Содержание
Введение 3
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Понятие патриотического воспитания 5
1.2 Содержание,
цели и задачи гражданско – патриотического
образования и воспитания школьников. 11
1.3 Компоненты
и уровни сформированности патриотизма
как качества личности старшего школьника 14
ГЛАВА
2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Факторы,
влияющие на формирование патриотизма
старших школьников.. ..19
2.2 Методические
рекомендации по формированию чувства
патриотизма у старших школьников. 23
Заключение 26
Список
использованной литературы 28
Введение
Актуальность исследования
определяется сложившейся ситуацией
в нашей стране в настоящее
время и обусловленная преобразованиями
в общественной жизни, переоценкой
ценностей в сознании людей. Многое
в новой ситуации, в новых ценностях
способствует возрождению национальной
культуры и приводит к серьезным
изменениям в сфере школьного
образования.
Одной из основных проблем
общеобразовательной школы на сегодняшний
день является недостаточное внимание
к вопросам патриотического воспитания
молодежи, тогда как любовь к Родине,
Отечеству всегда была и является
залогом сильной и могущественной
державы и единой, сплоченной нации.
Страна все острее ощущает
потребность в формировании личности,
способной жить в гражданском
обществе и вывести свою страну из
экономического и социального кризисного
состояния.
В наше время у части
молодежи часто отсутствует чувство
гордости, любви, привязанности к
Родине, юное поколение мало интересуется
историей своей великой страны, своего
народа, культурным богатством России,
национальной культурой. А для того,
чтобы пробудить интерес у
подрастающего поколения интерес
к стране, родному краю необходимо
совершенствовать процесс патриотического
воспитания.
Патриотическое воспитание
привлекало внимание педагогов, философов.
В истории отечественной педагогики
и философии данной проблеме уделяли
внимание М.В.Ломоносов, В.Г.Белинский,
А.Н. Радищев, А.И.Герцен, Л.Н. Толстой. Они
полагали, что человек должен любить
и ценить свою родную культуру, поэтому
одной из главных проблем современной
российской школы является формирование
патриота, готового верой и правдой
служить Родине. Особенности патриотического
воспитания молодого поколения проанализированы
в трудах М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского,
В.А. Сухомлинского, и др. Психологические
нюансы патриотического воспитания исследованы
в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Ключевая роль в процессе
формирования патриотического воспитания
молодого поколения отводится знакомство
с национальной культурой, с устным
народным творчеством, богатством народного
фольклора.
Различные аспекты патриотического
воспитания, формы и методы его
реализации, особенности патриотического
и гражданского воспитания нашли
освещение в работах О.С. Богдановой,
Н.И. Болдырева, Э.И. Моносзона, Г.Н. Филонова,
И.Ф.Харламова и других.
Целью исследования является
рассмотрение особенностей процесса патриотического
воспитания старших школьников.
Объект исследования - процесс
патриотического воспитания.
Предмет исследования – особенности
патриотического воспитания старших школьников.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие патриотического воспитания.
- Рассмотреть содержание, цели и задачи
гражданско – патриотического образования
и воспитания школьников.
- Выделить компоненты и уровни сформированности
патриотизма как качества личности старшего
школьника
- Выделить факторы, влияющие на формирование
патриотизма старших школьников.
- Дать методические рекоменации по формированию
патриотизма у старших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Понятие патриотического
воспитания
Исторический опыт становления
и развития нашего Отечества указывает
на то, что важнейшим средством
формирования гражданского общества,
укрепление единства и целостности
многонациональной Российской Федерации
является патриотическое воспитание граждан
[6, c.61].
После развала Советского
Союза произошла деградация сложившейся
прежде системы патриотического
воспитания. В сознании людей
стали появляться цинизм, агрессивность,
нравственный релятивизм. В других
же странах, наоборот, усиливается
патриотическое воспитание, культивируется
верность Родине, уважение к государственному
флагу, гербу. Многие американские
школьники считают, что победе
во второй мировой войне мир
обязан именно США, а не Советскому
Союзу.
За последнее время
в российском обществе значительно
усилились националистические настроения.
