Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение памяти, как психической деятельности человека, некоторых законов памяти и запоминания.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- определение памяти как сложного психического процесса
- определение запоминания, как свойства памяти
- рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава1. Общая характеристика памяти основные законы запоминания…....6
§1. Память как основа психической деятельности человека………..…..…..6
§2. Основные законы запоминания…………………………………………….………..14
3. Глава2. Мнемоника: способы запоминания информации…………...…………...21
§1. Мнемоника: краткая характеристика………………………………………..…… 21
§2.Некоторые способы запоминания информации……………………………..23
4. Заключение………………………………………………………………………………………..………...31
5. Список литературы…………………………………………………………..…………………………..34
Нужно отметить, что если
в похожих случаях действует обычно механизм
слухового запоминания, то вероятна и
зрительная память - скажем, когда необходимо
запомнить какой-либо несловесный (невербальный)
материал. В различных методиках,
к которым прибегают для лучшего запоминания,
могут быть использованы оба эти механизма.
Отличным примером того, каким образом
емкость кратковременной памяти может
ограничивать познавательную деятельность,
служит счет в уме. Так, умножить 12 на 32 относительно
легко, но многие не могут сделать этого
без ручки и листа бумаги. Часто всего
такие люди оправдываются, ссылаясь на
то, что они «несильны в математике».
В действительности же им, скорее просто
мешает накапливание промежуточных операций
и данных, которые быстро перегружают
кратковременную память.
Долговременная память.
Собственно из тех нескольких
элементов, задерживающихся в кратковременной
памяти на малый срок, мозг выбирает то,
что будет храниться в долговременной памяти.. Кратковременную
память можно уподобить стеллажам
в огромной библиотеке: книги то снимают
с них, то ставят обратно в зависимости
от возникающей надобности. Долговременная
же память более походит на архив: в ней
отдельные элементы, отобранные из
кратковременной памяти, разделяются
на массы разделов, после чего хранятся
достаточно длительное время.
Емкость и длительность долговременной
памяти практически безграничны. Они
зависят от роли запоминаемой человеком
информации и от метода ее кодирования,
классификации и, наконец, воспроизведения.
Роль некоторых факторов. Привычность материала. Если некоторое событие происходит много раз, то оно гораздо легче и на более длительное время запомнится, чем случайное происшествие. Отличным примером будет служить дорога, по которой мы ходим каждый день, таблицу умножения и вообще все , что было в большей или меньшей степени добровольно выучено в детском возрасте или в течение жизни. Первые песенки или стишки, выученные нами в детском саду, которые и на радость всей семье мы пели или читали множество раз, запоминаются нам навсегда, как и другие похожие события
Так же можно объяснить и поразительную точность многих воспоминаний пожилых людей. Мы часто удивляемся долговременной памяти наших бабушек. Но в действительности же то, что они говорят - это, чаще всего, какие-то знаменательные события, зачастую с достаточно глубоким эмоциональным подтекстом. Подобные истории множество раз пересказываются самим человеком и его близкими, поэтому навсегда остаются в памяти. Фактически же они представляют собой лишь малую часть тех неисчисляемых ситуаций, которыми была наполнена долголетняя жизнь человека, и которые в большинстве своем, к сожалению, были забыты.
Контекст. Контекст, в котором происходит какое-либо действие, часто оказывается более значимым для запоминания, чем само это действие. Одна и та же информация, будь то политология или педагогика легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого. Тульвинг5 и его саратники рассмотрели принцип специфичности кодирования, по которому то, что остается в памяти, всегда близко связано с событиями, при которых оно запомнилось. Вот почему извлекать что-то из памяти всегда легче в том контексте, в котором происходило запоминание. Это явление надлежит объединять с тем, что учение очень часто зависит от состояния сознания или эмоционального состояния на момент, когда это учение проходило. Важно помнить, что иногда под действием сильных эмоций отдельные события могут запомниться на всю жизнь, даже если в будущем они уже никогда не повторятся.
Мотивация. Всегда лучше запоминается
то, что хочется выучить, чем те вещи, которые
не представляют ни малейшего интереса.
Человек, который увлекается спортом,
нередко может назвать фамилии всех
футболистов в любимых командах, но
иногда не может запомнить имена трех
знаменитых ученых. Подобно этому, любители,
скажем, музыки помнят наизусть творения
многих композиторов, но не в состоянии
воспроизвести мелодию последней модной
песни и даже вспомнить, кто ее исполняет.
