Педагогика как наука
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:49, реферат
Краткое описание
История возникновения педагогики.
Связь педагогики с другими науками.
Принципы педагогики, и ее функции.
Предмет и задачи педагогики.
Вложенные файлы: 1 файл
знаниях, полученных в процессе обучения,
семейного воспитания,
непосредственного отражения природных
и общественных явлений, общения со
взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных
передачах, кинофильмах.
Основные понятия педагогики, как и явления,
которые в них отражаются,
неотделимы друг от друга, они перекрещиваются,
частично совпадают и взаимно
связаны в едином и целостном педагогическом
процессе. Поэтому при их
характеристике необходимо всегда видеть
главную функцию каждого понятия и
именно на этой основе отличать его от
других категорий.
Предмет и задачи
педагогики
Термин «педагогика» имеет два значения.
Первое- это область научного знания,
наука, второе – область практической
деятельности, ремесло, искусство.
Дословный перевод с греческого – «детоводитель»
в смысле искусства «вести
ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать
его, направлять духовное и
телесное развитие. Часто с именами людей,
ставших впоследствии знаменитыми,
называют и имена воспитавших их педагогов.
В России формально педагогом
является учитель, ученый, работник управления,
менеджер в образовании (См.
закон «Об образовании»).
Что касается термина педагогика, то
в мировом педагогическом лексиконе все
чаще употребляются новые термины –
«андрогогика», «антропогогика» (антропос
–человек).
Каждая наука имеет свой предмет - область
действительности, которую она
исследует. Предметом педагогики является
педагогическая система (ПС).
Исследование, проектирование и разработка
ПС является предметом педагогики.
(Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы
ПС фактически охватывают все
проблемы педагогической науки [1]. Забегая
несколько вперед, отметим, что
элементами канонической педагогической
системы являются: цель обучения,
содержание обучения, обучаемые, обучающие,
методы, средства и формы обучения.
Педагогическая деятельность в рамках
ПС тоже является предметом науки, хотя
изучается еще психологией, эргономикой
и другими науками.
В соответствии с элементами ПС выделены
пять структурных элементов
педагогической деятельности: проектировочный
(цель), конструктивный
(содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся),
организационный
(процесс и формы), гностический
(преподаватель). Иначе говоря, педагог
в
своей профессиональной деятельности
ставит цели, разрабатывает содержание,
отбирает средства, организует процесс
обучения и взаимодействия его
участников.
Семейная педагогика
Семья — наиболее распространенный вид
социальной группы, основная ячейка
общества, в которой рождается, формируется,
развивается и большую часть
времени в течение жизни находится человек.
Семейные отношения обычно
определяют психологию и поведение человека,
поэтому семья представляет особый
интерес для социально-психологического
исследования. Типичная современная
семья в развитых европейских странах
состоит из 2-6 человек: мужа, жены,
детей и ближайших родственников по материнской
и отцовской линиям — бабушек и
дедушек.
Основное назначение семьи — удовлетворение
общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь
социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей,
в том числе и в воспроизводстве
населения. В то же время она удовлетворяет
личностные потребности каждого
своего члена, а также общесемейные (групповые)
потребности. Из этого и
вытекают основные функции семьи: репродуктивная,
экономическая,
воспитательная, коммуникативная, организации
досуга и отдыха. Между ними
существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение
и взаимодополняемость.
В семье воспитываются и взрослые, и дети.
Особенно важное значение имеет ее
влияние на подрастающее поколение. Поэтому
воспитательная функция семьи имеет
три аспекта. Первый — формирование личности
ребенка, развитие его
способностей и интересов, передача детям
взрослыми членами семьи (матерью,
отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного
обществом социального опыта;
выработка у них научного мировоззрения,
высоконравственного отношения к
труду; привитие им чувства коллективизма
и интернационализма, потребности и
умения быть гражданином и хозяином,
соблюдать нормы социалистического
общежития и поведения; обогащение их
интеллекта, эстетическое развитие,
содействие их физическому совершенствованию,
укреплению здоровья и выработке
навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект—систематическое
воспитательное воздействие семейного
коллектива на каждого своего члена в
течение всей его жизни. Аспект третий—постоянное
влияние детей на родителей
(и других взрослых членов
семьи), побуждающее их активно
заниматься
самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит
от воспитательного потенциала семьи.
