Педагогика семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:03, контрольная работа

Краткое описание

Что такое семья? Это семь Я: отец, мать да пятеро детей. Именно столько детей было в средней российской семье сто лет тому назад. Конечно, не все дети выживали, некоторые умирали в младенчестве от болезней и голода, но тем не менее семью, состоящую из родителей и пятерых детей, в те времена никто бы многодетной не назвал.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика семейных отношений.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

     Остановимся на одном важном моменте педагогике семейных отношений –на роли отца в семье. Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребенка увеличивается. В частности в школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребенка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах.

      Именно активное, деятельное участие отца в жизни семьи делают ее подлинно благополучной. В связи с этим в работе с семьей учителю следует уделять внимание разъяснению значения отца в воспитании, прежде всего ориентируя представителей сильного пола на осуществление воспитательных воздействий в сфере досуга. Не будем скрывать, что пока только сравнительно небольшая часть родителей приблизительно 1,3 постоянно организует досуг своих детей, реализуя тем самым возможности воспитания содержащиеся в совместных досуговых и любительских занятиях.

     Однако весьма симптоматично, что по данным социологов, участие детей в длительном семейном отдыхе современные отцы и матери расценивают как одно из решающих условий его эффективности.

     А как определить, на кого именно из учащихся в первую очередь следует обратить внимание в связи с возможными нежелательными последствиями педагогики семейных отношений? Можно предложить учителю некоторые инструменты психологического изучения взаимоотношений в системе «родители и дети» в своей семье. С одним из них –тестом психолога из ГДР Т. Шрайбера мы и хотели бы познакомиться.

     Предложите учащимся выразить с помощью пятипунктовой шкалы степень своего согласия с нижеприведенными высказываниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс высказывния

      

 

          Высказывание

                                Шкала

Полностью согласен

согласен

Не знаю

Не согласен

Совершенно  не согласен

 

   А

Охотнее всего, я уехал бы из дома

 

 

 

 

 

 

   Б

Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю

 

 

 

 

 

 

  

   В

В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают.

 

 

 

 

 

 

   Г

Для  семьи я делаю только то, что мне поручают.

 

 

 

 

 

 

   Д

Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению.

 

 

 

 

 

 

   Е

Я старалась использовать малейшую возможность чтобы доставить радость своей семье.

 

 

 

 

 

 

  

  Ж

Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер, даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют.

 

 

 

 

 

 

   З

Если я чем ни будь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями и сестрами и прошу у них совета.

 

 

 

 

 

  

     Теперь можно подсчитать сумму баллов, которую набрал каждый из учеников, с учетом «веса» суждения и «веса» высказывания по таблице. Для этого необходимо последовательно перемножить эти «веса» по каждому из высказываний а потом суммировать результаты произведений. Последнее, что осталось сделать, это рассчитать процентное выражение отношения каждого из учащихся к жизни в своей семье по формуле:


 

 

 

1)     «Вес» суждений оценочной шкалы.

 

 

Оценочные суждения

                                Их «вес» в

     Положительных

      высказываниях

         (Д, Е, Ж, З)

         Отрицательные

          высказывания

            (А, Б, В, Г)

Полностью согласен

      Согласен

       Не знаю

    Не согласен

Совершенно не согласен

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

 

 

2)     «Вес» высказываний.

 

        Индекс высказывания

                        Его «вес»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1,10

1,95

3,0

4,0

6,0

7,0

8,0

8,95

 

     Объектом самого пристального внимания должны стать семьи, выходцы из которых продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к жизни в своей семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ. 

              РАЗВОДЫ, ИХ  ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.

 

     Первое, что необходимо сделать учителю, - это проанализировать и оценить некоторые характеристики семьи, что бы с их учетом и осуществлять педагогические взаимодействия. При этом, целесообразно учитывать следующие факторы, раскрывающие в первом приближении особенности отношений в семье:

1)     Образ жизни и поведение в семье.

2)     Нравственный и культурный уровень отца и матери.

3)     Взаимоотношения их друг с другом.

4)     Отношения матери и отца к своему ребенку.

5)     Осознание и понимание ими целей, задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.

