Педагогическая деятельность в педагогической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Содержание

Введение
1.1Понятие педагогической деятельности
1.2 Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
1.2 Структура педагогической деятельности

2.1 Педагогическая деятельность в педагогической системе
2.2 Мотивация учебной и педагогической деятельности

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по медотики преп экономик мне.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

 
2. Блок оценки уровня психологической  компетентности -- выявляет уровень психологических знаний в сферах, значимых для будущей деятельности (психология личности, межличностное взаимодействие, психология профдеятельности и др.).

 
3. Блок оценки уровня психологической  культуры -- определение того, насколько у человека сформированы навыки и привычки самоорганизации, саморегуляции, межличностного взаимодействия, на основе психологических знаний.

2.2.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация обучения - это  общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному  освоению содержания образования. Образно  говоря, образы мотивации держат в  своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение  к профессиональным обязанностям) и  учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) (рисунок 2.8.).

  

Рисунок 2.8. Структура мотивации  обучения.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ситуации деятельности одновременно существуют как внутренние, так и  внешние побудители. Однако их нельзя ни рядополагать, ни тем более отождествлять, так как они имеют различные функции.

Внутренний (потребность, мотив) действует как побудитель в силу того, что означает наличие необходимости  в осуществлении деятельности, а  внешний (адекватные предмет, средство или внешние условия) выступает  в качестве побудителя потому, что  означает наличие возможности её осуществления (доступность желаемого  продукта деятельности). При этом внутренний побудитель первичен, а внешние объекты  побуждают лишь при условии наличия  внутреннего побудителя.

Что же касается мотивов  учения, то, как известно, они различны, поскольку оно включается обычно в состав самых разных деятельностей. Помимо приобретения нового опыта учащийся может быть заинтересован и в  том, чтобы завоевать уважение других людей (мотив самоутверждения), и  в том, чтобы получить те или иные награды, и в удовлетворении самим  процессом познания.

Вместе с тем в учении как познавательной деятельности обнаруживается некий дополнительный мотив. Он связан с возможностью получения результата, который является основным продуктом  «делового» действия. В этом, несомненно, кроется причина более высокой  результативности трудового обучения. А.Н. Леонтьев писал, что «нужно, чтобы  обучение вошло в жизнь, чтобы  оно имело жизненный смысл  для учащегося. Даже в обучении навыкам, обыкновенным двигательным навыкам, это  тоже так». Здесь необходимо требование заинтересованности в «деловом»  результате осваиваемой в учении деятельности. Хотя как предмет, так  и продукт её является всего лишь имитацией будущих реальных предмета и продукта.

Распространено мнение, что  внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к  наилучшим результатам в процессе обучения. Однако наблюдения в определённых жизненных ситуациях, а также  теоретические соображения не позволяют  безоговорочно принять это положение  как аксиоматическое.

Следует учитывать, что в  самом познавательном мотиве содержится «деловой» мотив. Осуществляя учебную  и вообще познавательную деятельность, человек понимает, что её результаты могут пригодиться для того, чтобы  впоследствии получать какие-то необходимые  ему жизненные блага. Поэтому  абсолютизация познавательного  мотива как внутреннего по отношению  к учению и противопоставление его  деловому мотиву кажутся неправомерными.

Ещё одним обстоятельством, детерминирующим виды мотивов, функционирующих  в ходе учения, является тип самого учения. Он определяется типом даваемой учащемуся схемы ориентировочной  основы действия, умение выполнять  которое подлежит усвоению.

При первом типе учения отношение  учащегося к учению соответствует  его потребности в том, что  выступает в качестве подкрепления.

При втором типе мотивирует сознание того, что результаты учения понадобятся для чего-то в будущем. Это не собственно познавательный, а, скорее, «прикладной» интерес к  учению, Иначе говоря, учение осуществляется ради другой деятельности, которую  учащийся намерен совершать в  будущем.

Отношение обучаемого к учению даёт первичное представление о  преобладании и действии тех или  иных мотивов учения. Выделяют несколько  ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

- отрицательное отношение, 

- безразличное (или нейтральное),

- положительное - I (аморфное, нерасчленённое),

- положительное - 2 (познавательное, инициативное, осознанное),

- положительное - 3 (личностное, ответственное, действенное).

Отрицательное отношение  к учению: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить  цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение  к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Безразличное отношение  к учению: характеристики те же, подразумевается  наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов; способный, но ленивый учащийся.

Положительное отношение  к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко  осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется  устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные  цели, предвидеть последствия своей  учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

В учебной деятельности наблюдается  поиск нестандартных способов решения  учебных задач, гибкость и мобильность  способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый, 2000).

Отношение обучающегося к  учению преподавателя характеризуется  активностью. Активность (учения, освоения содержания и др.) определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

- готовность выполнять  учебные задания, 

- стремление к самостоятельной  деятельности,

- сознательность выполнения  заданий, 

- систематичность обучения,

- стремление повысить  свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно  сопряжена ещё одна сторона мотивации  учения - самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц). Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более активные - более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности  учащихся.

Управление активностью  учащихся традиционно называют активизацией. Активизация - это постоянно текущий  процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление  пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

Наибольший эффект активизации  достигается в таких ситуациях, в которых обучаемые должны:

- отстаивать свое мнение,

- принимать участи в  дискуссиях и обсуждениях, 

- ставить вопросы своим  коллегам и преподавателям,

- рецензировать ответы  своих коллег,

- оценивать ответы и  письменные работы своих коллег,

- заниматься обучением  отстающих,

- объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым учащимся,

- находить несколько вариантов  возможного решения познавательной  задачи (проблемы),

- создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных  и практических действий.

Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности обучаемых: истина, добытая путём  собственного напряжения усилий, имеет  огромную познавательную ценность. Большие  возможности на этом пути открывает  внедрение в учебный процесс  интерактивных учебных пособий нового поколения. Они вынуждают обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил обучаемых

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов  деятельности человека (interest - имеет значение, важно). Интерес - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Интерес - положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах (по Л.С. Выготскому):

1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» - Л.С. Выготский (1996).

2. «Весь вопрос в том,  насколько интерес направлен  по линии самого изучаемого  предмета, а не связан с посторонним  для него влиянием наград, наказаний,  страха, желания угодить и т.п.  Таким образом, закон заключается  в том, чтобы не только вызвать  интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» - писал Л.С. Выготский (1996).

3. «Третий, и последний,  вывод использования интереса  предписывает построить всю педагогическую  систему в непосредственной близости  к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с  того, что им знакомо и естественно  возбуждает их интерес» 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и  решение профессиональных задач  в педагогической системе.

Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается  и формируется как отражение  тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к  современному человеку с учетом его  духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной  личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана  с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как  отражение объективных тенденций  общественного развития и приводя  содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями  общества, они складываются в развернутую  программу поэтапного движения к  высшей цели - развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются  все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как  единство целей и содержания. Понятие  о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство  отдельного. Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия.

 

 

Список литературы

 

1.Педагогика: Учеб. пособие  для студ. пед. вузов / Под ред. Ю. К. Бабаевского. М., 2001.

2.Педагогика: Учебное пособие  для студентов педагогических  вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2005.

.Педагогика: Учебное пособие  для студентов педагогических  учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 2000.

4.Вульфов, Б.З. Основы  педагогики в лекциях, ситуациях,  первоисточниках / Б.З. Вульфов,  В.Д. Иванов.- М., 1997.- Тема 7.

5.Каптерев П. Ф. Педагогический  процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989.

6.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - С-Пб.: Питер, 2000.

.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого  саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр  иннновационных технологий. 2000.


Информация о работе Педагогическая деятельность в педагогической системе