В детско-молодежной среде усилились
негативизм, демонстративное отношение
к взрослым, жестокость в крайних
проявлениях. Резко подросла и «помолодела»
преступность. Многие дети оказались
сегодня за пределами воспитательной
среды, на улице, где они усваивают
нелегкую науку воспитания в жестких
условиях. За последнее десятилетие
Россия практически потеряли целое поколение,
представители которого в потенциале
могли бы стать истинными патриотами и
достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных
явлений, присутствующих в социально-экономической,
политической, культурной и других сферах
общественной жизни, требуется повысить
уровень воспитания и образования подрастающего
поколения. Одним из ключевых направлений
этой деятельности является создание
условий для воспитания и развития личности
гражданина и патриота России, готового
и способного отстаивать ее интересы [8,
с.3]. Сложившиеся в нашей стране ситуация
вызвала озабоченность работником учреждений
образований и культуры, государственных
и общественных деятелей. Ведь патриотическое
воспитание является важным средством
формирования гражданского общества,
укрепления единства и целостности Российской
Федерации.
Анализ исторических
событий позволяет сделать вывод,
что история России – это в значительной
мере история войн, в которых россияне
проявляли героизм и мужество, переносили
неимоверные тяготы и лишения. Поэтому
школьникам необходимо рассказывать,
во имя чего совершались те или иные подвиги,
наши далёкие предки и недавние предшественники
жертвовали состоянием, любовью, самой
жизнью во имя интересов Отечества [20,с.18].
Патриотическое воспитание
составляет одно из важнейших
направлений государственной политики
в образовании, потому что оно
всегда являлось одной из важнейших
задач современной школы, ведь
детство и юность - самая благодатная
пора для привития священного
чувства любви к Родине. Воспитание
патриотизма - это неустанная
работа по созданию у школьников
чувства гордости за свою Родину
и свой народ, уважения к
его великим свершениям и достойным
страницам прошлого[16, с.54]. Многое должна
сделать школа: её роль в этом плане неоспорима.
Очевидна необходимость разработки и
реализации приоритетов в основополагающих
принципах патриотического воспитания.
По Постановлению Правительства
Российской Федерации от 16 февраля
2001 года № 122 была разработана
государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской
Федерации на 2001-2005 годы», а также
подпрограмма МО РФ « Формирование
условий для гражданского становления,
патриотического, духовно-нравственного
воспитания молодежи. Увековечивание
памяти защитников Отечества
« в рамках федеральной целевой
программы «Молодежь России»
(2001-2005 годы), в которых были определены
понятие, содержание, проблемы патриотического
воспитания, цели и задачи, система программных
мероприятий, механизмы реализации программ,
что являлось основой организации деятельности
с детьми. Она не была полностью реализована
и поэтому возникла необходимость принятия
второй программы.
В 2005 году Правительство
Российской Федерации разработало
вторую Государственную программу
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Эта программа разработана в
соответствии с Концепцией патриотического
воспитания граждан Российской
федерации и с учётом предложений
федеральных органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации, научных и образовательных
учреждений, общественных организаций,
творческих союзов и религиозных
конфессий. Программа имеет государственный
статус и является продолжением программы
2001-2005 годов. Основной целью программы
является совершенствование системы патриотического
воспитания, обеспечивающей развитие
России как свободного, демократического
государства, формирование у граждан Российской
Федерации высокого патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Продолжить создание
системы патриотического воспитания.
2. Совершенствовать нормативно
- правовую и организационно –
методическую базу патриотического
воспитания.
3. Шире привлекать к
участию общественные организации,
трудовые коллективы.
4. Повышать качество патриотического
воспитания в общеобразовательных
учреждениях, превратив их в
центры патриотического воспитания
подрастающего поколения.
5. Проводить организаторскую
и пропагандистскую деятельность
с целью дальнейшего развития
патриотизма как стержневой духовной
составляющей России.
Для России, одной из
крупнейших многонациональных стран
мира, важнейшая цель воспитания
и образования - формирование
у граждан российского патриотизма,
чувства дружбы народов и веротерпимости.
Истинный патриотизм по своей
сущности гуманистичен, включает в
себя уважение к другим народам и странам,
к их национальным обычаям и традициям
и неразрывно связан с культурой межнациональных
отношений [9,с. 21]. При решении воспитательных
задач педагог должен руководствоваться
принципами воспитания. Он должен учитывать
не только природу самого воспитания,
но и различные обстоятельства и условия,
под воздействием которых протекает процесс
социализации молодого поколения.
Школа - как социальный
институт, должна готовить к жизни.
