Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:34, контрольная работа
Цель работы - определение особенностей развития произношения у детей дошкольного возраста звуков[C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] и определение такого нарушения как парасигматизм.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи:
1. Теоретические – изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития звукопроизношения в норме и патологии.
2. Экспериментальные:
1) выявить специфику звукопроизношения [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] у стар-ших дошкольников с дислалией;
2) провести качественно-количественный анализ результатов диагностиче-ского исследования.
Особое внимание обращается на различение свистящих — шипящих, шипящих — аффрикат, глухих — звонких пар звуков.
В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, виде парасигматизма, а также наметить пути коррекции дефекта.
Всю
систему коррекционно-
I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:
1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений (для развития подвижности органов периферического речевого аппарата).
Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс путем формирования установки на занятия: логопед должен- установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться.
К специальным логопедическим задачам этого этапа относятся:
а) умение опознавать (узнавать) и различать фонемы;
б) формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап
— различение высоты, силы, тембра
голоса на материале
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап
— развитие навыков
Проведение артикуляционной гимнастики ставит выполнение цели: - подготовить органы артикуляции к овладению данным звуком; формировать направленную воздушную струю.
Артикуляционная гимнастика при призубном парасигматизме:
Цель: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами; укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, поочередно напрягая и расслабляя мышцы языка.
4. «Качели».
Цель: вырабатывать умение чередовать движения широкого языка вверх-вниз, касаясь альвеол верхних и нижних резцов.
Улыбнуться, приоткрыть рот, сделать язык широким, касаться поочередно альвеол верхних и нижних резцов.
Отрабатываются звуки [и], [ф].
Артикуляционная гимнастика при шипящем парасигматизме:
Отрабатываются звуки [и], [ф].
II этап — формирование произносительных умений и навыков.
В задачи этого этапа входит:
а) Постановка звука.
б). Автоматизация звука
в). Дифференциация звука
При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.
Первый способ основан на подражании.
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение.
Третий способ — смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.
При призубном парасигматизме в процессе постановки правильного звука [с] обязательно проводится работа по развитию фонематического восприятия, в ходе которой вырабатывается умение сопоставлять и различать звуки [с] и [т] в устной речи и на письме. Кроме того, с помощью специальных упражнений необходимо выработать длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка, а также умение удерживать язык широким, распластанным и перемещать его из позиции «за верхними зубами» в позицию «за нижними зубами».
Звук [С] при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков [и] и [ф] и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук [с].
Можно проводить постановку звука [С] от звука [т], меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук [т], при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука [с], т.е. заводит за нижние резцы.
Также правильного звучания звука [с] добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука [с] взрослым, а потом им самим).
Во время работы по преодолению губно-зубного парасигматизма важно выработать умение сопоставлять и различать звуки [с] и [ф] в устной и письменной речи. Для придания органам речи нужной артикуляционной позиции применяются комплексы упражнений для губ (отрабатываются умение удерживать губы в широкой улыбке, открывая верхние и нижние резцы, а также движения нижней губы вверх-вниз) и для языка (здесь важно научиться удерживать широкий кончик языка за нижними зубами).
Опорным звуком для постановки [c] служит звук [и]. Иногда целесообразно использовать механическую помощь, придерживая пальцем подбородок непосредственно под нижней губой. Механическую помощь можно также использовать при автоматизации звука, но только на начальном этапе.
Для коррекции шипящего парасигматизма ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук [ф], так как именно он является опорным звуком для постановки [с] при шипящем парасигматизме. Ребенку предлагается призносить его, зажав широкий кончик языка между зубами. Постепенно язык переводится в зазубное положение, правильный звук автоматизируется и вводится в речь.
Также следует обратить внимание на:
- Разницу в месте артикуляции. При произношении звука [с] кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука [ш] язык поднят кверху.
- Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука [с] воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука [ш] воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.
Кроме того, следует объяснить правильную артикуляцию звука [с] и применить механический способ.. Это не даст возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука [с].
Постановка звука [Ш] при шипящем парасигматизме. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш. Затем добиваются этого умения уже без механической помощи.
После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации (закреплению).
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1) Автоматизация звука в слогах, например:
- автоматизация звука [с] в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.
- автоматизация звука [с] в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.
- автоматизация звука [с] в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.
- автоматизация звука [с] в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кос и др.
- автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск и др.
Аналогично проводится автоматизация и других звуков.
2) Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце):
- автоматизация звука [ш] в простых односложных словах (звук в начале слова): шар, шок, шум и др.
- автоматизация звука [c] в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
- автоматизация звука [с] в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
- автоматизация звука [ш] в простых двусложных словах (звук в начале слова): шина, шуба, шаль и др.
- автоматизация звука [с] в простых двусложных словах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.
- автоматизация звука [ш] в двусложных словах со стечением согласных: лапша, шишка, шутка, штаны и др.
- автоматизация звука [с] в трехсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.
- автоматизация звука [с] в трехсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста и др.
Таким же образом проводится автоматизация звука [с] в четырехсложных словах.
3) Автоматизация звука в предложениях:
- автоматизация звука [c’] в предложениях: Люся пасет гусей.
Ася читает письмо.
Сима поёт песню.
- автоматизация звука [ш] в предложениях: У Миши в шкафу шуба, шапка и шарф.
Маша, ешь пшенную кашу не спеша. Швея Наташа пришила капюшон.
4) Автоматизация звука в чистоговорках и стихах:
- автоматизация [с] в чистоговорках:
Са-са-са – хитрая лиса. Ас-ас-ас – мы купили квас.
Со-со-со – катим колесо. Ос-ос-ос – любопытный нос.
Су-су-су – я коня пасу. Ус-ус-ус – у Лены много бус.
Ис-ис-ис – я играл на бис.
- автоматизация [ш] в чистоговорках:
Ша-ша-ша – Лена хороша. Аш-аш-аш – вот и домик наш.
Шо-шо-шо – летом хорошо. Ош-ош-ош – потеряли нож.
Шу-шу-шу – я тебе пишу. Уш-уш-уш – вот холодный душ.
Ши-ши-ши – это малыши. Иш-иш-иш – почему молчишь?
5) Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах:
- автоматизация [с] в рассказе – «У мамы сумка. В сумке судак и сонный сом. На сосне сухой сук. Высоко на суку сова. Сова спит. Совы всегда спят днём».
Л. Успенская, М. Успенский
6) Автоматизация звука в разговорной речи.
Аналогично проводится автоматизация и других звуков.
После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков.
Работу
можно будет считать
Выводы по I главе:
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
Дислалия – это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.
Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая. В тех случаях, когда не наблюдаются органические нарушения говорят о функциональной дислалии.