказывания, законченность предложений, количество сложных предложений, связность  текста, его длина между паузами, разнообразие словаря.

Пересказывая  литературный текст по иллюстрациям, дети достаточно полно передавали содержание. В рассказах присутствовали все  эпизоды сказки. Лишь немногие путали повествовательность событий. Высказывания имели композиционную завершенность, но в большинстве случаев окончание  выражались при помощи одного слова  «Все».

Некоторые дети ориентировались  не на текст, а на картинку. В их рассказах  появлялись элементы описательности, либо они заменяли высказывание на показ изображенного на иллюстрации. Вместе с тем, можно отметить, что объем высказывания при пересказе значительно больше, чем при рассказывании по картинке и игровой ситуации.

В пересказах в  среднем 15 предложений и 60 слов. Средний  объем рассказов по картинке - 26 слов; по игровой ситуации - 29 слов. Больше детей смогли самостоятельно справиться с этим заданием (4 детей из 6).

Самостоятельно  выстроить повествование по картинкам  смогли 2 детей.

При выполнении второго  и третьего заданий наблюдались  трудности в композиционном построении текста. Часто, составляя рассказ, дети включали в него не относящиеся к  предложенной теме эпизоды.

Наибольшие трудности  для детей представляли начало и  окончание рассказа. Что касается способов соединения предложений, то дети использовали в основном формально-присоединительную  и цепную связь. В их высказываниях  содержалось большое количество неполных и номинативных предложений.

По результатам  изучения развития связной речи у  детей при выполнении предложенных заданий на данном этапе были выделены четыре уровня связной речи. Содержательная характеристика уровней заимствовалась из исследований Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой и др.

1 уровень - высокий.  Тема раскрыта. Начальное предложение  определяет главных героев, события,  вводит в сюжет. Рассказы композиционно  завершены. Текст излагается последовательно.  Используются разнообразные типы  связи. Количество пауз и повторов  не больше двух. Рассказ самостоятельный.  В тексте можно выделить 10-12 предложений.

2 уровень - выше  среднего. Повествование композиционно  завершено. Содержание раскрывается  частично и излагается последовательно.  Дети используют разные виды  связи, но доминирующей является  цепная-местоименная. оличество пауз и повторов 2-3. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 6-8 предложений.

3 уровень - средний.  Повествование характеризуется  частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца). Содержание  раскрывается частично, имеются  нарушения последовательности. Используется  в основном формальная и цепная-местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (3-4). Рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделяется 4-5 предложений.

4 уровень - низкий. Дети пытаются составить рассказ,  но ограничиваются отдельными  предложениями без начала и  конца. Присутствует лишь формальная  связь. Количество повторов и  пауз более пяти. В тексте 1-3 предложения.

Информация о работе Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста