Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение памяти, как психической деятельности человека, некоторых законов памяти и запоминания.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- определение памяти как сложного психического процесса
- определение запоминания, как свойства памяти
- рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава1. Общая характеристика памяти основные законы запоминания…....6
§1. Память как основа психической деятельности человека………..…..…..6
§2. Основные законы запоминания…………………………………………….………..14
3. Глава2. Мнемоника: способы запоминания информации…………...…………...21
§1. Мнемоника: краткая характеристика………………………………………..…… 21
§2.Некоторые способы запоминания информации……………………………..23
4. Заключение………………………………………………………………………………………..………...31
5. Список литературы…………………………………………………………..…………………………..34
Многие слова и фамилии оживляют у нас красочные ассоциации, и если мы достаточно хорошо запомним такие образы, то нам будет достаточно легко вспомнить сами названия. Если вам тяжело запомнить чью-то фамилию или название какого-либо города, то достаточно запомнить ассоциации, которые связаны у вас с этой фамилией или городом. Потом, когда необходимо будет припомнить фамилию человека или название города, попросту вспомните свои ассоциации. В особенности полезен данный метод при запоминании новых фамилий и названий, с которыми вы ранее не встречались.
Этот метод может с таким же успехом использоваться при запоминании иноязычной лексики. Представьте, что изучаете какой-то иностранный язык и вам нелегко дается запоминание отдельных слов. В таком случае поразмышляйте, какие ассоциации появляются у вас, при произнесении этих слов. Чем насыщеннее будет возникающий во время произнесения образ, тем лучше. Яркие образы гораздо проще откладываются в памяти, а значит, намного легче запоминаются и слова, связанные с ними. При регулярном использовании этого метода, становится значительно легче запоминать незнакомые слова.
8) Использование цепочек. При запоминании всякого списка необходимо связать каждый предмет со следующим с помощью возникающих ассоциаций. [13]
Методы и приёмы запоминания в учебном
процессе.
Психологами предлагается применять следующие правила сохранения знаний в учебном процессе:
1. Определение того, что требуется запомнить.
2. Абстракция от всего стороннего и концентрация внимания исключительно на объектах, которые необходимо запомнить.
3. Выделение в объектах основной и второстепенной информации, установка связи между объектами, применение мнемотехники.
4. Выделение в сложном
5. Опора на личный тип памяти,
активизация образных
6. Регулярное повторение и
7. Различение познавания и
8. При возникновении затруднений нужно вспомнить обстановку заучивания, идти от определенного факта к организации знаний или от более объединенных понятий к необходимым в данный момент.
Запоминание информации таким образом подразумевает составление первичного плана, определение главных смысловых понятий, смысловую и пространственную систематизацию материала, представление материала в виде наглядного зрительного образа, сопоставление материала с уже существующими навыками и др.
Прогноз обстоятельств тоже относят к приёмам запоминания. Он состоит в следующем: перед тем, как начать запоминать, нужно подумать о том, что будет, если не удастся запомнить необходимую информацию. Можно представлять и приятные следствия, если они довольно существенны для человека.
Перевод на знакомый язык трудной , часто недоступно изложенной в учебниках и научной литературе информации тоже относится к значимым мнемоническим приёмам.
Наилучшему усвоению материала содействует его эмоциональное восприятие. втягивание в запоминание эмоциональных переживаний играет крайне важную роль в запоминании.
Для лучшего запоминания также можно сокращать информацию до предела. Лучше пропустить некоторые детали, чем не постигнуть или позабыть главный смысл.
Поиск связей между фразами в материале, который необходимо изучить, во многом помогает упростить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 - 52 - 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.
Сохранению в памяти материала содействует, разумеется, его повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 минут после изучения, второе - в продолжение дня, третье – на следующий день, с третьего по седьмой день - по однократному повторению. Важно правильно организовать повторение: не просто перечитывать материал много раз подряд, а чтение и немедленное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. "Условие быстрого и полного запоминания материала- чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания" [2; 146] "Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти" [2; 149].
Условиями удачного запоминания учебной информации считаются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, обращение особого внимания изучаемому материалу, его понимание, и обдумывание материала, а так же его систематизация.
При этом необходимо дать себе установку на запоминание: собственно запомнить материал, а не просто воспринять его. Кроме того нужно дать себе установку на прочное и продолжительное сохранение в памяти учебного материала. Независимость и инициативность в изучении запоминаемого материала также будут способствовать его запоминанию: функциональная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии сознательной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.
