Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:34, контрольная работа
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.
Уже в эпоху позднего неолита в разных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организованной социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение детей осуществлялось по преимуществу в семьях.
Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока 3
Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности. 6
А) Древняя Греция 7
- педагогические концепции Сократа и ее принципы 7
- образовательная система Спарты 8
Б) Образовательная система Афин 9
Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности» 10
Я. А. Коменский 10
И.Г. Писталоции; 11
Ж.Ж. Руссо; 13
Список литературы 16
Особенности
афинского образования:
1. Сословный характер. Образование касалось
правящего сословия – эвпатридов.
2. Учителя назывались дидаскалами и не
принадлежали к жреческой касте. Статус
учителя приравнивался к ремесленнику,
и только жизненные случайности, горе
и злоключения приводили свободного гражданина
к дверям школы. На одного дидаскала было
20-50 учеников.
3. Школы частные, платные.
Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского
В педагогической науке понятие принципы природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
Ян
Амос Коменский в "Великой дидактике"
сформулировал правила
Написанное Я.А.Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. В подтверждение приведём цитату: «Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении – благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии».
Я.А.Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: "Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад".
И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности.
В отличие
от своего предшественника Яна
Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и бедных семей.
Вот что он писал: «Метод является только средством, и притом максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методом средства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем больше сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе. Наоборот, чем большим блеском они сами по себе отличаются, чем в большей степени вместе со своим педагогическим искусством кажутся стоящими вне природы и над ней и поэтому являются чрезвычайно дорогими, тем в меньшей степени они пригодны. Самое дорогостоящее заблуждение этого искусства в этом отношении заключается в блуждании со своими воспитанниками по пустующим полям всезнайства, которые для большинства человечества никогда не засевались и никогда не будут засеяны. Мой метод не блуждает со своими питомцами по этим полям. Он по самому своему существу направлен против дурмана всякого поверхностного, ненужного, необоснованного, неплодотворного и неподходящего знания. Все его средства базируются на твёрдо обоснованной законченности единичного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленном совершенстве целого. Они являются подлинным противоядием против всех ухищрений духа времени, который возбуждает и поддерживает дурман пустого, чисто словесного обучения и всех связанных с ним негодных приёмов. Они совсем не связаны с причинами этого словесного обучения, и результаты их другие. Средства моего метода должны действовать таким образом, так как его применение расчищает навоз, на котором растут эти поганки, взращенные духом времени». «Независимо от сословия положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков».
Основной закон Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы прежде, чем их станут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.
Первое правило метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».
Второе правило: «…все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость отделять наблюдаемое явление от теорий о нем.
Третье правило призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. «Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?» - восклицал Песталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.
Четвертое правило: использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».
Пятое правило призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы и самостоятельности».
Как и Коменский, Песталоцци настаивал
на сужении круга изучаемых
Солидаризуясь опять же с Коменским, Песталоцци требовал упрощения и облегчения учебы детей.
Ж.Ж. Руссо о принципе природосообразности
Свою теорию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил
в произведении, в котором он сконцентрировал
свои размышления о врожденной доброте
человека: это «Эмиль, или О воспитании»
(1762), трактат, который он считал лучшим,
наиболее важным из своих трудов и в котором
его педагогические воззрения выражены
через художественные образы. В предисловии
к «Эмилю» Ж.-Ж. Руссо отмечал, что пишет
эту книгу на_ основании своих собственных
идей и считает, что именно этот труд дает
ему право на признательность людей, так
как человечество может быть спасено только
посредством воспитания.
В своей педагогической концепции Ж.-Ж.
Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную
традицию. По его мнению, старая система
воспитания, санкционируемая церковью,
должна быть отброшена. Вместо этого он
считал необходимым ввести демократическую
систему, которая должна способствовать
выявлению у ребенка дарований, заложенных
природой. Воспитание будет содействовать
развитию ребенка только в том случае,
если приобретет естественный, природосообразный
характер, если оно будет напрямую связано
с естественным развитием индивида и побуждением
его к самостоятельному приобретению
личного опыта и знаний, на нем основанных.
Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается
человеку природой, людьми и окружающими
его вещами. Воспитание, получаемое от
природы, — это внутреннее развитие способностей
и органов человека; воспитание, получаемое
от людей, — это обучение тому, как пользоваться
этим развитием; воспитание со стороны
вещей — это приобретение человеком собственного
опыта относительно предметов, дающих
ему восприятие. Все эти три фактора должны,
по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.
О природе как факторе воспитания Ж.-Ж.
Руссо рассуждал следующим образом: ребенок
рождается чувственно восприимчивым и
получает впечатления через органы чувств
от окружающих его предметов. По мере роста
он становится более восприимчивым, знания
об окружающем расширяются, углубляются,
изменяются под влиянием взрослых. Такой
подход к воспитанию был для того времени
принципиально новым, так как вся система
школьного воспитания практически игнорировала
как возрастные, так и индивидуальные
особенности ребенка.
Воспитание человека начинается вместе
с его рождением и продолжается всю жизнь,
и главная задача воспитания — создать
человека. Этим новое воспитание, по мнению
Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого,
которое ставило себе целью подготовку
из ребенка доброго христианина и добропорядочного
гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание
было искусством развития подлинной свободы
человека, зависящей только от него самого.
Отсюда вытекало отрицание им системы
общественного воспитания, так как, по
его мнению, нет отечества и нет граждан,
а есть лишь угнетенные и угнетатель.
Принцип
природосообразности воспитания наиболее
глубоко был обоснован и
Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от "чувственно-животных свойств".
Список литературы.
Интернет ресурсы:
Информация о работе Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики