Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:28, доклад
1. Цели:
1. Закрепление на практике теоретических знаний по методике преподавания истории.
2. Воспитание устойчивого интереса к профессии учителя.
3. Практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности.
(Вагин А.А. Методика
Организация познавательной деятельности учащихся
при объянительно-иллюстративном и проблемном изложении нового материала
Объяснительно-иллюстративное изложение нового материала |
Проблемное изложение нового материала |
Простое запоминание готовых знаний, осознанного материала |
Самостоятельная работа учащихся, формирование знаний, умений, навыков |
Учитель рассказывает о содержании картины и оценивает ее |
Учитель проводит беседу: “Что изобра-зил художник? С какой целью? На чьей стороне его симпатии? Какими средствами он достиг своей цели?” |
Учитель сам составляет и диктует учащимся план изучения темы |
По заданию педагога и на основе его изложения учащиеся сами составляют план |
Учитель сам собирает краеведческий материал, а затем излагает его на уроке |
Краеведческий материал собирают уча-щиеся под руководством учителя, они выступают с сообщениями на уроках, оформляют альбомы, стенды музея |
Учитель подготовил вопросы разной трудности и сам распределил их среди учащихся для ответа |
Вопросы эти написаны на доске, и учащимся предоставляется право выбрать для ответа любой из них |
Учитель поручил каждому учащемуся прочитать книгу и рассказать о ней на уроке |
Из списка книг, посвященным историческим событиям, каждый учащийся получил право выбрать для прочтения одну |
Учитель сам объясняет на уроке причи- ны, последствия, значение историчес- кого события, дает оценку истори-ческому деятелю, события и т.п. |
Учитель дает задание учащимся: “По ходу моего рассказа определите при-чины данного события. На основе ма-териала учебника, докажите, что ...” |
( Дайри Н.Г. Современные
Самостоятельная работа учащихся по истории
Основные звенья процесса обучения |
Устное изложение, живое слово |
Наглядные методы |
Методы работы с текстом |
Восприятие истори- ческого материала |
Активное слушание (работа мышления, воображения). Составление плана, ведение записи рас- сказа (лекции) учите ля. Выполнение проб- лемно-познаватель- ных заданий в ходе слушания. Овладение умением излагать историчес- кий материал,давать характеристику исто рических явлений. Сообщение нового исторического мате- риала на уроке сами ми учащимися (док- лад, рассказ). |
Овладение умением рассматривать карти ну, иллюстрацию, анализировать кар- ту, диаграмму и изв- лекать из них исто- рические знания. Участие в беседе по картине, карте и пр. Самостоятельное рассмотрение нагля- дных пособий для извлечения новых знаний. Рассказ учащегося по картине на уроке как способ сообще- ния нового материа- ла. Проведение уче- бных экскурсий. |
Работа по тексту учебника, докумен- та под руководст- вом учителя. Овладение умением самостоятельно по- лучать знания из уче бника, документа, га зет, научно-популяр ной литературы и пр. Самостоятельное изучение по учебнику, по до- кументу, художест- венной литературе и пр. Сообщения (докла- ды) учащихся на уроке по материалу документа, художес- твенной литературы и пр. |
Осмысливание ма- териала. |
Активная работа мышления при вос- приятии рассуждаю- щего изложения, анализа и обобще- ния, проводимого учителем. Активное участие в беседе по разбору нового историчес- кого материала. Ов- ладение умением са- мостоятельно разби раться в излагаемом материале. Составле ние плана и ведение записей, как способ осмысливания. Решение вопросов, поставленных учи- телем в ходе проб- лемного изложения. Просмотр и обрабо -тка записей ( план, конспект) по расска -зу(лекции) учителя. Восстановление в памяти материала, изложенного учите- лем. Воспроизведение рассказа |
Участие в анализе картины, карты и пр. под руководст- вом учителя. Овладение умением анализировать нагля -дный материал. Выполнение проб- лемно-познаватель- ных заданий на наг- лядном материале. Самостоятельный анализ наглядного материала в классе и дома. Самостоятельное повторение и закре- пление по картине, карте, схематическо -му плану и другому наглядному матери- алу. Рассказ ученика по диапозитивам, кар- тине, карте, схеме с целью повторения ( в конце урока, на повторительном уро -ке). |
Участие в разборе текста учебника, до- кумента и пр. под ру ководством учите- ля. Выполнение со- ответствующих зада ний в классе и дома. Овладение умением работать с учебни- ком, документом и пр. Самостоятельное повторение по учеб- нику, документу, по хронологической таблице. |
Применение знаний, умений и навыков. |
