Педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

М. А. Рыбникова ставила спектакли с детьми не только по известным классикам литературы, но и по шедеврам русского фольклора, а также уделяла внимание литературным выставкам, ежегодно организуемым ею в Малаховской школе. Вокруг выставки сосредоточивалась на два-три месяца вся учебная жизнь школы. Избранным писателем занимались одновременно почти все классы. Разделенные на бригады, учащиеся составляли биографическую канву жизни писателя и карту его странствий, библиографию его сочинений, монтажи и альбомы, сличали рукописные варианты сочинений писателя и изучали его мастерство. На уроках рисования готовились иллюстрации к литературным текстам, на уроках пения разучивались песни для вечера, сопровождающего открытие выставки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Вяземской женской гимназии……………………………........3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Малаховской опытно-показательной школе…………………6
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Москве…………………………………………………………..7
Последние годы жизни и педагогической деятельности М.А. Рыбниковой………………………………………………………………………13
Рыбникова М.А. о методике преподавания литературы……………….14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………........20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по литре.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 Важнейшей задачей  литературного чтения является  усвоение системы теоретических  знаний, основ литературной науки.  Теоретические обобщения должны  явиться результатом наблюдений над произведением и его компонентами.

 Конкретные методы  изучения литературы следует  избирать с учетом специфики  произведения. «Методика усвоения  должна подсказываться объемом  материала, жанром, уровнем трудности,  отношением учащихся к произведению». Лирическое стихотворение должно быть выразительно прочитано. Драматическое произведение следует читать по ролям, смотреть на сцене. Изучение романа полезно сопроводить художественной иллюстрацией.

Одним из важнейших путей  облегчения восприятия литературы в школе является систематичность обучения.  «Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя,- заявляет она. - Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодотворным.Система должна быть во всех звеньях учебной работы, касается ли дело приобретения знаний (например, по теории литературы), умений (например, анализировать произведения различных жанров) или навыков (например, выразительного чтения).

 «Дозировка - одна  из основ дидактики», - утверждает  М. А. Рыбникова. Нельзя перегружать  учащихся работой. 

В своих «Очерках по методике литературного чтения» М. А. Рыбникова  отводит большое место внеклассной  и внешкольной работе в их органической связи с учебной работой в классе. Экскурсии в природу и на производство, походы в театры и музеи, ученические кружки и детские клубы, обсуждения и диспуты, работа по созданию школьной выставки и литературного кабинета, широкая система организации внеклассного чтения - вce это органически включается ею в систему образовательных и воспитательных средств, которыми должен пользоваться учитель.

 Вся эта совокупность  методических принципов и приемов  скрепляется в работе М. А.  Рыбниковой обязательным для  нее требованием избегать шаблона в работе, искать во всем новое, искать и находить свой, особый подхоц к каждому произведению, к классу, к отдельному ученику. «Методика - это умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное, искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, это система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников».

 Рассмотренные выше  принципы обучения, излагавшиеся  М. А. Рыбниковой с той или  иной степенью отчетливости в ее предшествующих сочинениях, здесь приведены в теоретически осознанную и ясную форму. Справедливо подчеркивая педагогически обусловленный характер этих принципов, Рыбникова концентрирует их вокруг четырех основных дидактических правил:

 Первое дидактическое правило. Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству.

 Второе правило. Учащийся должен ясно понимать поставленную задачу, предъявленные ему учителем требования, участие учителя в разрешении поставленной задачи, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе.

 Третье правило. Искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое - в знакомом, а в старом узнается нечто новое.

Четвертое правило. Диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность и систематичность знания и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой.

Заключение.

 М. А. Рыбникова  прошла сложный путь педагога  и методиста. На этом пути  она не раз оступалась, совершала  ошибки. Но, мужественно преодолевая их, она упорно шла к созданию подлинно научной методики преподавания литературы.

 Для всего творческого  пути М. А. Рыбниковой была  характерна тесная связь теории  с практикой, с жизнью. На протяжении  всей своей деятельности она  ни на один день не порывала со школой. Будучи сотрудником научно-исследовательских учреждений, став впоследствии профессором, она продолжала оставаться учительницей. От школьной практики она шла в своих научных обобщениях, на уроках в школе проверяла свои методические идеи.

 М. А. Рыбникова была не только методистом, но и крупным литературоведом, специалистом в области устного народного творчества, поэтики и стилистики. Ее книги, посвященные вопросам композиции и художественного языка, выросли из занятий с учащимися. С другой стороны, в свою работу с учениками она умело переносила приемы научного исследования, приучая подростков и юношей самостоятельно анализировать художественный текст. Литературоведческие работы Рыбниковой были близки преподавателям-словесникам и быстро становились достоянием школы.

 Принцип единства  образования и воспитания являлся  незыблемым для М. А. Рыбниковой. На протяжении времени менялись  ее взгляды на содержание и  пути воспитания молодежи, но  оставалась неизменной воспитательная  целеустремленность ее работы. Перед каждым уроком, каждым внеклассным мероприятием Рыбникова ставила определенную образовательно-воспитательную задачу. Сторонница многообразия методов, она рассматривала каждый метод и методический прием в их обусловленности содержанием обучения, в их воспитательной функции.

Неукротимый дух исканий  в сочетании с глубоким пониманием воспитательных задач школы, с превосходным знанием литературы, с исключительной педагогической одаренностью и способствовали формированию выдающегося методиста-словесника Марии Александровны Рыбниковой.

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы./ Богданова, О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. - М.: АкадемА, 1999.

start="2"

   Внеклассная и внешкольная  работа по литературе/ Под ред.  Я.А. Ротковича. - М., 1970.

  1. Я. А. Роткович, Я.А.Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки.  Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
  2. Роткович,  Я. А. О методической системе М. А. Рыбниковой, в журн. «Литература и язык в политехнической школе», 1963, № 1.

Информация о работе Педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой