Основные понятия:
умственная отсталость, олигфрения, дебильность,
идиотия, деменция, врожденная умственная
отсталость, приобретенная умственная
отсталость.
Вопросы для обсуждения:
- Умственная отсталость. Понятие умственной отсталости в отечественной
и зарубежной науке.
- Причины и классификация умственной отсталости.
- Врожденная умственная отсталость. Классификация олигофрении.
- Характеристика отдельных групп детей-олигофренов. Особенности их психики и поведения.
- Деменция. Отличия олигофрении от деменции.
Основная литература
1. Специальная педагогика: Учеб
пособие для студ. высш. учеб. пед.
завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов,
Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой
Н.М., М.,2000.
2. Основы специальной психологии:
Учеб пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И.
Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
Дополнительная литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию
с основами нейро- и патопсихологии.
– М., 1994.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О
детях с отклонениями в развитии.
– М., 1993.
3. Дефектология: Словарь – справочник
/ под ред. Пузанова Б.П. –
М., 1996.
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая
диагностика умственного развития
детей. – М., 1985.
5. Лебединский В.В. Нарушения
психического развития у детей.
– М., 1995.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы
дефектологии: Учеб. пособ. для студ.
пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
Семинар № 3
Тема: Особенности психического
развития и образования детей с задержкой психического
развития (ЗПР).
Основные понятия:
задержанное развитие, инфантилизм, локальная
дисфункция мозга, диагностические, коррекционные
классы, классы компенсирующего обучения.
Вопросы для обсуждения
- Понятие о ЗПР как одном из видов нарушений развития.
- Причины ЗПР.
- Классификация детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика основных групп детей
с ЗПР.
- Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
- Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с ЗПР.
Основная литература
- Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
- Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева
и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература
- Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей. / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
- Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР. // Начальная
школа. – 1993.- №2. – С.60-64.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М., 1999.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое
пособие. – М.,2000.
- Смелик В.А. Особенности обучения детей с ЗПР. // Начальная школа. – 1994.- № 4. С. 10-11.
- Соловьева В.С. Интегрированный курс обучения детей с ЗПР.// Начальная школа. – 1993. - №2.- С. 64-67.
- Шурдукалов В.Н. Организация обучения детей с ЗПР: Из опыта // Начальная школа. – 1993- № 2
– С.58-60.
Семинар № 4
Тема: Особенности психического
развития и образования детей
и подростков с нарушениями зрения и слуха
Основные понятия:
слепой, слабовидящий ребенок, острота
зрения, тотальная слепота, парциальная
слепота, светоощущение, катаракта, глаукома,
анофтальм, близорукость, дальнозоркость,
куриная слепота, дальтонизм, рельефно-точечная
система Л. Брайля, «говорящая книга»;
глухой, тугоухий ребенок, тотальная
глухота, парциальная глухота, русская
жестовая речь, калькирующая жестовая
речь, дактильная речь, билингвистический
подход в обучении, коммуникационная система
обучения.
Вопросы для обсуждения
- Методы диагностики остроты зрения.
- Диагностика познавательной сферы у детей с нарушением зрения.
- Диагностика эмоционально-волевой сферы и развития
личности слепых и слабовидящих детей.
- Особенности образования детей с нарушением зрения.
- Методы диагностики сохранности слуха.
- Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха.
- Особенности эмоционально-волевой сферы и развития личности
глухих и тугоухих детей.
- Подходы в образовании детей с нарушением слуха.
- Коррекционно-воспитательная работа
в специальных образовательных учреждениях
1-4 видов.
- Особенности работы с родителями
детей, имеющими нарушения зрения и слуха.
Основная литература
- Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М., 2000.
- Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И.
Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя –дефектолога /Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
Дополнительная литература
- Алова М.И., Алов В,В. Малыш не слышит. - СПб., 1992.
- Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: Сб. науч.трудов. — М., 1980.
- Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1975.
- Демирполглян Г.Г. Как сохранить и изучить зрение. — М., 1995.
- Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации. — Уфа, 1996.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 1990.
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. Для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192с.
- Зыков С.Л. Методика обучения неслышащих детей языку. - М., 1977.
- Кондратов А.М. Если ребенок не видит. - М., 1991.
- Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для сл<