Педагогика в системе наук о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование и воспитание осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни, поэтому развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений.

Содержание

Введение
1. Общее представление о педагогике как науке
2. Образование как социальный феномен
3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
4. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. по педаг.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

          Связь педагогики с психологией  является наиболее традиционной. Требования понимать свойства  человеческой природы, ее естественные  потребности и возможности, учитывать  механизмы, законы психической  деятельности и развития личности, строить образование (обучение  и воспитание), сообразуясь с этими  законами, свойствами, потребностями,  возможностями, выдвигали все  выдающиеся педагоги. Психологизм  проявляется в том, что психология  объявляется единственным научным  основанием, направляющим педагогическую  практику.

          Педагогика тесно связана и  с науками, изучающими его как  индивида. Это такие науки, как  биология (анатомия и физиология  человека), антропология и медицина. 
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. 
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественноприродного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый - теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости. 
Антропология - наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека. 
             Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

           Отношения между педагогикой  и экономическими науками сложны  и неоднозначны. Связь этих наук  послужила обособлению такой  отрасли знания, как экономика  образования, предметом которой  является специфика действия  экономических законов в сфере  образования.

           Связи педагогики с социологией  относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая  озабочены планированием образования,  выявлением основных тенденций  развития тех или иных групп  или слоев населения, закономерностей  социализации и воспитания личности  в различных социальных институтах. 
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

 

Заключение.

             Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческим (производственным, научным, социальным и духовным) опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — целенаправленной передаче им опыта человечества. 
 
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

         При изучении педагогического  опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование,  изучение письменных, графических  и творческих работ учащихся, педагогической документации, социологические  методы исследования, что не возможно без связей педагогики с другими науками, это позволяет выделить следующие их формы: использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; 
творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках, применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках; 
участие педагогики в комплексных исследованиях человека. 
Сегодня педагогика востребована везде, где осуществляются образование, воспитание, обучение, развитие граждан и обеспечиваются их самосовершенствование и самореализация, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Именно педагогическая наука разрабатывает пути и способы воспитания личности и обеспечивает модернизацию всей системы образования, которая в свою очередь, выступает механизмом развития общества.

 

Литература:

1. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. –  М.: Школа-пресс, 2000. – 360 с.

2. Столяренко, Л.Д. Педагогика [Текст]: учебник / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д:  Феникс, 2003. –  448 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №3. Целостный  педагогический процесс

План:

Введение

1. Сущность педагогического  процесса

2. Педагогический процесс  как целостное явление

3. Логика и условия  построения целостного педагогического процесса

Заключение


Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке