Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:02, реферат
Цель: раскрыть особенности педагогической деятельности и педагогические взгляды Марии Монтессори
Предмет: Педагогическая деятельность М. Монтессори
Объект: педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори
Задачи:
1.Рассмотреть жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори.
2.Раскрыть теоретические основы педагогики М. Монтессори.
3.Выявить влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире.
Введение
Глава I Жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Краткая биографическая справка о М. Монтессори
1.2 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
2.3 Педагогические принципы М. Монтессори
2.4 Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
2.5 Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
Глава III Влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире
3.1 Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками
3.2 Современная практика школ М. Монтессори
Заключение
Библиография
3.2 Современная практика школ М. Монтессори
Первый детский сад по системе Марии Монтессори в России начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые в конце концов остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори.
В октябре 1991 года в Москве открылась
экспериментальная Монтессори-
Постепенно открывались новые
детские сады, построенные на методе
выдающейся итальянки. Сегодня только
в Москве насчитывается порядка
20 таких детских садов и
Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть, около ста лет. Производят их в США, Голландии, Индии, Шри-Ланке и ... с 1995 года в Омске. К сожалению, пособия недешевы.
В целом, около 90% учебного времени
в детских садах по системе
Монтессори занимает свободная самостоятельная
работа с учебным материалом. Каждое
утро ребенок сам выбирает себе занятие,
которое в этот момент ему по душе.
Ребенок также сам решает, будет
ли он что-то делать один или вместе с другими
[http://www.lanababy.ru/
С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам из картонных или пластмассовых звезд и пр. Некоторые учебные упражнения требуют минимума предметов. Например, для упражнения "Переливание из одного сосуда в другой" нужны лишь два стеклянных прозрачных кувшина, поднос, губка и сама вода.
Постепенно у детей
Наверняка многим знакома сценка, когда воспитатель, работающий по традиционной методике, отчитывает ребенка, взявшего с полки книгу: "это не положено". И ребенок в недоумении: зачем книга стоит на полке, если до нее нельзя дотронуться? В Монтессори-саду такая ситуация немыслима. Напротив, здесь всячески стараются вызвать интерес детей к различным предметам, побудить их к самостоятельным выводам. Заметив, что ребенок впервые взял материал для работы, воспитатель предлагает ему схему действий с этим предметом. Иногда это выражается в коротком и конкретном уроке, иногда же он просто показывает, как работать с тем или иным материалом. Дети здесь любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы. В обычном детском саду практически не может быть ситуации, когда, например, все дети рисуют, а Катя и Дима решили вдруг поиграть в игрушки. В саду по системе Монтессори это вполне возможно, поскольку разрешено.
Заслуги Марии Монтессори признаны
во всем мире. Ее портрет украшает одну
из итальянских купюр. В некоторых
странах мира система Монтессори находила
государственную поддержку. Правительство
выделяло средства, и в каком-либо городе
строилось специальное здание, где начинали
функционировать и Монтессори-сад, и начальная
школа по этой методике. Если они имели
успех, строилось еще одно такое же здание,
и так далее. Вот почему сегодня в Великобритании
Монтессори-школы составляют около 20%
всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии
- 40%, а в США национальные Монтессори-общества
объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей
от 4 до 12 лет [http://www.sch109.trg.ru/
К сожалению, в нашей стране этот процесс пока базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. Находят обученного этой методике педагога, группа создается, и скоро прогресс в развитии детей становится столь очевиден, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее.
С начальными школами дело обстоит сложнее. В целом по России работает лишь 10-15 школ, но это в основном частные или даже семейные, очень камерные школы. В Москве сейчас нет ни одной. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (их формирование обычно допускается только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и пр. А детям необходим аттестат о среднем образовании государственного образца...
Все учебные программы "Монтессори-садов"
соответствуют целям, установленным
российскими программами
С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало.
Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. "На сегодняшний день нам уже есть, что обобщать, а также есть первые результаты таких занятий", - говорит Лариса Климанова. Она полагает, что это направление Монтессори-педагогики будет востребовано, "поскольку многие мамы, находящиеся с ребенком дома, часто не знают, как помочь своему ребенку в развитии" [13, c. 324-328].
Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах.
В Ассоциации Монтессори-педагогов России убеждены, что у этого направления педагогики в нашей стране большое будущее. В Монтессори-школе ребенок привыкает жить в атмосфере постоянной творческой работы и поиска самостоятельных решений для своих проблем. А это значит, что ребенок вырастает свободным и независимым. Какой же родитель не хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельной, творческой, свободной личностью?
И по сей день продолжается внедрение образовательного метода Монтессори в России.
В редакции журнала "Человек и закон" состоялась пресс-конференция, посвященная развитию и внедрению образовательного метода Монтессори в России [13, 328-331].
Как рассказала председатель Общероссийского профессионального союза "Ассоциация Монтессори-педагогов России" Лариса Климанова, в нашей стране этот метод преподавания существует, в основном, в начальном и дошкольном образовании.
На данный момент в Москве работают около 50 групп в детских садах, обучаемых по методу Монтессори (частный и государственный сектор). В государственных учреждениях подобный вид преподавания используется лишь как методика.
Основной принцип метода Монтессори заключается в том, что у детей вырабатывается определенный алгоритм приобретения информации, которую они учатся получать самостоятельно.
"Большинство выпускников
Ученики различных возрастов собраны в одной группе. При этом каждый имеет возможность работать в своем темпе: затраченное время на изучение чего-либо может быть любым.
По словам Ларисы Климановой, в нашей стране существует перспектива "узаконивания этого метода", однако многие педагоги и специалисты области образования не согласны с тем, чтобы он был широко распространен в традиционных школах.
Рассмотрим работу детского развивающего
Монтессори-центра "Созвездие" [http://www.center-sozvezdie.
В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда учитель молча показывает способ работы с материалом.
Может ли ребенок во время свободной работы играть в игрушки? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом. Все это можно. Другое дело – общая атмосфера рабочего дня.
Притягательность
Цели
Создание условий (материальных, психолого-педагогических и организационно-методических) для процесса формирования личности ребенка, его свободного, самостоятельного, активного развития:
• для детей, не посещающих дошкольные учреждения — комплекс занятий, направленных на развитие интеллекта, творческих способностей, двигательных качеств;
• для детей, посещающих ДОУ —
возможность получения
• для детей, отстающих в развитии, нуждающихся в исправлении личностных особенностей, которые не соответствуют "оптимальной" модели — коррекционно — развивающая деятельность.
Задачи
• развивать чувственные, моторные и умственные способности;
• прививать практические жизненные умения;
• вести ребенка к усвоению основ счета;
• развивать сенсорику ( чувства ребенка);
• развивать речь (умение слушать, читать, говорить, писать );
• развивать физические возможности и способности ребенка;
• знакомить с изобразительным искусством и музыкой;
• развивать творческие способности;
• взаимодействовать с родителями
в плане преемственности
Адресат — дети дошкольного возраста с 8 месяцев до 7 лет. В основе образовательной и воспитательной деятельности — педагогическая система Марии Монтессори, опирающаяся на принципы: