Парасигматизм: методика коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с дислалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - определение особенностей развития произношения у детей дошкольного возраста звуков[C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] и определение такого нарушения как парасигматизм.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи:
1. Теоретические – изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития звукопроизношения в норме и патологии.
2. Экспериментальные:
1) выявить специфику звукопроизношения [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] у стар-ших дошкольников с дислалией;
2) провести качественно-количественный анализ результатов диагностиче-ского исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по логоп 1.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

    - определить, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

    - определить  количество звуков в слове  и место звука [с] в словах: сок, оса, нос;

    - составить  слово из звуков: [с], [т], [о], [л], [к], [а], [р]; [р], [а], [ш];

    - придумать слово на заданный звук: [с], [ш], [л], [р];

    - из  общего количества картинок отобрать  только те, названия которых начинаются  на определенный звук.

    По  результатам обследования определяется уровень. За каждое правильно выполненное  упражнение ребенок получает 1 балл (за четвертое задание – 6 баллов; за пятое – 5 баллов).

    Первый  уровень (низкий, менее 4 баллов). У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.

    Второй  уровень (ниже среднего, 6-5 баллов). У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

    Третий  уровень (средний, 9-7 баллов). У ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

    Четвертый уровень (выше среднего, 12-10 баллов). У ребенка фонематическое восприятие сформировано не полностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слов из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.

    Пятый уровень (высокий, 14-13 баллов). У ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит. 

    2. 2. Качественно-количественный анализ диагностического исследования

     Изучив педагогическую и логопедическую документацию на данную группу детей выявили, что причинами нарушений речи у них являются чаще всего замены звуков, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

     Обследовав артикуляционную моторику был сделан вывод, что ее состояние у всех детей различно: у Коли и Саши объем движений не полный. Движения выполняют, но ослаблен тонус.

     Валера  и Наташа артикуляционные движения выполняют, но движения замедленные, напряженные. Отмечается небольшой тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, Объем движений не полный.

     Даниил  затрудняется в выполнении артикуляционных движений и при удержании позы, тремор языка, саливация.

     Особенности состояния звукопроизношения:

     - Даниил произносил: «щанки»-«санки», «аща»-«оса», «нощ»-«ночь», «гущ»-«гусь», - шла замена [с] – [щ] (шипящий парасигматизм);

      - Саша произносил: «апельшин», «аща»-«оса» - замена звуков [с]-[ш], [с]-[щ] (шипящий парасигматизм)

     - Наташа – «масына», «сапка», «мыс»-«мышь» - замена [ш]-[с] (свистящий парасигматизм)

      - Валера – «ата»-«оса», «танки»-«санки», «нот»-«нос», «гуть»-«гусь» - замена [с]-[т] (призубный парасигматизм)

     - Коля – «кава»-«коза», «вамок»-«замок», «вапля»-«цапля» - замена звуков [з]-[в], [ц]-[в] (губно-зубной парасигматизм).

Состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей экспериментальной группы различно: дети допускали ошибки, когда выполняли за

дания на различение слогов, слов с оппозиционными звуками, испытывали затруднения при определении звука в словах, составлении слов из звуков, количестве звуков в словах, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок (названия которых начинаются на определенный звук).

     Обследовав детей по вышеизложенным методикам, были получены следующие результаты, представленные в таблицах. (см. Приложение)

Исходя  из этого, совместно с логопедом были определены этапы коррекционной работы с детьми и даны рекомендации для родителей. 

Выводы  по II главе:

     В ходе эксперимента у детей экспериментальной  группы были выявлены  и проанализированы особенности строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, дана оценка состоянию звукопроизношения, изучено состояние фонематического восприятия.

Таким образом, при обследовании пяти детей, в ходе эксперимента была выявлена дислалия (в форме парасигматизмов):

1) Даниил  Ш. – короткая подъязычная складка, редкие зубы, тремор языка, повышенная саливация, нестойкое оформление звуков. Шипящий парасигматизм – [с] - [щ], [с'] - [щ]. Снижен слух. Нарушение фонематического слуха.

Логопедическое  заключение - ФФНР II уровень.  

2) Саша  К. – готическое небо,  кончик языка широкий, речь смазанная, свистящие смягчает. Шипящий парасигматизм – [с] – [ш], [с] – [щ]. Слух понижен. Фонематический слух нарушен.

Логопедическое  заключение - ФФНР III уровень.

3) Наташа  Щ. – свистящая межзубная патология  органов артикуляционного аппарата, язык в гипертонусе, синюшного цвета,  готическое небо. Свистящий парасигматизм – [ш]-[с]. Слух снижен. Нарушен фонематический слух.

Логопедическое  заключение - ОНР III уровень.