Для осознанного запоминания требуемого материала необходима его смысловая группировка - разделение на части с выделением главного и первостепенного в каждой из них. Кроме того, требуется установление и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, то есть размышлений, формулировок и образов, которые определяют смысл данной части и устная или письменная формулировка этого смысла в форме коротких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделяемыми частями и осознание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.
Заключение.
Подавляющее большинство наших систематических
знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить
соответствующий материал, чтобы сохранить
его в памяти.
Не каждому человеку от природы дана
совершенная память, способная освоить
необходимую ему информацию. Конечно,
можно использовать для хранения и выборки
информации различные бумажные, аудио-,
видео - и компьютерные носители, однако
в условиях все более усложняющейся окружающей
человека среды необходимо большое количество
данных хранить в собственной памяти.
И непросто хранить, а иметь возможность
ее эффективно использовать. Объем общих
и профессиональных знаний в мире возрос
за последнее столетие по сравнению с
предыдущими веками во много раз. При этом
наблюдается всё большее его увеличение,
постоянное пополнение все большим количеством
новой информации. Поэтому развитие памяти,
совершенствование процессов запоминания,
сохранения и воспроизведения информации
является одной из актуальнейших задач
человечества на сегодняшний день.
Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.
В данной работе
я, изучив аспекты памяти, как психической деятельности
человека, я пришла к следующему заключению:
память как психическая функция способна
не только к запечатлению, хранению и воспроизведению
информации о внешних воздействиях на
носителя психической реальности, но она
обладает способностью к запечатлению,
хранению и воспроизведению своих собственных
внутренних состояний. В этом смысле память
представляет собой непросто отдельную
психическую функцию наряду с другими,
но носит сквозной характер, является
свойством психики в целом. Также, мной
были рассмотрены некоторые законы памяти,
одно знание которых, еще без освоения
специальных приемов эффективного запоминания,
значительно улучшит результаты запоминания.
Я изучила теоретические и практические
рекомендаций по улучшению механизма
запоминания путём применения определённых
способов и приёмов.
За века истории человечество создало немало приемов для запоминания и удержания информации в памяти. На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:
1. Поставить задачу быстро и проч
2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.
3. Хорошо понять учебный
4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.
5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть задругой, а затем уже излагать все в целом.
6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.
7. Повторять материал, пока он еще не забыт.
8. Распределять повторения
9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).
10. В зависимости от формы
и стиля усваиваемой
11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, "насвежую память".
12. Стараться применять
13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.
Использование мнемических приёмов может
помочь значительно облегчить задачу
запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным,
но и приятным, понятным и интересным.
Особенно важно это для тех, кто участвует
в учебном или научном процессе.
Изученная литература:
1 Фемисто́кл (др.-греч. Θεμιστοκλῆς; ок. 524 до н. э. — 459 до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, полководец периодаГреко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.).
2 Ива́н Миха́йлович
Се́ченов (1 (13) августа1829 — 2 (15) ноября 1905) — русский физиолог и просветитель, публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической
школы, учёный-энциклопедист, биоло-
3 Герман Эббингауз (Эббингхауз; нем. Hеrmаnn Еbbinghаus; 24 января 1850 года— 26 февраля
1909 года) — немецкий психолог-
4 Джордж Армитаж Миллер (англ. G
5 Tulving, Е. (1972). Еpisоdiс аnd sеmаntiс mеmоry. In Е. Tulving аnd W. Dоnаldsоn (Еds.), Оrgаnizаtiоn оf Mеmоry (pp. 381-402). Nеw Yоrk: Асаdеmiс Prеss
6 Блю́маВу́льфовнаЗейга́рник (
7 Екатерина Евгеньевна Bасильева, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.
8 Rhеtоriсоn аd Hеrеnnium
libri IV(4 книги риторики, посвященныеГереннию)
- анонимноедревнеримскоесочинени
9 Джорда́но
Бру́но (итал. Giоrdаnо Brunо; настоящееимя Филиппо, прозвище— Бруно Ноланец; 1548, НолаблизНеаполя
10 Сэр Эрне́ст Ре́зерфорд (англ. Еrnеst Ruthеrfоrd; 30 августа1871, Спринг Грув, Новая Зеландия — 19 октября 1937, Кембридж) — британский физик новозеландского происхождения
11 Даниэль Лапп – американская исследовательница, автор многих книг о памяти.
12 Отто Эренберг - доктор психологии, специалист по психотерапии и психоанализу. Супервизор психотерапии в тренировочных институтах.