Память. Способы запоминания информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение памяти, как психической деятельности человека, некоторых законов памяти и запоминания.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- определение памяти как сложного психического процесса
- определение запоминания, как свойства памяти
- рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава1. Общая характеристика памяти основные законы запоминания…....6

§1. Память как основа психической деятельности человека………..…..…..6
§2. Основные законы запоминания…………………………………………….………..14

3. Глава2. Мнемоника: способы запоминания информации…………...…………...21

§1. Мнемоника: краткая характеристика………………………………………..…… 21
§2.Некоторые способы запоминания информации……………………………..23

4. Заключение………………………………………………………………………………………..………...31
5. Список литературы…………………………………………………………..…………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Многие слова и фамилии оживляют у нас красочные ассоциации, и если мы достаточно хорошо запомним такие образы, то нам будет  достаточно легко вспомнить сами названия. Если вам тяжело запомнить чью-то фамилию или название какого-либо города, то достаточно запомнить ассоциации, которые связаны у вас с этой фамилией или городом. Потом, когда необходимо будет припомнить фамилию человека или название города, попросту вспомните свои ассоциации. В особенности полезен данный метод при запоминании новых фамилий и названий, с которыми вы ранее не встречались.

Этот метод может с таким же успехом использоваться при  запоминании иноязычной лексики. Представьте, что  изучаете какой-то иностранный язык и вам нелегко дается запоминание  отдельных слов. В таком случае поразмышляйте, какие ассоциации появляются у вас, при произнесении этих слов. Чем насыщеннее будет возникающий во время произнесения образ, тем лучше. Яркие образы  гораздо проще откладываются в памяти, а значит,  намного легче запоминаются и  слова, связанные с ними. При регулярном  использовании  этого метода, становится значительно легче запоминать незнакомые слова.

8) Использование цепочек. При запоминании всякого списка необходимо связать каждый предмет со следующим  с помощью возникающих ассоциаций. [13]

 
Методы и приёмы запоминания в учебном процессе.

Психологами предлагается применять следующие правила сохранения знаний в учебном процессе:

1. Определение того, что требуется  запомнить.

2. Абстракция от всего стороннего и концентрация внимания  исключительно на объектах, которые необходимо запомнить.

3. Выделение в объектах основной  и второстепенной информации, установка  связи между объектами, применение  мнемотехники.

4. Выделение в сложном структурированном  материале семантических разделов.

5. Опора на личный тип памяти, активизация образных представлений.

6. Регулярное повторение и воспроизведение  изученного.

7. Различение познавания и воспроизведения.

8. При возникновении затруднений  нужно вспомнить обстановку заучивания, идти от определенного факта к организации  знаний или от более объединенных понятий  к необходимым в данный момент.

Запоминание информации таким образом подразумевает составление первичного плана, определение  главных смысловых понятий, смысловую и пространственную систематизацию материала, представление материала в виде  наглядного зрительного образа, сопоставление материала с уже существующими навыками и др.

Прогноз обстоятельств тоже относят  к приёмам запоминания. Он состоит в следующем: перед тем, как начать запоминать, нужно  подумать о том, что будет, если не удастся запомнить необходимую информацию. Можно представлять и приятные следствия, если они довольно существенны для человека.

Перевод на знакомый язык трудной , часто недоступно изложенной в учебниках и научной литературе информации тоже относится к значимым мнемоническим приёмам.

Наилучшему усвоению материала содействует его эмоциональное восприятие. втягивание в запоминание эмоциональных переживаний играет крайне важную роль в запоминании.

Для лучшего запоминания также можно сокращать информацию до предела. Лучше пропустить  некоторые детали, чем не постигнуть или позабыть главный смысл.

Поиск связей между фразами в материале, который необходимо изучить, во многом помогает  упростить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 - 52 - 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.

Сохранению в памяти материала содействует, разумеется, его повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 минут после изучения, второе - в продолжение дня, третье – на следующий день, с третьего по седьмой день - по однократному повторению.  Важно правильно организовать повторение: не просто перечитывать материал  много раз подряд, а чтение и немедленное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. "Условие быстрого и полного запоминания материала- чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания" [2; 146] "Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти" [2; 149].

Условиями удачного запоминания учебной информации считаются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, обращение особого внимания изучаемому материалу, его понимание, и обдумывание материала, а так же его систематизация.

