Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:34, контрольная работа
Цель работы - определение особенностей развития произношения у детей дошкольного возраста звуков[C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] и определение такого нарушения как парасигматизм.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи:
1. Теоретические – изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития звукопроизношения в норме и патологии.
2. Экспериментальные:
1) выявить специфику звукопроизношения [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] у стар-ших дошкольников с дислалией;
2) провести качественно-количественный анализ результатов диагностиче-ского исследования.
Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука [З], щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих [С и С’]; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука [З] прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.
Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют.
Воздушная
струя - узкая, холодная.
При произнесении звука [Ц]:
Губы - при произнесении звука [Ц] в нейтральной позиции.
Зубы - чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм.
Язык - кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов.
Мягкое небо - поднять, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют.
Воздушная струя - умеренная.
Звуки [ш] и [ж] (шипящие) относятся к группе средненёбных.
При произношении звука [ш] части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
Губы - несколько выдвинуты вперед;
Язык - кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
Мягкое небо - нёбная занавеска поднята;
Голосовые связки - разомкнуты.
Воздушная струя – умеренная.
При произнесении звука [ж]:
Губы - выдвинуты вперед;
Язык - кончик языка более высоко поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
Мягкое небо - нёбная занавеска поднята;
Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.
Воздушная струя – слабее.
б) Время формирования звуков у детей
Развитие речи начинается с 3 месяцев, с периода гуления. Малыш как бы «пробует звуки на вкус». Это период подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.
В 9-10 месяцев – ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби).
К году словарь увеличивается от 10 до 50 слов.
К двум годам словарь ребенка состоит уже из 250 -300 слов. Начинают формироваться предложения, состоящие из 2 - 3 слов.
К возрасту 2,5 года – отличается нарушение слоговой структуры слов в многосложных словах и это допустимо, т.е. малыш еще тренируется в произношении малознакомых слов.
К 3-м годам словарь насчитывает уже 800-1000 слов.Фразы усложняются и в предложении уже 5-7 слов. Речь становится полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи. Малыш в речи делает свои выводы, обобщает, начинает анализировать.
Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, Ю.А. Флоренской у ребенка в период:
- от 1 до 2-х лет формируются следующие звуки: [А], [О], [Э], [П], [Б], [М];
- с 2 – 3-х лет – [И], [Ы], [У], [Ф], [В], [Т], [Д], [Н], [Г], [К], [Х], [Й];
- в 3 – 5 лет – [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
- в 5 – 6 лет – [Р], [Л].
Р. Е. Левина указывает, что к четырем годам все основные звуки должны быть сформированы, также шипящие и свистящие. Словарь составляет от 1000 – 2000 слов.
В период
с 3 - 4 лет ребенок четко произносит звуки:
[т], [д], [н], [к], [г], [х], [й],[с],[з],[ц].
C четырех до пяти лет - звуки: [ш], [ж], [ч],
[щ], [л], [л'].
К 5-ти годам активный словарь у детей увеличивается до 25000 – 3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется. К 5-ти годам, при нормальном развитии у ребенка должны сформироваться все звуки (кроме звука [р]).
C пяти
лет – [р], [р’]. [23]
1.3.
Специфика нарушения
произношения звуков [С],
[З], [Ц], парасигматизм
шипящих у старших дошкольников
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем, подобные нарушения называются фонематическими, так как при этом одна фонема заменяется другой. Например, свистящие [с], [з], [ц] заменяются звуками [т], [д] (собака — «тобака»).
Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук [с].
Парасигматизм свистящих звуков имеет несколько разновидностей:
а) Губно-зубной парасигматизм – замена [с – ф], ( з – в; ц – в).
Причины возникновения: неправильный прикус, нарушения фонематического слуха.
При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы. В момент произнесения звука верхние зубы образуют с нижней губой узкую щель, через которую выходит широкая, рассеянная струя воздуха, в результате чего слышится звук [ф]. Язык в артикуляции не участвует, находясь в глубине рта.
б) Призубный парасигматизм – замена [с – т], (з – д; ц – т).
Причины возникновения: неправильный прикус, снижение слуха, нарушения фонематического слуха.
Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних резцов, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо [с] и [з] слышится притупленный звук, сходный с межзубным [с] и [з], отчасти с [т] и [д] с присвистом. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих — на [т]. Например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор».
в) Шипящий парасигматизм – является замена свистящих звуков шипящими. Причины возникновения: неправильный прикус, снижение слуха, нарушения фонематического слуха.
При этом виде кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образуется. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким [ш] и [ж]. Например: свисток — «швисток», звезда — «жвежда».
Также встречается и парасигматизм шипящих звуков: губно-зубной, призубный, свистящий и шипящий парасигматизмы.
- Губно-зубной парасигматизм. При этом нарушении звук [ш] заменяется звуком [ф]: шапка - "фапка", машина - "мафина", душ - "дуф". Это происходит потому, что, в отличие от нормы органы артикуляции при губно-зубном парасигматизме занимают следующее положение: верхние зубы сближены с нижней губой и образуют щель, через которую проходит воздушная струя, язык оттянут назад и практически не участвует в образовании звука. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как узкая и холодная.
Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия ( нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед ), вялость мышц передней части языка.
- Призубный парасигматизм. Этот вид нарушения характеризуется следующей особенностью произношения: звук [ш] заменяется в речи ребенка звуком [т]: шапка – «тапка», машина – «матина», душ – «дут», шуба — «суба», жираф — «зираф».
. При
этом губы занимают
Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; снижение физического слуха; закрытый прикус.
- Свистящий парасигматизм.
Звук [ш] заменяется звуком [с]: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". В отличие от положения, характерного для нормального произношения звука [ш], в этом случае органы артикуляции занимают положение, характерное для нормального произношения звука [с]: губы растянуты в легкую улыбку, зубы сближены и слегка обнажены, язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка.
Возможные причины искажения звука: снижение слуха; нарушение фонематического слуха.
- Шипящий парасигматизм.
При этом нарушении звучание сходно со звучанием смягченного звука [ш]: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ". В отличие от нормальной артикуляции, в этом случае губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка.
Возможные
причины искажения звука: нарушение
фонематического слуха; снижение слуха;
прогения (нарушение прикуса, при котором
передние зубы нижней челюсти выступают
далеко вперед).
1.4. Основные этапы и содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению парасигматизма
Прежде чем осуществить коррекционную работу необходимо провести обследование состояния звукопроизношения:
1) обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;
2) обследование звукопроизношения;
3) обследование фонематического слуха.
Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений. При выполнении упражнений надо обратить внимание на четкость артикуляционных движений, быстроту и плавность их воспроизведения, умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах.
При обследовании
— узнавание, различение и сравнение простых фраз;
— выделение и запоминание заданных слов в ряду сходных по звуковому составу;
— различение отдельных звуков в звуковом ряду, в слогах, словах;
— запоминание и повторение слоговых рядов, состоящих из 2— 4 элементов.