Педагогическая деятельность — деятельность милосердия и гуманизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Слова "гуманизм" и "гуманность" имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus - "человечный". Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Содержание

Введение 3
1. Воспитание добротой и лаской 9
2. Понимание ребенка 14
3. Признание ребенка 20
4. Принятие ребенка 22
5. Правила для педагога-гуманиста 26
Заключение 31
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическая деятельность милосердия и гуманизма.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием  как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как  к человеку, который нуждается  в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории  людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и  должно выступать как помощь в  преодолении трудностей, возникающих  у инвалида.

То же самое можно отнести  к детям, имеющим отклоняющееся  поведение. Такие дети у большинства  населения вызывают чувства жалости  и сострадания и поэтому первое желание - проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

- достойного отношения общества  ко всем людям, независимо от  того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

- признания права каждого человека  быть самим собой, уважительного  к ним отношения: уважать - значит  признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

- помощи человеку с проблемами  в формировании уважения к  себе и окружающим людям, формировании  позиции "Я сам", желания  самому решать свои проблемы;

- понимания милосердия как первой  ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

- стремления не выделять людей  с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет,

а возносит, не комкает, а  формирует, не диктует, а учит, не требует, а 

                                                             спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных

                                                             минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с

                                                             сатаною, где светлый ангел побеждает.

                                                                                                                                                   Я. Корчак

 

1. Воспитание добротой  и лаской

 

В вопросах воспитания российская педагогика всегда занимала взвешенную позицию. Не слишком заласкивать ребенка, не быть чрезмерно строгим и неуступчивым советовали специалисты родителям и воспитателям. До поры до времени это оправдывало себя, но в условиях демократизации, новых экономических реалий оказалось, что наша молодежь, имея много прекрасных качеств, уступает западной в отношении к жизни, нравственным ценностям, самоопределению, уважению к себе и что, по сравнению с зарубежными сверстниками, наши ребята выглядят более скованными, зависимыми, в большинстве своем малоинициативны, ждут чужой указки, не способны отстоять собственное мнение. Естественно, это результат воспитания, точнее – его недостатки.

Необходимость воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность заставляет педагогов внимательно  присматриваться к зарубежному  и передовому отечественному опыту. Почему и за счет чего достигается более высокая эффективность воспитания? Конечно, экономические условия, традиции, общий уклад жизни очень влияют на то, каким вырастет человек, но многое зависит и от воспитания. Вглядевшись повнимательнее, обнаружим, что методы, формы и системы здесь ни при чем. У нас они на должном уровне. Главное, как видно, – в отношении к детям.

Нам уже известны принципы гуманистической  педагогики, своими достижениями доказавшей правильность ее выбора. Ее результаты оказались настолько впечатляющими, что уже никто в мире не собирается их оспаривать, а тем более игнорировать. Постепенное преобразование воспитательной системы на гуманистических началах происходит и в большинстве отечественных учебно-воспитательных заведений, в том числе и нашей страны. В прошлом в результате известных социальных причин был нарушен естественный механизм эмоциональных связей между поколениями. Укрепилось понятие дистанции. Старшие возвысились над младшими, подавляя их и требуя беспрекословного повиновения. Длительное время женщине-матери навязывалась мужская роль производственницы, в силу чего она не могла быть полноценным воспитателем своих детей. «Можно», «нельзя» – вот небогатый набор воспитательных средств эмоционального общения с детьми. В результате целые поколения выросли несвободными, не способными принимать собственные решения и за них отвечать. В современном мире такой человек годится разве что на роль слуги, лакея.

Однотипное государственное воспитание (ясли, детский сад, школа с продленным днем) слабо способствовало полноценному духовному саморазвитию детей, тяготело к авторитаризму, т.е. в нем доминирует власть воспитателя, воспитанник остается в положении подчиненного. Таким он и вырастает – пассивным исполнителем воли руководителя, равнодушным к тому, что и как он делает сам.

Такая педагогика оказывает воспитательное влияние по схеме: требование-восприятие-действие. «Понял? – спрашивает учитель. –  Теперь выполняй!» Поведение ученика, согласно этой схеме, толкает его  на приспособленчество; он, конечно, выполняет требования, но любопытно, действовал бы он так же без указаний учителя или родителя? В данном случае самостоятельных решений он не принимает, ответственности за них не несет, за последствия не отвечает. Но на каком-то этапе видит, что взрослым справляться с ним все труднее; он начинает завоевывать то, что ему недодали. Появляется неуважение к взрослым, отчуждение и высшая степень проявления этого – хамство, которое разрастается, как снежный ком. Отшлепать родителям его уже нельзя, стращать милицией рано, выгонять из дома некуда. Пожинаем горькие плоды неуважительного воспитания ребенка. Прав был А.С. Макаренко: правильное воспитание – спокойная старость, неправильное – горе и слезы.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. В воспитании, ориентированном на личность, перспективными являются такие формы взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, которые активизируют процесс повышения воспитательной инициативы у детей. От состояния «я должен» к состоянию «я хочу» приводит ребенка его личное отношение к тому, что он делает. Чтобы это произошло, нужно отказаться от многих устоявшихся педагогических привычек.

Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других (рис. 1).

 

Рис. 1. Личностно-ориентированное  воспитание

 

Если гуманистическая педагогика выражает общую направленность воспитания на потребности человека, то личностно-ориентированное воспитание – это технология воспитательного процесса, которая раскрывает, что и как нужно делать воспитателю для достижения желаемого результата. Рассмотрим ее главные особенности.

Сердцевиной личностно-ориентированного воспитания является свобода. Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы они сами пришли к пониманию данного требования лично для себя, признали и приняли его, захотели выполнить и выполнили. Для этого существуют многочисленные эффективные методы и передовой педагогический опыт.

Научные исследования закономерностей  развития ребенка свидетельствуют, что, лишь сознательно овладевая  в целесообразно организованном воспитательном процессе сокровищами культуры, он становится полноценной личностью. В этом процессе должны согласованно взаимодействовать воспитатель и воспитанник. Более того, для эффективности воспитательного влияния педагог должен сделать ребенка своим соратником, единомышленником, активно помогающим в создании самого себя.

За ребенком признается его уникальность, наличие различного рода устремлений, интересов, которые обязательно  нужно удовлетворять, иначе развития не будет. Многие качества заложены у  него на подсознательном уровне, поэтому нужно создавать социальное пространство для их проявления. И здесь педагог уже не учитель, а посредник, помощник.

Педагог должен приспосабливаться  к процессу развития, но не вмешиваться  в его течение. Тогда он в определенной степени обеспечивает свободу ребенка, создает условия для его саморазвития. Однако надо помнить, что ослабление педагогического влияния допустимо лишь в некоторых пределах и лишь тогда, когда воспитатель видит, что развитие ребенка носит поступательный характер. В целом же педагогическое вмешательство оправданно и необходимо. В этом-то и заключается мудрость педагогического руководства: понимать, где не нужно вмешиваться и насильственно ускорять развитие, видеть трудности ребенка, неспособность справиться с проблемами собственными силами и тогда – подтолкнуть его, значительно сэкономив при этом его время и нервы.

Только личностно-ориентированному воспитанию по силам достижение развивающей  цели, поскольку оно направлено на осознание воспитанником себя как  личности, на свободное и ответственное самовыражение. Этого нельзя добиться без уважительного, доброго отношения к ребенку со стороны взрослых, мнением которых он дорожит.

Традиционно еще многие наши учителя  не только в младших, но и в старших  классах относятся к ученику без должного уважения. Возможно, это специфика нашего менталитета, но это нужно менять, если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал себя серьезно. Ведь очевидно, что, смирившись с таким отношением к себе в начальной школе, он не будет особенно напрягаться, чтобы ответственно взрослеть.

Скажите, кто из учителей уважительно  называет первоклассников на «вы»? А ведь, по большому счету, так и  должно быть, если мы хотим стать  не над ними, а с ними рядом, заручиться их доверием. Только тогда они смогут понять и поверить, что это навсегда.

Если ребенок не справляется  с требованиями, его унижают и  наказывают. Это вызывает протест  и враждебность к воспитателю. До поры до времени он таит и копит  обиды в себе. Так формируется  внутренний конфликт, который отнимает много сил. Чуточку доброты – и эти силы будут направлены на созидание.

В современной школе еще, к сожалению, существует взгляд на воспитание как  на средство преодоления негативных тенденций в развитии личности, перевоспитания, а не формирования положительных качеств – свидетельство устоявшегося отношения к ученику только как объекту, а не субъекту воспитательной деятельности.

Естественно, ребенок будет тянуться туда, где его любят, где он может  быть собой, где его понимают, поддерживают. Если мы когда-нибудь сделаем школу таким местом, наши дети будут в ней самыми счастливыми на свете.

Технология «любимой школы» уже  известна. Здесь хозяева – дети. Их воспитатели – взрослые друзья, с которыми можно решить любой  вопрос. Воспитатель не только охотно играет с ними в эту игру, но все делает для того, чтобы она никогда не иссякла и все больше увлекала воспитанников.

Вместо привычного требования, приказа  «Сделай!» воспитатель ищет пути, помогающие вызвать самостоятельные  желания ребенка. Методик для  этого придумано много. Так, Е.В. Субботский, исследуя поведение дошкольников, установил, что многие из них не только хорошо усвоили моральные нормы, но и сознательно их нарушают. Например, знают, что с соседями надо здороваться, но не все следуют этому. Что делает учитель, сталкиваясь с подобными фактами? «Читает мораль», наказывает, реже организует повторение и закрепление навыков. При этом всегда упускается из виду, что каким бы сознательным и послушным ни был ребенок, он не будет делать с охотой то, что для него лишено смысла. Умом он это понимает, но необходимости не чувствует. Значит, надо формировать моральные основания поведения. Существует немало различных путей и способов решения этой проблемы.

Информация о работе Педагогическая деятельность — деятельность милосердия и гуманизма