Педагогическая деятельность — деятельность милосердия и гуманизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Слова "гуманизм" и "гуманность" имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus - "человечный". Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Содержание

Введение 3
1. Воспитание добротой и лаской 9
2. Понимание ребенка 14
3. Признание ребенка 20
4. Принятие ребенка 22
5. Правила для педагога-гуманиста 26
Заключение 31
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическая деятельность милосердия и гуманизма.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Следует еще раз предостеречь будущих  воспитателей от иллюзий, что все  образуется само собой, без усилий: дети станут лучше, и наладятся и  отношения с ними. Меняются группы, классы, дети, родители, условия, теории, администрации, ситуация в стране – все в этом мире переменчиво. А поэтому время от времени проводите саморефлексию, спрашивайте себя:

Каким видят меня мои воспитанники?

Чувствуют ли они мою любовь?

Верят ли они мне?

Думают ли они, что я их понимаю?

Есть ли у них основания считать  меня своим другом?

Справедлив ли я?

Нравится ли им, как я с ними общаюсь?

Хотел бы я, чтобы они разговаривали  со мной, как я с ними?

Хотел бы я, чтобы меня так воспитывали, как я их?

Каких тем я избегаю в разговоре  с ними? Почему?

Чувствуют ли они себя понятыми, принятыми?

От чего они страдают?

Знаю ли я все об их переживаниях?

 

Давайте напоследок проверим нашу готовность принять ребенка таким, какой  он есть. Вы сможете его принять (поставьте – да), если:

– признаете право ребенка на любой поступок;

– разрешите ему быть таким, какой он есть;

– проявите уважение к его чувствам, мыслям, переживаниям;

– сможете его выслушать, понять, полюбить;

– поддержите всегда и везде, оставаясь при этом самим собой;

– согласитесь, что у детей и взрослых ценности, взгляды, убеждения не всегда совпадают;

– проявите готовность делиться собственными ценностями, способствуя этим пониманию себя воспитанниками;

– проявите уважение к позиции воспитанника;

– будете верить в его силы и возможности;

– будете чувствовать постоянную готовность к открытости и приобретению нового опыта.

Таким образом, принятие ребенка – это проявление уважения к нему, его мыслям, чувствам, переживаниям, поступкам, правам и свободе. Относясь уважительно к тому, что составляет его сущность, педагог показывает воспитаннику, что понимает, любит его. Воспитание в таких условиях не может не быть успешным.

 

 

 

 

5. Правила для педагога-гуманиста

 

Существуют ли специальные методы, организационные формы для личностно-ориентированного воспитания? Их нет. Воспитатель-гуманист пользуется всеми воспитательными средствами классической педагогики. Но они трансформированы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, это направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение или приучение. По-разному используют их педагоги на практике. Тяготеющие к жесткому управлению авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и категоричности его предъявления. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено много мягче, и в зависимости от особенностей воспитанников и ситуации оно примет новые формы. Главное – удовлетворить запросы, потребности, интересы воспитанника.

То же самое нужно сказать  и об организационных формах воспитания. Воспитательное дело – одна из общих  форм, но превратится оно в формальное мероприятие сторонника жесткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят с участием воспитателя – зависит от направленности, организации процесса. Таким образом, хотя основные формы традиционного и личностно-ориентированного воспитания сохраняются, они все же отличаются между собой. Эти отличия мы заметим сразу, если не будем забывать, что личностно-ориентированное воспитание направлено на формирование внутренне свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, формы и методы его необходимо направлять так, чтобы они максимально приближали к достижению цели.

А чтобы «повернуть» их в гуманистическое  русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой:

– подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, чтобы не допускать проникновения тех требований, которые противоречат гуманистической направленности воспитания. И хотя в методах и формах осело все само ценное, существенное и важное, нельзя забывать, что разрабатывались они в тех воспитательных теориях, которые господствовали в других социально-экономических условиях;

– исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие ее достоинство;

– выбирать только такие формы организации воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников, не травмируют психику. Воспитателя-гуманиста ужаснет традиция проводить двухчасовую линейку по случаю окончания начальной школы под палящими лучами солнца на асфальте школьного двора;

– всеми силами поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;

– принципиально, строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника, растолковывать, почему нельзя поступать так, как поступил он;

– помогать воспитаннику обнаруживать ошибки, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены в его работе;

– поддерживать эмоциональное благополучие ребенка;

– формировать положительную самооценку школьника, веру в себя, уважение к себе;

– постоянно увеличивать требования, закреплять достигнутые результаты;

– активизировать деятельность личности в нужном направлении, не ждать негативного поступка, чтобы затем укорять им;

– понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью;

– жить интересами, переживаниями ребенка, не вторгаться, а входить в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя эмпатию;

– понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, использовать в воспитании других только свои преимущества. Следить за своим поведением, быть образцом для детей;

– зорко всматриваться в своих воспитанников, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания;

– искренне радоваться малейшему успеху своего воспитанника;

– предоставлять ребенку возможности для самоутверждения;

– постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят видеть его;

– учитывать состояние и настроение воспитанника. Часто ребенок отказывается выполнять какое-то требование. Нужно отступить и выбрать момент, когда он выполнит его с удовольствием. «Убиваем четырех зайцев сразу»: уважаем желание личности, не фиксируем факт непослушания, не формируем негативного отношения к действию, открываем ребенку путь к самостоятельному пониманию, что он, может быть, не прав, даем возможность спасти репутацию. Подумайте, что могло бы быть, если бы воспитатель непременно настоял на своем;

– слушать ребенка внимательно, демонстративно отложив в сторону даже срочную работу;

– крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии;

– получать удовольствие от общения с воспитанниками;

– разговаривать с воспитанником так, как он хочет, чтобы разговаривали с ним;

– не смотреть на воспитанника сверху вниз, глаза воспитателя должны находиться на уровне его глаз;

– направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Если семья крепко держится за традиционные нормы жесткого воспитания, не ослаблять попыток до тех пор, пока не наступит смягчение. Но ни взглядом, ни словом не настраивать ребенка против родителей;

– осуждать поступок, но уважать личность. Воспитатель может сказать: «Ты поступил гадко», но ни в коем случае – «Ты гадкий». Дайте понять воспитаннику, что его поступки недостойны тех добрых начал, которые он в себе носит, но пока подавляет. А вот за доброе дело надо похвалить: «Молодец, ты поступил правильно. Так действуй всегда».