По этой же причине в процессе различных
споров или, например, дебатов легче запоминаются
аргументы, утверждающие наши собственные
домыслы, чем противоположные доводы..
Мотивация играет в запоминании еще одну
роль. Зейгарник6 доказала, что мы дольше помним
незавершенное нами дело, чем работу, выполненную
до конца.[18]
Углубление в изучаемый
предмет. Информация откладывается в
памяти тем лучше, чем больше она связана
с какими-либо иными фактами в разных контекстах
и под разными точками зрения. Вот в чем
состоит смысл примеров - как в учебниках,
так и в лекциях. Но подобного рода
углубление не может сравниваться с тем,
когда студент самостоятельно изучает
предмет, определяет связи между разнообразными
его аспектами или стремится проиллюстрировать
какие-либо случайности и взгляды с
помощью фактов из будничной жизни.
Мнемотехнические приемы являются некой
«гимнастикой для ума», которая позволяет
запомнить списки дисциплин или положения
будущего выступления. Тем не менее не
бывает никаких «фокусов» для формирования
хорошей памяти. Лучший способ улучшить
ее - это научиться правильно организовывать
информацию на момент запоминания.
Что касается обучения, то здесь, как минимум,
одно предельно понятно: заучивание перед
самым зачетом или экзаменом - труд достаточно
бессмысленный с точки зрения получения
знаний. Большая часть студентов садятся
за учебники исключительно в сессию и
только для того, чтобы получить нормальную
оценку. Этот подход, которому, кстати,
очень способствует традиционная система
обучения, достаточно вредоносен
для накопления и тем более систематизации
знаний. Только организация учебного процесса,
при которой информация для запоминания
предоставляется в разных контекстах
и на различных этапах проработки, может
гарантировать прочное закрепление знаний
и быстрое извлечение их из долговременной
памяти.
§2.Основные законы запоминания.
«Запоминать могут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторых законах запоминания. Уже одно знание законов, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит результаты. И что немаловажно — поможет избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению, утомлению и плохим результатам», - Васильева Е.Е7.
Несоблюдение самых простых законов
запоминания значительно усложняет процесс
запоминания. Есть вещи, которые наша
память любит и которые помогают ей
функционировать, и те, которые , что она
не любит, которые заставляют ее работать
«на износ». Это понимание облегчает труд
по усвоению какого- либо материала даже
без использования специальных методик
запоминания.
1. Закон ярких впечатлений
Наша память прежде всего дает реакцию на сильные впечатления. То, что красочно, странно, чем-то отличается, откладывается в памяти самостоятельно, без особых усилий со стороны человека. Удостовериться в этом можно, попробовав вспомнить какие-то события минувших дней. Первым делом в голову лезут различные празднования, дни рождения, увлекательные развлечения, путешествия. Данные события вспоминаются нетрудно, без труда, несмотря на то что могли происходить достаточно давно. Насыщенные впечатлениями события вспомнить гораздо проще, чем типичные, пусть даже происходили они не так давно. На действии данного закона организованы и рекламные ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама— чем информация красочнее и страннее, тем больше вероятность того, что она отложится у людей в сознании.
Материал, подвергаемый запоминанию, надо предоставлять нашей памяти в крайне удобном и подходящем для нее виде. В процессе запоминания нужно обработать информацию так, чтобы она стала яркой и необычной, — в таком случае мозг с большей вероятностью и с меньшими стараниями запомнит ее. Собственно, как раз на этом свойстве памяти основывается большинство различных техник эффективного запоминания.
2. Закон значимости
информации
Одну информацию наш разум помнит несмотря ни на что, а другую забывает, несмотря на все усилия, которые мы прилагаем к ее запоминанию. Что определяет успешность запоминания? Разумеется, вид информации, которая подлежит запоминанию.
А) К значимой информации относится все, что касается непосредственного существования человека и то, что связано с удовлетворением первичных жизненных потребностей. Это информация, касающаяся питания, ключевых умений, правил жизни в социальной среде и тому подобное. С запоминанием информации такого рода у большинства людей, обычно, не возникает трудностей.
Б) Следующей по значимости является информация, связанная с собственной личностью: все, что так или иначе относится к интересам индивида, его привязанностям, жизненным ориентирам, специальности, чувствам и переживаниям, самоутверждению, личным победам. Этот род информации тоже мало подвержен забыванию, а само запоминание не вызывает проблем.