Применение имею- щихся знаний, уме- ний, навыков при ус -воении излагаемо- го материала и его разборе под руково- дством учителя. Выполнение зада- ний на применение ранее полученных знаний к новому ма- териалу. Применение истори -ческих знаний ( и умений) на практи- ке (работа с младши -ми школьниками). |
Применение знаний и умений в работе с наглядным материа- лом под руководст- вом учителя. Применение знаний и умений в самосто- ятельной работе по карте, картине, схе- матическому плану в классе и дома. Выполнение зада- ний по наглядному материалу: решение задач по карте. Творческие сочине- ния или рассказ по карте. Творческие работы по созданию нагля- дных пособий, тре- бующие примене- ния знаний. |
Применение знаний и умений в работе с учебником, докумен томи и пр. под руко водством учителя. Применение знаний и умений в самосто- ятельной работе по учебнику, докумен- ту, научно-популяр- ной и художествен- ной литературе. Применение получе нных знаний и уме- ний при подготовке доклада, реферата, сообщения на мате- риале книги, брошю ры, газеты. |
Проверка и самопроверка. |
Устный рассказ (от-вет) при опросе и проверочной беседе Выполнение пись- менных провероч- ных работ по логи- ческому заданию на материале текущего или предыдущего уроков. Выполнение конт- рольной письмен- ной работы. Само- проверка. Контрольные воп- росы товарищам (по хронологии, карте, по фактическому ма -териалу, на объясне -ние фактов). |
Ответ по карте, картине и другому наглядному материа -лу. Анализ наглядного материала при отве- те. |
Анализ историчес- кого документа, те- кста. |
Структурные компоненты урока
(звенья процесса обучения)
1. Организационный момент:
- внешняя и внутрення
- подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих.
2. Подведение учащихся к
- актуализация ранее полученных
знаний и умений, связь новой
темы с предшествующими
- определение места урока в теме и курсе, его связи с предшевстующими уроками;
сообщение учащимся целей и задач урока.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное повторение и
дения:
- восстановление в памяти
- отработка новых
- фронтальная беседа по
5.Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познава- тельных заданий на преобразующем и творческом уровнях:
- решение познавательных, проблемных и творчески-образных задач;
- применение новых знаний и
умений в иной учебной ситуации
6. Организация домашнего задания:
- подробная инструкция о видах
и способах выполнения
- определение целей домашнего задания;
- рекомендация источников и объяснение приемов работы с ними;
- определение условий и форм проверки домашнего задания.
7. Проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии.
Типы уроков по истории
(классификация по соотношению звеньев процесса обучения)
Урок изучения нового материала:
1. Организационный момент.
2. Подведение учащихся к
3. Изучение нового материала.
4. Первичное повторение и
5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.
Комбинированный урок:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний и умений по данной теме.
3. Подведение учащихся к
4. Изучение нового материала.
5.Первичное повторение и
6. Систематизация и обобщение
новых знаний и умений на
преобразующем и творческом
7. Организация домашнего задания.
Контрольный урок:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний и умений по данной теме.
3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.
4. Организация домашнего задания.
Повторительно-обобщающий урок:
1. Организационный момент.
2. Первичное повторение и
3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.
4. Организация домашнего задания.
Типология уроков для средних и старших классов (по А.А. Вагину)
V - V I классы:
1) урок, содержащий все звенья процесса обучения
2) урок изложения в форме
3) урок повторения
VI - VII классы:
1) урок, содержащий все звенья процесса обучения
2) урок сообщения нового материала ( рассказ, кино, экскурсия)
3) вводный урок к новой теме
4) заключительный урок
5) урок разбора исторического документа
6) урок выработки умений и навыков
7) повторительно-обобщающий урок
IX - XI классы:
1) урок, вводный к теме
2) урок сообщения нового
3) урок разбора исторического документа
4) урок, заключительный по теме
5) урок повторительный
6) урок обобщающий
7) урок опроса
8) урок выработки умений и навыков
9) урок применения знаний
10) урок, содержащий все звенья процесса обучения
Типы уроков истории (по А.А. Вагину)
Преобладающее звено процесса усвоения |
Тип урока истории |
Преобладающий метод его проведения |
Наличие всех моментов, обеспечивающих усвое- ние в ходе урока |
1. Урок, содержащий все основные звенья процес- са усвоения |
Характеризуется много- образием методови форм работы, сменой их в течение урока |
Подготовка к восприя- тию новой темы |
II. Вводный урок (к теме, разделу, курсу) |