Воспитатель не будет:

– унижать ребенка, зло подшучивать, иронизировать: «Ну, это, конечно, опять Сидоров, ничего другого от него я не ожидала!»;

– указывать ребенку на негативные стороны его характера, провоцируя возникновение или рецидив нежелательного поведения: «У такой мямли, как ты, вечно что-нибудь случается (падает, разбивается, пропадает)»;

– касаться физических недостатков ребенка: «Какой ты неуклюжий!»;

– требовать беспрекословного выполнения своих требований: «Не разговаривай, а выполняй!»;

– подавлять самостоятельность ребенка: «Нельзя!»;

– сравнивать ребенка с другими детьми: «Посмотри, какой ты замарашка по сравнению с Настей!»;

– выражаться непонятными для ребенка словами, давать недоступные для его понимания определения нравственных норм: «Дисциплина, брат, это тебе не фунт изюма. Аванти-тутти!» (выражение учителя физкультуры);

– категорически отбрасывать аргументы ребенка: «Что ты понимаешь? Слушай, что я тебе говорю!»;

– ни при каких обстоятельствах не произносить запрещенные фразы: «У меня нет сил бороться с вами», «Таких глупых детей я никогда не видела»;

– делать замечания ребенку, который в данный момент не расположен к общению, не в настроении: «Ты почему такой кислый? Что у тебя опять стряслось?»;

– ни при каких обстоятельствах не употреблять выражения типа: «ты – позор для всей школы», «ты дурак, хлюпик, растяпа, мямля», «колония по тебе плачет», «пока не возьмешься за ум, не видать тебе…», «я знаю, ты всегда начинаешь первым», «лучше помолчи, послушай, что я тебе скажу» и т.п.;

– насильственно лезть в душу ребенка. Право на заветное есть у каждого. Это нормальное состояние;

– нервничать и паниковать, если желательные изменения наступают медленно. Не будет оставлять попытки достичь положительных сдвигов, отчаиваться, впадать в панику и тем самым показывать ребенку, что он безнадежен. Просто он не такой как все, у него свои темпы и особенности развития;

– делать широкие обобщения о чести, совести, обязанностях ребенка на основе отдельных проступков: опоздал на урок, неопрятно оделся и т.п.: «Где твоя совесть?» Ребенок в этом случае чувствует несправедливость, знает, что это случайность. Ответной реакцией, скорее всего, будет строптивость, непослушание.

Воспитателем-гуманистом становятся не сразу. Каждый должен оценить свои возможности, пройти подготовку, ответить на сформулированные американским педагогом-гуманистом К. Роджерсом вопросы. Попробуем?

Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться  во внутренний мир растущей и развивающейся  личности? Сможешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить  тот мир?

Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экспрессивных, взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть собой в интенсивных групповых отношениях с молодежью?

Сможешь ли открыть заинтересованность каждой личности и позволишь ли ей развивать ее независимо от того, чем это закончится?

Сможешь ли помочь молодым людям  сберечь одну из наиболее ценных особенностей – заинтересованность собой и  окружающим миром?

Сможешь ли проявлять творчество в  создании для молодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих их интерес?

Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обучение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?

Сможешь ли помочь воспитанникам стать  интегрированной целостностью с  чувствами, проникающими в идеи, и  идеями, проникающими в чувства, экспрессией, захватывающей личность?

«Если кто-то каким-то чудом ответит  „да“ на большинство этих вопросов, – заключил К. Роджерс, – он сможет облегчить жизнь своим школьникам, поможет развитию широких возможностей молодых людей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Уровень духовно-нравственного развития — важный показатель проявления субъективности индивида, его индивидуальности. Чем он выше, тем менее эффективны социально-педагогические методы внешнего воздействия на него. Социальный педагог в данном случае может лишь корректировать, направлять индивидуальную активность.

Цели, задачи, функции и принципы социального педагога и его деятельности не являются раз и навсегда определенными и однозначными, одинаковыми в различных ситуациях и сферах. Они изменяются в зависимости от профиля, специализации социально-педагогической работы и могут быть даже контрастными в различных социально-педагогических службах.

Итак, личностно-ориентированное  воспитание может осуществлять только специально подготовленный, высоких  душевных качеств воспитатель. Ему  надлежит выработать твердые принципы, хорошо усвоить, что можно, чего нельзя.

Необходимо четко отделять личностно-ориентированное воспитание от индивидуального подхода, который  требует, чтобы в воспитании учитывались  индивидуальные особенности школьника  – его мышление, память, характер и т.д. Личностно-ориентированное воспитание основано на потребностях школьника и идет за ними. Цель – принести максимальную пользу, удовлетворить запросы ученика.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Азаров Ю.Л. Радость учить и  учиться. М., 1989.

Ажонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

Информация о работе Педагогическая деятельность — деятельность милосердия и гуманизма