А жизнь-это не только академические
знания. На воспитание патриота,
защитника Отечества должен быть
направлен весь учебно-воспитательный
процесс. Особое место в нем
отводится внеучебной работе по подготовке
молодежи к защите Родины.[3, c.55]. Хотя в
документах о школьной реформе и поставлена
задача «охватить» всех учащихся разнообразными
массовыми и индивидуальными формами
воспитательной работы во внеучебное
время, однако без анализа сущностных
черт этого процесса, его особенностей
в новых исторических условиях все попытки
«охвата» приведут к формализму. Не вызывает
сомнения, что роль воспитательной работы
сегодня значительно изменилась. Новые
тенденции в сфере воспитания обусловлены
обновлением общества, развернувшимися
процессами гуманизации, демократизации,
потребностью формирования нового политического
мышления, совершенствования всех аспектов
нашей жизни: политики, культуры, развития
современной системы духовных приоритетов,
обновления содержания нравственных ориентаций,
усиления морального фактора в регулировании
отношений и деятельности людей. Данные
объективные факторы определяют сегодня
все стороны нашей жизни, в том числе и
осмысление целей, выбор содержания, форм
и методов воспитательной деятельности.
Развитие человека в школе как личности
и субъекта деятельности - это обязательное
развитие: интеллекта, уверенности в себе,
самосовершенствования, уважения к окружающим,
своей Родине. Все это вместе взятое, можно
назвать гуманистической психологией
воспитания и обучения. Никакое эффективное
социально-педагогическое взаимодействие
с подростком не возможно без учета его
мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми
поступками, действиями школьников могут
стоять совершенно различные причины,
то есть побудительные источники этих
действий, их мотивация может быть разной.
В качестве мотивов могут выступать и
идеалы, интересы личности, социальные
установки, ценности. Нужно знать особенности
характера школьников, создать такой психологический
климат в школе, чтобы дети сами заинтересовались
тем, что предлагают им педагоги, то есть
для формирования патриотизма в системе
воспитательной работы в школе нужно знать
не только сущность и содержание воспитания,
но и те внутренние психолого-педагогические
компоненты, которые в своей совокупности
выступают как носители указанного качества.
Приступая к планированию,
не следует забывать, что конечный
результат работы школы - сформировать
чувство любви к Родине, готовность
в случае необходимости беззаветно
её защищать - это продукт учебно-воспитательного
процесса в целом, всего комплекса
влияний на учащихся, всей деятельности
по формирования личности учащихся.
Поэтому любая попытка планирования
работы по патриотическому воспитанию
отдельно от плана работы школы,
в целом неминуемо будет вести
к ограниченности и утилитарности
плана, к его неполноценности
и несовершенству. Несмотря на
многообразие форм планирования
патриотического воспитания не
нужно забывать, что обилие направлений
может привести к значительным
трудностям в выборе и организации
форм и методов воспитательной
работы, внести элементы беспорядочности
и значительно усложнить процесс
планирования. Возможны разные классификации
средств патриотического воспитания по
формам проведения и организации, по месту
проведения и составу учащихся. Но наиболее
адекватно отвечает задачам целостного
подхода типология средств патриотического
воспитания по их функциям и формирования
у школьников готовности к защите Родины.
Подрастая, человек с особым пониманием
начинает относиться к чувству героизма.
Добрые и благородные герои и их поступки
оставляют свой след в детских душах, а
российская история всегда была богата
на героев. Поэтому рассказы о доблести,
о подвигах и славе всегда находят нужный
отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение,
что, несомненно, посеет первые семена
любви к родной земле [2].
Очень важно, проводя
работу по патриотическому воспитанию,
учитывать, что в нельзя ничего
навязывать. Это может вызвать
протест, отчуждение, нужно стараться
делать это ненавязчиво, заинтересовывая
школьников возможностью проявить
свои таланты и способности.
Значимость изучения системы
патриотического воспитания учащихся
заключается в том, что именно
в школе воспитание гражданина
страны рассматривается как одно
из главных средств национального
возрождения/
Педагоги, руководствуясь
принципами патриотического воспитания,
призваны содействовать укреплению дружеских
взаимоотношений народов России через
воспитание у граждан чувств российского
патриотизма. Принципы патриотического
воспитания составляют взаимосвязанную,
целостную систему, руководствуясь которой
педагоги обеспечивают эффективное выполнение
цели и задач воспитания, воплощают педагогическую
практику в содержании образования и воспитания
при обязательном условии общественного
и государственного регулирования деятельности
образовательных учреждений и культуры,
общественных организаций, СМИ и семьи
по патриотическому воспитанию [7].