Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 11:38, реферат
Целью данной работы является освещение педагогической игры как средства обучения.
Задачами работы являются:
Изложение сущности игровых технологий, их концептуальных основ.
Рассмотрения разновидности игр, применяемых в педагогике.
Освещение деловой игры как активной формы обучения.
Разработка сценария деловой игры по дисциплине «Бухгалтерский учет».
Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах ДИ.
Следует особо отметить социализующую функцию ДИ. Это школа коллективных отношений. Активность участников имеет социальную значимость, от нее зависит успех общего дела. Участники игры становятся конкретным социальным механизмом, носителем производственных отношений, складывающихся в коллективе.
У деловых игр есть свои достоинства и недостатки и определенные области применения. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
• формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
• приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;
• развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
• формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. (Вспомним любимое выражение производственников, обращенное к молодым специалистам: "Забудьте все то, чему вас учили в институте!") Сам предмет игры, подобно мячу или шайбе, должен играть с "играющими".
ДИ можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности.
Творческая активность личности в ДИ стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего "я". Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыта. ДИ насыщает межролевое общение нравственно-психологическим содержанием и самоорганизует деловое сотрудничество. Развитие личности специалиста в процессе ДИ обусловлено рядом совокупных факторов, главные из которых:
• система специальной и личностной мотивации;
• возможность через коллективную деятельность поставить и решить задачу;
• возможность воссоздать целостную динамическую производственную ситуацию и действовать в ней.
В силу отсутствия единой концепции деловой игры разработчики исходят из собственного эмпирического опыта, соображений здравого смысла или заимствуют отдельные структурные элементы ДИ у других авторов. Мы приводим ниже структурную схему деловой игры, заимствованную у
А.А. Вербицкого, поскольку он является одним из самых авторитетных специалистов в этой области (схема 1).
Постараемся, насколько возможно, прокомментировать данную схему.
Имитационная модель - прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.
Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.
Разработанная с помощью известных принципов и средств моделирования имитационная модель воплощается в таких структурных компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель состоит из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры.
Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей - обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий.
Структурная схема деловой игры
Имитационная модель
Модель профессиональной
деятельности
Цель игры
Сценарий игры
Комплекс ролей и действий
функций игроков 2 тип - Ситуация свободы выбора и
Правила игры
Методическое
обеспечение игры
Схема 1. Структура деловой игры
Сценарий. Под сценарием ДИ понимается вербальная или графическая форма предметного содержания, отражающая последовательность и характер действия игроков и ведущих. Этапы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы. Элементом сценария является также описание конфликта или противоречия, заложенного в игру. Следует отличать реальное противоречие, заложенное в описание имитационной модели, и игровой конфликт, заложенный во все элементы игровой модели и способствующий процессу протекания игры.
Важный элемент сценария - способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.
Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.
Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры - правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:
• правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;
• правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
• характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;
• правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.
В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.
Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Она должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем - оценки преподавателя-ведущего.
Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры - это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.
Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.
Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани, речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.
Одной из деловых игр, проведенных мною на занятиях по дисциплине «Бухгалтерский учет» была игра «Учебная бухгалтерия». Она проводилась на итоговом обобщающем занятии по бухгалтерскому учету с учащимися 3-го курса специальности «Бухгалтерский, учет, анализ и контроль» ССУЗа. Вид урока: практическое занятие.
Объект имитации - бухгалтерия ООО «Инициатива».
Предмет игры – заполнение и обработка бухгалтерских документов за отчетный период (ноябрь 2010 г.).
Методическое обеспечение игры - ПЭВМ, программа «1С:Предприятие 7.7», задания для выполнения практического задания.
Цели игры:
учебная: освоить приемы работы со справочниками, ввод операций и бухгалтерских проводок при помощи первичных документов, работу с журналом операций, изучить порядок ведения учета, поступления и расходования денежных средств, материалов, основных средств, отражение хозяйственных операций по перемещению и отгрузке материалов на склад и на сторону, отпуск в производство, формировать бухгалтерскую отчетность, проводить оперативный анализ на основе приведенных данных, поиск резервов и разработку мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия на конкретный момент времени.
воспитательная: привитие уважения к изучаемому
предмету и будущей профессии, развитие
самостоятельности суждений, творческого
мышления.
Комплект ролей - кассир,
бухгалтер материального отдела, бухгалтер
отдела учета готовой продукции, бухгалтер
отдела учета основных средств, бухгалтер
аналитического отдела, главный бухгалтер).
Функции игроков:
для блока «Касса и банк»:
1. отражение хозяйственных операций по счету 50. Сформировать первичные кассовые документы: ПКО, РКО, Авансовый отчет, проанализировать оборотно-сальдовую ведомость организации по итогам ввода всех операций. Сформировать карточки счетов 50, 71. Сформировать отчет кассира за 30. 11. 2010 г. (кассовую книгу)
2. отражение хозяйственных операций
по счету 51. Сформировать первичные банковские
документы: Платежное поручение (входящие
и исходящие), Выписка банка, проанализировать
оборотно-сальдовую ведомость организации
по итогам ввода всех операций. Сформировать
карточку счета 51.
для блока
«Материальный отдел»:
1. отражение хозяйственных операций по счету 10. Сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счету 10 по субсчетам за ноябрь 2010 г. Сформировать первичные документы учета материалов: Приходная накладная на поступление материалов, Счет-фактура полученная, Запись в книгу покупок, Требование-накладная для отпуска материала в производство, Счет-фактура выданная, Запись в книгу продаж, проанализируйте оборотно-сальдовую ведомость организации по итогам ввода всех операций. Сформировать карточки счетов 10, 71, 60, 62. Сформировать книгу покупок, книгу продаж.
Информация о работе Педагогическая игра как средства обучения