1. Вводная беседа 2. Сочетание изложения с беседой 3. Вводная школьная лекция 4. Вводная экскурсия |
Восприятие нового материала |
III. Урок сообщения но- вого исторического материала |
1. Урок изложения мате-риала учителем с приме- нением различных мето-дов (приемов устного изложения: рассказа, опи-сания, объяснения и т.д.) 2.Школьная лекция 3. Урок-экскурсия как метод материала 4.Урок по диапозитивам или кино-, теле -, видео- урок 5.Урок с проблемным из- проблемно-познаватель-ного задания 6.Урок с постановкой докладов учащихся |
Осмысливание материала |
IV. Итоговый, или заключительный, урок (по теме, разделу) |
1.Сочетание изложения материала учителем с аналитико-обобщающей беседой и развернутым выводом учителя 2. Сочетание школьной лекции с беседой и с ито- говым выводом по теме 3. Урок - семинарское занятие по теме |
Осмысливание материала |
V. Урок разбора и обобщение |
1. Разбор и обобщение, учителем 2. Развернутая беседа аналитико- характера 3. Школьная лекция с элементами рассуждаю-щего и проблемного изложения 4. Фронтальная работа по разбору документа 5. Разбор и система-тизация 6. Разбор и обобщение на основе
наглядного материала (картины, диаграммы) 7. Урок - семинарское занятие 8. Урок с постановкой и решением проблемно- познавательных задач |
Закрепление |
VI. Повторительно-обобщающий урок |
1. Развернутая обобщаю-щая беседа 2. Повторительно-обоб-щающая картам 3. Обобщающая работа по хронологическим таблицам 4.Обобщающая работа на основе документов 5. Урок - семинарское занятие |
Закрепление |
VII. Урок повторения |
1. Развернутая повтори- тельная беседа в сочета-нии с индивидуальным опросом 2. Повторитеьная работа по картам 3. Повторительная работа по вам, кино-, теле-, видео- урок 4. Повторительная экскурсия 5. Повторительныйурок с ученическ и сообщениями 6. Обзорная повторитель- ная школьная лекция 7. Составление повтори-тельных таблиц |
Овладение умениями и навыками |
VIII. Урок выработки умений и навыков работы с историческим материа- лом |
1. Упражнения в состав- лении развернутого плана рассказа или лекции 2. Упражнения в работе с текстом
учебника или хрестоматии, кратких и развернутых планов, цитирование, конспектирование 3. Обучение приемам работы с историческими документами 4. Упражнения в хронологии ( в счете лет до новой эры) 5.Обучение анализу кар-ты, иллюстрации
и друго-го наглядного и го материала 6. Упражнения по карте, |
Применение знаний, умений и навыков |
IX. Урок применения знаний при изучении нового или обобщения ранее пройденного материала |
1. Урок с применением ранее
усвоенных знаний при нового материала 2. Урок с проблемно-по- знавательными задания-ми на применение ранее усвоенных знаний 3. Фронтальная работа под цифрового, документаль-ного, наглядного и дру- гого материала, требую-щая применения знаний и умений 4. Самостоятельная рабо-та применения знаний и умений 5.Работа над газетным или другим современным материалом, требующая применения знаний и умений по истории |
Проверка знаний, умений, навыков |
X. Контрольный урок по теме |
1. Устный опрос с при-влечением
класса для по-правок и анализа и рецензирова-ния ответа товарища 2. Развернутая контроль-ная беседа 3.Устный опрос с исполь- териала, с составлением записей на классной доске 4.Урок устного опроса по узловым вопросам темы с предварительным состав- лением учащимися плана своего ответа 5. Фронтальная проверка и 6.Самостоятельная про- |
Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным
материалом учебника
1. Объяснительное и
2. Пересказ содержания параграфа,
3. Беседа по тексту учебника (6-8 классы)
4. Подтверждение выводов урока словами из текста учебника (5-9 классы)
5. Самостоятельно найти и
6. Составление хронологических и синхронистических таблиц по тексту (5-9 классы)
7. Составить рассказ по
8. Сопоставить иллюстрации
9. Объяснить сюжет иллюстрации (5-9 классы).
10. Подбор доказательств к
11. Сделать рисунок в тетрадях (5-9 классы)
12. Сопоставление двух текстов учебника (8-11 классы)
13. Составление различных видов плана параграфов и темы (6-11 классы)
14. Сопоставление изложения
15. Самостоятельное изучение темы по материалам учебника (10-11 классы)
16. Подготовка рефератов по
17. Работа над формулировками, выводами, терминами, определениями (5-11 классы)
18. Работа со словарем и
( Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999. С.75)
Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории
Функции проверки знаний учащихся
1. Контрольно-учетная.
2. Оценочная.
3. Обучающая.
4. Развивающая.
5. Воспитывающая.
Требования к проверке знаний
1. Мотивация опроса
2. Включение всех учащихся в работу
3. Учет особенностей учеников
4.Дифференциация проверки
5. Связь содержания проверки с новой темой
6. Определение места проверки на уроке
7. Мотивация оценки знаний
8. Объективность.