4) Валера  З. –мелкие зубы, закрытый прикус, речь неразборчива, недостаточный объем движений языка. Призубный парасигматизм – [c] - [т]. Нарушен фонематический слух.

Логопедическое  заключение - ФФНР III уровень.

5) Коля  З. – прогнатия, вялость мышц  передней части языка. Губно-зубной  парасигматизм – [з]-[в], [ц]-[в]. Нарушен фонематический слух.

Логопедическое  заключение - ФФНР III уровень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Развитие  речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижается уровень бытовой культуры, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, широкое распространение низкопробной бульварной литературы – все это создает предпосылки и угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Отсюда возникает огромная важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Логопедическая коррекционная работа в детских садах занимает важное место в процессе коррекции и развития детей с различными нарушениями. Самыми распространенными недостатками речи у детей - дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствует развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом.

     В  работе был проведен анализ научной психолого-педагогической и логопедической литературы по исследуемому нами вопросу, определены основные понятия нашего исследования: формирование речи и артикуляция при нормальном развитии и при замене звуков; выявлены особенности нарушения произношении звуков [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] в частности их замена, после чего мы смогли оценить уровень развития звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста, состояние фонематического восприятия звуков[C], [З], [Ц], [Ш], [Ж], проведен качественно-количественный анализ. Тем самым были выполнены все поставленные в работе задачи и достигнута первоначальная цель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

  1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77, [1] с.
  2. Богомолова, А.И. Исправление звукопроизношения у детей [Текст] /А.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
  3. Герасимова, А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками [Текст] / А.С. Герасимова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224 с.
  4. Дефектологический словарь. 2-е изд. – М.: Педагогика,  1970 – 467 с.
  5. Земцова, О.Н. Секреты трудных звуков [Текст]: Учебное пособие / О.Н. Земцова. – М.: Махаон, 2008. – 128 с.
  6. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] / Ред.-сост. В. И. Селиверстов.— М., 1987. – 79 с.
  7. Иншакова,  О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 279 с.
  8. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различия звуков. Методы и дидактические материалы [Текст] / В.А. Ковшиков. – СПб.: «Сатис», 1995. – 16 с.
  9. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников и младших школьников : пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / сост. В. И. Шаблыко. — М.: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 97 [3] с.
  10. Лалаева, Р.И. Логопедическая работы в коррекционных классах: Кн. для логопеда [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 1999. – 224 с.
  11. Логопедия: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999. – 468 с.
  12. Мезенцева, М. Логопедия в картинках [Текст] / М. Мезенцева. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 192 с.
  13. Светлова, И.Е. Домашний логопед. Программа развития правильного звукопроизношения [Текст] / И.Е. Светлова. – М.: Эксмо, 2011. – 256 с.
  14. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е.А. Пожиленко. – М.: «Владос», 1999. – 226 с.
  15. Практикум по дошкольной логопедии [Текст] / Под ред. В. И. Селиверстова.— М., 1988.
  16. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах [Текст] / Т.В. Пятница. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 173, [1] с.
  17. Пятница, Т.В. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки [Текст] / сост. Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 315 [1] с.
  18. Пятница, Т.В, Справочник дошкольного логопеда [Текст] / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 479 с.
  19. Успенская,  Л.П. Учитесь правильно говорить [Текст] / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1995. – 437 с.
  20. Филичева, Т.Б. Основы логопедии. Учеб. пособие для студ. пед. инст-в [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. —223 с
  21. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 204 С..
  22. Флерова, Ж.М. Логопедия: Мир вашего ребенка [Текст] / Ж.М. Флерова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317, [1] с.
  23. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1981 – 214 с.
  24. Хватцев,  М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. – М.: Просвещение, 1959. – 680 с.
  25. Хрестоматия по логопедии в 2-х томах [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.  – 560 + 656 с. 
  26. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной; 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Обследование  артикуляционной  моторики

Фамилия, имя

ребенка

Исследование

подвижности

губ

(7б)

Исследование

подвижности

языка

(3б)

Исследование

подвижности

нижней  челюсти

(3б)

Исследование

подвижности

мягкого неба

(2б)

Уровень

нарушения

1 Шмелев

Даниил

4 б 0 б 1 б 1 б 6 б – II

уровень

2 Костров

Саша

5 б 1 б 1 б 1 б 9 б – III

уровень

3 Щеглова

Наташа

3 б 2 б 3 б 2 б 10б – III

уровень

4 Заруднев

Валера

4 б 7 б – III

уровень

5 Засолоцкий

Коля

5 б 3 б 11 б – III

уровень

             

Информация о работе Парасигматизм: методика коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с дислалией