     Особое внимание следует уделить неблагополучным семьям, характеризующимся той или иной степенью дезорганизации семейных связей. Это исходно неполные семейные группы (незаконнорожденность), где потенциальный «отец-муж» не может выполнять свои ролевые функции по отношению к матери и ребенку, распавшиеся и «заброшенные» (частые отлучки одного из родителей) семьи (в первых из них к отсутствию одного из родителей добавляется еще и психотравмирующее влияние разрыва семейных отношений); семьи –пустые «оболочки», где их члены поддерживают минимальные контакты и связи друг с другом и не способны выполнять свои обязанности, особенно связанные с эмоциональной поддержкой; «внешне кризисные» семьи, в которых какие либо события извне привели к длительному временному или постоянному отсутствию одного из супругов (тюремное заключение, смерть, семьи с внутренним кризисом, в которых существует сложившиеся невыполнения своей роли члена семьи –из-за болезни или патологии.

     Однако, хотелось бы написать, что внешне вполне благополучные семьи так же могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств[1]. 

     Так, специалисты занимающиеся проблемой семейных разногласий, подразделяют все относительно неблагополучные семьи на три типа:

конфликтные, кризисные и проблемные. К конфликтным супружеским союзам они относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. К кризисным –такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Наконец, к проблемным супружеским связям относят такие, перед которыми возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и.т.д.

     Вторая из выделенных нами частых причин семейных конфликтов –злоупотребление алкоголем –заслуживает отдельного разговора. К сожалению, исследования ученых показали, что еще не все молодые люди смогли выработать в себе не просто пассивно-снисходительное, но активно отрицательное отношение к «зеленому змию». Оказалось, что трезвость и воздержанность были включены ими в число второстепенных качеств, причем юноши были, судя по ответам, более снисходительны к употреблению алкоголя своими будущими женами, чем девушки –к алкогольному пристрастию будущих мужей. Печальней всего то, что большинство невест не обнаружили должной тревоги по поводу «умеренного» употребления своими женихами спиртных напитков.

                         Алкоголь и семья не совместимы!

     Именно этот тезис должен последовательно, но безоговорочно внедряться в сознание будущих семьянинов! И хотя первые годы брака обычно характеризуются некоторым спадом пагубного влечения, дальнейшее не редко бывает отмечено усугубляющимся алкоголизмом. Размолвки и недоразумения в этом случае становятся опять-таки поводом для употребления, а потом и злоупотреблением спиртными напитками, что в свою очередь приводит к новым, уже более серьезным семейным конфликтам. Увеличение употребления алкоголя приводит к нарушениям интимных отношений супругов –и на почве прогрессирующей импотенции мужчин, и в силу невозможности совершения полноценного любовного акта в состоянии опьянения, когда на смену нежности и ласки приходит развязанность и грубость, обычно чреватая имеющим далеко идущие последствия пересечением границ пристойности, что порождает новые, еще более глубокие разногласия. Последующее злоупотребление неизбежно сопровождается деградацией личности, падением чувства ответственности и сужением круга интересов.

     Постоянная угроза со стороны «зеленого змия» последовательно ухудшает семейный микроклимат. Семья становится тягостно-ненужной для всех ее членов и прочно дефектной для нормального воспитания детей. Поэтому, если супруга павшего жертвой пагубной страсти, не находит сил и воли для борьбы с болезненным пристрастием, а окружающие оказываются не в состоянии вывести его на правильный путь, вернуть к здоровому образу жизни, единственный выход для такой семьи –развод.

     Юридическому прекращению брака предшествует эмоциональный развод, выражающийся в утрате любви и доверия супругов друг к другу и возникновении чувства отчужденности. После него иногда следует «физический» развод, -временный разъезд супругов, когда они уже думают о разводе, но не считают его единственным выходом из ситуации. Затем возможен «пробный» развод, когда супруги живут порознь что бы убедиться если у них желание восстановить отношения. Правда, пробный развод крайне редко способствует восстановлению супружества, обычно наступает формой смягчения перехода к разведенному состоянию. Именно на стадии пробного развода супруги подают на алименты и начинают решать вопросы раздела имущества. Затем наступает собственно, юридический процесс.

     По результатам одного исследования первое место среди причин развода занимает нарушение супружеской верности, далее по значимости располагаются утраты чувств, несоответствие характеров, неспособность одного из супругов иметь детей или половая неудовлетворенность в браке. Согласно второму исследованию среди причин разводов лидирует загруженность женщин домашними делами, после чего следует отсутствие взаимопомощи, низкий уровень сотрудничества и измена.

Информация о работе Педагогика семейных отношений