При этом необходимо дать себе установку на запоминание: собственно запомнить материал, а не просто воспринять его. Кроме того нужно дать себе установку на прочное и продолжительное сохранение в памяти учебного материала. Независимость и инициативность в изучении запоминаемого материала также будут способствовать его запоминанию: функциональная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии сознательной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

Для осознанного запоминания требуемого материала необходима его смысловая группировка - разделение на части с выделением главного и первостепенного в каждой из них. Кроме того, требуется установление и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, то есть размышлений, формулировок и образов, которые определяют смысл данной части и устная или письменная формулировка этого смысла в форме коротких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделяемыми частями и осознание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти. 
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И непросто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человечества на сегодняшний день.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

 В данной работе  я, изучив аспекты памяти, как психической деятельности человека, я пришла к следующему заключению: память как психическая функция способна не только к запечатлению, хранению и воспроизведению информации о внешних воздействиях на носителя психической реальности, но она обладает способностью к запечатлению, хранению и воспроизведению своих собственных внутренних состояний. В этом смысле память представляет собой непросто отдельную психическую функцию наряду с другими, но носит сквозной характер, является свойством психики в целом.  Также, мной были рассмотрены некоторые законы памяти, одно знание которых, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит результаты запоминания. 
Я изучила теоретические и практические рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

За века истории человечество создало немало приемов для запоминания и удержания информации в памяти. На основе анализа  перечисленных выше   мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2. Сосредоточить все внимание  на  том, что надо усвоить.

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже  известно.

4. Составить план запоминаемого  текста, выделив в нем основные  мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно  усваивать одну часть задругой, а затем уже излагать все  в целом.

6. После прочтения материала  надо его воспроизводить (рассказывать  прочитанное). В случае забывания  не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он  еще не забыт.

8. Распределять повторения наиболее  продолжительное время (не повторять "залпом", например, только перед  самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании  разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы  и стиля усваиваемой информации  использовать различные мнемические  приёмы, мнемотехнику и любые  другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.

11. Трудный материал следует  повторять перед сном, а затем  утром, "насвежую память".

12. Стараться применять полученные  знания на деле. Это лучший  способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изученная литература:

  1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога/ Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983. - 152 с. - С.131-147.
  2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352с
  3. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
  5. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
  6. Джордано Бруно « О тенях идей» 1582 ( электронный доступ)
  7. Болонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.380-389.
  8. Беккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы ума по памяти. - Харьков, 1970.
  9. Выговский Л.С., Луриа А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
  10. ГромоваЕ.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.
  11. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.200-214.
  12. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 1971.
  13. О. Эренберг Приемы запоминания информации
  14. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.76-129.
  15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.371-379.
  16. . Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. - С. 113-158.
  17. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
  18. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
  19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
  20. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
  21. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. - 1999. - № 3.
  22. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
  23. Йейтс Ф. Искусство памяти / Пер. с англ. Е.В. Малышкина. - СПб.: Университетская книга, 1997.
  24. Козаренко Учебник мнемотехники /Москва, 2007
  25. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных: Методические рекомендации / Сост. О.А. Кроткова, Т.А. Карасева, В.Л. Найдин. - М., 1983.
  26. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. - 2000. - № 4.
  27. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 1995. - 216 с.
  28. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте/ Пер.с фр.. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
  29. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-272-00260-1
  30. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652.
  31. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.420-436.
  32. Лорейн Г. Супер Память / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 383 с.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Калуга 2015

1  Фемисто́кл (др.-греч. Θεμιστοκλῆς; ок. 524 до н. э. — 459 до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, полководец периодаГреко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.).

2  Ива́н Миха́йлович Се́ченов (1 (13) августа1829 — 2 (15) ноября 1905) — русский физиолог и просветитель, публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биоло-эволюционист, психолог,антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог.

3 Герман Эббингауз (Эббингхауз; нем. Hеrmаnn Еbbinghаus; 24 января 1850 года— 26 февраля 1909 года) — немецкий психолог-экспериментатор

4 Джордж Армитаж Миллер (англ. Gеоrgе Аrmitаgе Millеr; род. 3 февраля 1920 — 22 июля 2012, Чарлстон, Западная Виргиния, США) — американский психолог.

5  Tulving, Е. (1972). Еpisоdiс аnd sеmаntiс mеmоry. In Е. Tulving аnd W. Dоnаldsоn (Еds.), Оrgаnizаtiоn оf Mеmоry (pp. 381-402). Nеw Yоrk: Асаdеmiс Prеss

6 Блю́маВу́льфовнаЗейга́рник (урождённая Герштейн; нем.Blumа Zеigаrnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии— 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

7 Екатерина Евгеньевна Bасильева, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.

8 Rhеtоriсоn аd Hеrеnnium libri IV(4 книги риторики, посвященныеГереннию) - анонимноедревнеримскоесочинение, относящееся приблизительно к 86-82 гг. до Р. Х. и представляющеесобой изложениеобщеизвестных частей риторики. 

 

9 Джорда́но Бру́но (итал. Giоrdаnо Brunо; настоящееимя Филиппо, прозвище— Бруно Ноланец; 1548, НолаблизНеаполя — 17 февраля 1600, Рим) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

10 Сэр Эрне́ст Ре́зерфорд (англ. Еrnеst Ruthеrfоrd; 30 августа1871, Спринг Грув, Новая Зеландия — 19 октября 1937, Кембридж) — британский физик новозеландского происхождения

11 Даниэль Лапп – американская исследовательница, автор многих книг о памяти.

12 Отто Эренберг - доктор психологии, специалист по психотерапии и психоанализу. Супервизор психотерапии в тренировочных институтах.


Информация о работе Память. Способы запоминания информации