Он
представляет собой комплекс условий
и средств, определяющих педагогические
возможности семьи. Этот комплекс объединяет
материальные и бытовые условия,
численность и структуру семьи, развитость
семейного коллектива и характер
отношений между его членами. Он включает
идейно-нравственную, эмоционально-
психологическую и трудовую атмосферу,
жизненный опыт, образование и
профессиональные качества родителей.
Большое значение имеют личный пример
отца и матери, традиции семьи. Следует
учитывать характер общения в семье и
ее общение с окружающими, уровень педагогической
культуры взрослых (в первую
очередь матери и отца), распределение
между ними воспитательных обязанностей,
взаимосвязь семьи со школой и общественностью.
Особый и весьма важный
компонент—специфика самого процесса
семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие семьи
со дня рождения до конца своей жизни.
Значит, семейному воспитанию свойственны
непрерывность и продолжительность. И
в этом с семьей не может сравниться ни
один другой воспитательный
общественный институт. Разумеется, влияние
семьи на детей в различные периоды
их жизни неодинаково. Сама естественная
жизнь в семье учит дошкольника, а
затем и школьника очень и очень многому.
Так как семейное воспитание
немыслимо без родительской любви к детям
и ответного чувства детей к
родителям, оно более эмоционально по
своему характеру, чем любое другое
воспитание. Семья объединяет людей разного
возраста, пола, нередко с разными
профессиональными интересами. Это позволяет
ребенку наиболее полно проявлять
свои эмоциональные и интеллектуальные
возможности.
Характерная особенность воспитательного
влияния семьи на детей —его
устойчивость. Обычно правильное отношение
родителей к воспитанию детей
раннего и дошкольного возраста положительно
отражается потом на их учебной,
трудовой и общественной активности.
И наоборот, недостаточное внимание
родителей к воспитанию детей преддошкольного
и дошкольного возраста
отрицательно отражается на их общественной
активности даже тогда, когда они
уже обучаются в школе.
Активнейшее воздействие семья оказывает
на развитие духовной культуры, на
социальную направленность личности,
мотивы поведения. Являясь для ребенка
микромоделью общества, семья оказывается
важнейшим фактором в выработке
системы социальных установок и формирования
жизненных планов. Общественные
правила впервые осознаются в семье,
культурные ценности общества потребляются
через семью, познание других людей начинается
с семьи. Диапазон воздействия
семьи на воспитание детей столь же широк,
как и диапазон общественного
воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то
появляются естественные условия для
формирования полноценного семейного
коллектива. И это обогащает жизнь каждого
члена семьи и создает благоприятную
обстановку для успешного выполнения
семьей воспитательной функции. В семье,
где один ребенок, все это сильно
усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно,
например, решительно утверждать,
что воспитание единственного ребенка
более трудное дело, чем воспитание
нескольких детей. Даже в том случае,
если семья испытывает некоторые
материальные затруднения, нельзя ограничиваться
одним ребенком».
Выходит, воспитательная функция органически
сливается с репродуктивной.
Тесная взаимосвязь существует и между
другими функциями.
Все большее значение социологи придавали
и придают коммуникативной функции
семьи. Можно назвать следующие компоненты
этой функции: посредничество семьи
в контакте своих членов со средствами
массовой информации (телевидение,
радио, периодическая печать), литературой
и искусством; влияние семьи на
многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер
ее восприятия; организация внутрисемейного
общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции
достаточное внимание, то это
заметно усиливает ее воспитательный
потенциал. Нередко с коммуникативной
функцией связывают (иногда даже считают
самостоятельной функцией)
деятельность по созданию психологического
климата семьи. По сути, с этим
нельзя не согласиться: в нашу динамичную
эпоху сильно возрастает значение
семьи как психологической ячейки. Поэтому
эти вопросы подробно
рассматриваются в последующих главах.
В настоящее время заметно возрастает
функция семьи по организации досуга и
отдыха. Под досугом мы условимся понимать
внерабочее (свободное) время,
которым человек распоряжается всецело
по своему выбору и усмотрению.
Свободное время — одна из важнейших
социальных ценностей, незаменимое
средство восстановления физических
и духовных сил человека, всестороннего
развития личности. Повышению роли досуга
способствуют правильный ритм и режим
жизни семьи, разумное распределение
обязанностей между ее членами,
планирование труда и отдыха. В целом
досуг является как бы зеркалом зрелости
человека как личности: по характеру
его досуга о человеке можно сказать очень
многое.
Семейный досуг включает в себя: чтение,
слушание радио, просмотр телепередач,
встречи с родственниками, друзьями и
знакомыми, посещение библиотек, театров,
Информация о работе Педагогика как наука