В) Еще одним видом информации, хоть и наименее важным для выживания, является общеобразовательная информация, или информация «для кругозора». Без такого материала человек может обходиться, существовать, выполняя свой профессиональный долг. Именно с запоминанием этого вида информации человек чаще всего имеет затруднения. Большинство учебного материала как раз и принадлежит к этой группе. Но иногда она может оказаться и во второй группе, что значительно повышает ее шансы быть хорошо усвоенной.
Итак, прочность запоминания зависит от того, к информации какого вида относится тот материал, который человек запоминает. Чтобы гарантировать лучшее усвоение нужной информации, надо стараться перед ее запоминанием продумать, какую позитивную роль она сможет сыграть. Можно предположить обстоятельство, при котором, благодаря обладанию данным материалом, можно извлечь из него пользу, добиться успеха в глазах окружающих и тому подобное. Если основательно обдумать это, то увеличивается вероятность того, что информация из группы «общеобразовательных» знаний переместится во вторую группу и будет усвоена гораздо лучше и быстрее без использования специальных попыток.
3. Закон мотивации
Если у человека есть большая побуждающая сила или желание к запоминанию некой информации, то ее постижение происходит без каких-либо проблем, потому что информация, к запоминанию которой имеется сильная мотивация, тоже на некоторое время попадает во вторую группу.
Умение использовать закон мотивации состоит в создании дополнительной, пусть даже ненастоящей мотивации. Создать искусственную мотивацию гораздо легче, чем искусственный интерес. Так, для некоторых людей отличной мотивацией является дискуссия или конкуренция Для других сильной мотивацией будет ожидаемая награда— в конкурсе, состязании, которые могут пройти спустя какое-то время. Что именно станет для человека сильнейшей мотивацией — зависит от системы приоритетов и предпочтений человека. Так или иначе, чтобы себя «замотивировать», необходимо постараться найти связь материала с предстоящей деятельностью. Педагоги и психологи отмечают, что школьникам хуже всего удаются дисциплины, которые, по их мнению, никак не пригодятся им в дальнейшем.
4. Закон деятельности
Чем значительнее информация входит в деятельность человека, тем стремительнее и крепче она запоминается. Закон деятельности имеет двойственное значение. С одной стороны, если знания вводятся в какую-либо деятельность, они гораздо быстрее постигаются, а с другой стороны, мы достаточно хорошо помним ту информацию, которую используем в своей деятельности, и понемногу забываем ту, которая нами не используется.
Для того чтобы лучше и быстрее
запомнить какой –либо материал, нужно
попробовать совершить над ней какую-нибудь
операцию: что-то в ней вычислить, сравнить,
определить, заменить. Иными словами,
поработать с информацией. Следовательно,
пусть искусственно, но совершается введение
информации в деятельность, произведение
с ней действия, что существенно улучшает
ее запоминание.
5. Закон настроек
и установок
На запоминание, как и на всякий иной вид деятельности, нужно настраиваться, к нему важно подготовиться, хотя бы несколько минут. Этап подготовки может значимо повысить качество запоминания. Когда человек принимается за запоминание, он почти не осмысливает предстоящую деятельность. Между тем всякое запоминание призывает к отдельному подходу. От этого зависит не просто качество исходного результата, но и целесообразное применение ресурсов мозга.
Предполагаемое время хранения информации. Когда нужно запомнить на долгое время, необходимо дать себе внутреннюю установку: помнить долго. Этот закон доказывают масса экспериментов. Например, если двум, подобным по всем параметрам (пол, возраст, способности и т. д.) группам, предоставить для запоминания одинаковую информацию, но одну из групп предупредить, что вспоминать ее нужно будет через небольшой промежуток времени, а второй группе сказать, что помнить эту информацию нужно будет в течение длительного времени, то результаты второй группы будут значительно выше результатов первой. Значит материал будет усвоен лучше.
Установка на сложность материала. Перед
запоминанием сложного материала действительно
следует подготовиться. Настроить себя
на сложность информации можно при помощи
ее
предварительного просмотра. Он состоит
в мимолетном просмотре материала (3-5 секунд
на страницу), который следует изучить.
В течение
предварительного просмотра мозг успевает
составить достаточно важных характеристик
информации, что является бесценным
при последующей работе.
Настройка на условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если предстоит применять запоминаемую информацию на экзамене, докладе, презентации и т.д., можно смоделировать, как предстоит излагать данную информацию. Представить лица и реакции слушателей; опробовать, возможно ли продолжать свой ответ, если вас все время обрывают; возможно излагать его в быстром темпе; и т. п.