Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников. Предмет исследования – методы и приемы по патриотическому воспитанию младших школьников. Гипотеза: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию младших школьников, то можно получить следующие результаты: повысить уровень развития младших школьников; обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников; повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране;

Вложенные файлы: 1 файл

ИССледоват работа полный вариант.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи — ирония, насмешка, сомнение и т.д. Если дошкольник в состоянии каприза способен к агрессивному поведению, то с младшим школьником этого не бывает; формы выражения каприза или сильного раздражения у него иные, чем у дошкольника. Переживания злости: к стыду проявляются в более скрытой форме, правда, достаточно явной для окружающих (особенно взрослых). [3]

Так на протяжении младшего школьного  возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении  ребенка.

Третья особенность – это  развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).

Четвертая особенность связана  с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности  сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

Пятой особенностью эмоциональной  сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес и мотивацию первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.

Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова учителя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.

Младший школьник может совершить  хороший поступок, проявить сочувствие, испытать жалость, сопереживания к  другим людям. И вместе с тем в  сходных ситуациях он может и  не проявить этих чувств, а сделать наоборот. Конечно, услышав осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.

В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что  ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, по мнению Ю.К.Бабанского, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.

Формирование морального облика протекает  в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных  отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Далее в нашей курсовой работе представлены возрастные особенности волевой  сферы младшего школьника.

В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника  в первую очередь формируются  такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, ответственность, настойчивость, выдержка.

Важное волевое качество младшего школьника — сдержанность. Проявляется  эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки сдерживая свои желания и потребности в отдыхе. У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.

В исследованиях Е.И. Игнатьева  и В.И. Селиванова выявилось, что  наиболее импульсивны в своем  поведении мальчики, девочки же более  сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности.

У младших школьников нередко наблюдается  отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

Настойчивость, как важнейшая черта  характера, особенно обнаруживается, в 3 классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.

В младшем школьном возрасте в волевых  поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к третьему классу мотивом волевых поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик первого или второго класса на вопрос, отвечает внешними последствиями.

С точки зрения волевой регуляции  поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

Другим условием проявления учащимися  организованности, ответственности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит, свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий. Педагог должен научить последовательности и целенаправленности действий, то есть создать предпосылки для развития воли.

Указания учителя, рекомендации учебного пособия стимулируют волевые действия учащихся. В первое время обучения в школе словесная инструкция, в первую очередь слово учителя, является почти единственным сигналом, который заставляет ученика принимать соответствующие решения и действовать.

Таким образом, ответственность предполагает наличие определенного уровня саморегуляции, самоконтроля, то есть сформированности эмоционально-волевой сферы и  морально-нравственной. Система обучения, отражающая эти положения, существенно  отличается от традиционной: учащиеся самостоятельно планируют выполнение тех или иных дел, распределяют обязанности, контролируют выполнение, определяют для себя систему санкций. Педагог осуществляет ненавязчивую помощь-поддержку на всех этапах выполнения задания.

В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.

Рассмотрим проявление этого качества у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности  этой возрастной группы К.А.Климова выделяет: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий эмоциональное переживание задания, его характера, результата, осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.

В младшем школьном возрасте это  качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как  развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности [7].

Исследования С.Я.Лайзане показали, что волевые качества, в том  числе ответственность, проявляются  в младшем школьном возрасте преимущественно  в игровой деятельности, затем - в  трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности.

В теории Ф. Хайдера делается акцент на роли реального действия в принятии личностью ответственности. Но при  этом помимо воздействий среды не выделяются другие факторы, которые могут оказывать влияние на возрастание ответственности.

В отличие от Ж. Пиаже, который рассматривает  моральное развитие в аспекте  изменения моральных знаний, Л. Кольберг связывает развитие ответственности  ребенка с характером мотивов, лежащих в основе его моральных суждений.

 Таким образом, нами был  проведён анализ особенностей  развития эмоционально-волевой и  морально-нравственной сфер личности  в младшем школьном возрасте. Мы убедились, что ответственность  младшего школьника можно назвать только относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что его эмоциональная жизнь начинает меняться. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности, которые оставляли дошкольника совершенно безразличным. Младшие школьники отличаются чувствительной эмоционально-волевой сфер. В данном возрасте начинает формироваться морально-нравственная эмоционально-волевая сфера, в том числе и ответственность. Поэтому именно младший школьный возраст принято считать самым продуктивным в привитии чувства патриотизма

1.3 Модель патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательных учреждениях.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь младший школьный возраст -  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием  понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Исходя из определения  патриотического воспитания, целью  нашей деятельности является: создание у младших школьников условий для формирования патриотизма и гражданской позиции.

 

 

Задачами нашей  деятельности по формировнаию патриотического воспитания младших школьников в общеобразовтаельных учреждениях будут являться:

 

  • диагностика актуального уровня патриотизма и гражданственности у младших школьников.

 

  • информирование педагогов, родителей о результатах диагностики.

 

  • организация деятельности ( разработка программы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.

 

  • контроль за ходом деятельности, развитием ребенка, группы.

 

  • анализ.

 

Мы можем выделить следующие принципы нашей деятельности по формированию патриотического сознания младших школьников в общеобразовательных учреждениях:

 

  1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.
  2. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.
  3. Принцип добровольности: предполагает, что каждый участник программы по формированию гражданско-патриотического воспитания младших школьников участвует в мероприятиях  со своего согласия, если участник программы не желает участвовать в мероприятии программы, то педагог должен увлечь его с той целью, чтобы учащийся сам проявил желание работать.

 

  1. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.

 

 

Этапы деятельности:

 

Этапы

Вид деятельности

Формы

Методы и приемы

Ознакомительный

Информационный

( определение актуальности  формирования у младших школьников  гражданско-патриотического воспитания).

Наблюдение за классом, составление плана работы с классом.

Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической литературы

Диагностический

Аналитический

(диагностика актуального  на сегодняшний день  уровня  гражданско-патриотического воспитания).

Наблюдение, опрос учеников, анкетирование.

В водное занятие на тему: » Я- патриот России»

, беседа с учителем, индивидуальное задание

Основной

Познавательный 

( позволяющий сформировать  у младших школьников ориентацию  на получение новых ЗУН).

Убеждение.

Методика «Оценка  школьной мотивации».

Заключительный

Аналитический

Убеждение, беседа, анализ проделанной работы.

Анкетирование (повторное  проведение методики диагностики); беседа « Я патриот!»

Информация о работе Патриотическое воспитание