Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:32, реферат
Объект историко-педагогической науки многослоен и обширен. Он включает несколько переплетающихся сфер. Во-первых, всеобщая история человечества. Во-вторых, воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. В-третьих, историческая динамика социальных институтов, в ряду которых находятся образовательные и воспитательные структуры. В-четвертых, генезис материальной и духовной культуры. И, наконец, в-пятых, - собственно развитие теории и практики воспитания и обучения. В итоге можно утверждать, что история педагогики является одновременно не только педагогической, но и исторической, антропологической, социальной, культурологической наукой. Ядром объекта является взаимосвязь общей педагогики и истории педагогики, порождающая значимость и уникальность предмета историко-педагогической науки. И в этом гносеологическом смысле история педагогики выполняет функцию самосознания педагогики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……3
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКА…...………...……………...4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АМЕРИКАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.....................................................................................8
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН…………………………………………13
ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН……………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….30
- в I классе дети должны изучать грамматику родного языка, обращая особое внимание на правописание, а для чтения использовать не тексты Священного писания, а нравоучительного и занимательного содержания рассказы;
- II класс должен быть посвящен более глубокому изучению грамматики и ознакомлению с лучшими произведениями мировой литературы, с тем чтобы дети смогли излагать прочитанное с пониманием его смысла;
- в III классе уже возможно изучение риторики, древней истории, естествознания;
- в IV классе ученики должны приобрести познания из довольно широкого круга различных наук;
- V класс отводился на прохождение курсов логики, философии и натурфилософии;
- в VI классе, наконец, все время обучения должно быть посвящено толкованию произведений выдающихся классиков литературы античного периода.
Видным деятелем американского Просвещения был третий по счету президент Америки, автор проекта Декларации независимости Томас Джефферсон (1743 - 1826). Он утверждал, что если неграмотная нация мечтает быть свободной, то она мечтает о том, чего никогда не было и никогда не будет.
T. Джефферсон выдвинул идею
- первая ступень представляла собой начальную трехлетнюю школу, имевшую своей задачей научить детей чтению, письму и арифметике, а также познакомить с ремеслами, необходимыми им в обиходе;
- на второй ступени обучения школьники должны были получать знания, нужные для развивавшихся сельского хозяйства и промышленности;
- третья ступень являлась школой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному в школе второй ступени направлению.
Эта модель была первой попыткой освободиться от укоренившейся к тому времени в американских штатах европейской системы образования.
4. Бенджамин Франклин
Бенджамин Франклин (17 января 1705, Бостон - 17 апреля 1790, Филадельфия) американский государственный деятель, один из «отцов-основателей» США, учёный и писатель.
Становление личности. Его отец, Джозайа Франклин, содержал многочисленную семью, занимаясь не очень приятным, но достаточно прибыльным в то время ремеслом. Его небольшая мыловаренная мастерская поставляла на бостонский рынок мыло и сальные свечи. Мать Бенджамина Франклина, Абиа Фолгер, была второй женой Джозайи Франклина. Даже по тем временам семья Франклина была многочисленной: от первого брака Джозайа имел семь, от второго брака - десять детей. Бенджамин, названный так в честь одного из братьев отца, был пятнадцатым ребенком в семье. Подрастая, дети обучались какому-либо ремеслу, обзаводились собственными семьями. Бенджамин Франклин писал, что из семнадцати братьев и сестер ему запомнились тринадцать, постоянно собиравшихся за обеденным столом. Быт семьи был прост и примитивен, как и сам город Бостон. В 1683, когда отец Франклина, эмигрировавший из Англии, высадился в Бостоне, в городе насчитывалось всего пять тысяч жителей. В то время трудно было предположить, что вскоре это будет один из крупнейших городов Америки.
Дети Франклинов в полном смысле слова росли на лоне природы, предоставленные самим себе. Отец был постоянно занят в мастерской, находившейся здесь же во дворе дома. Мать, обремененная огромной семьей и многочисленными хозяйственными заботами, была не в состоянии нянчиться с детьми.
С семи-восьми лет девочки становились помощницами матери. Они присматривали за малышами, оказывали посильную помощь в домашних делах. Мальчики, освоив азы грамоты, шли в ученики к какому-нибудь ремесленнику, приобретая специальность и облегчая бремя содержания большой семьи.
Все в доме - мать, отец, дети - носили самую простую, грубую одежду, были с ранних лет приучетл к умеренности в еде, к бережливости во всем.
В огромном эпистолярном наследстве Бенджамина Франклина сохранились его письма к отцу, матери, братьям, сестрам, детям, внукам, племянникам и прочей многочисленной родне. Став человеком широко известным в Америке и за границей, обремененный массой забот, никогда не располагая большим досугом, Франклин все же всегда находил время для встреч и переписки с родными и близкими. Он оказывал всемерную и зачастую очень значительную помощь тем своим родственникам, которые в ней нуждались. А было таких немало.
Предки учёного триста лет жили в деревне Эктон в Нортгемптоншире, владея небольшим земельным наделом в тридцать акров.
Интересно, что эта местность находилась всего в двенадцати милях от имения Салгрейв, где находился наследственный дом Джорджа Вашингтона.
Бенджамин Франклин многое унаследовал от своего дяди Томаса. Обращаясь к своему сыну, Бенджамин Франклин писал, что Томас "скончался в 1702 году, 6 января, ровно за четыре года до моего рождения. Мне вспоминается, что, когда несколько стариков, которые его хорошо знали, описывали его характер, то тебя очень поразил их рассказ, так как тебе многое напомнило меня. "Умри он, - сказал ты, - четырьмя годами позже в тот же день, то можно было бы предположить переселение душ".
Мать Бенджамина Франклина принадлежала к отнюдь незаурядной семье. Ее отец, Пит Фолгер, давно переселился в Америку и оставил определенный след в политической и общественной жизни северо-американских колоний Англии раннего периода. Дед Франклина по материнской линии был не только хорошим оратором, но и неплохим мастером художественного слова. Он написал несколько стихотворений на злободневные общественные темы. Типографий в то время в колониях еще не было, и поэтому его стихотворения распространялись среди колонистов переписанными от руки. Только одно из них было напечатано. Это стихотворение было посвящено актуальнейшей в то время проблеме - свободе совести. Автор ратовал за веротерпимость, выступал против догматов англиканской церкви.
Единственной причиной, заставившей его продать дом, землю, доходную мастерскую и с тремя малолетними детьми переехать в Америку, было стремление укрыться за океаном от религиозных гонений. Бенджамин Франклин писал, что его семейство рано примкнуло к Реформации. Франклины были протестантами во время правления королевы Марии и подвергались опасности за выступления против папистов.
Франклин ставил значительно выше религиозных догматов чистосердечные, искренние отношения между людьми, стремление построить жизнь так, чтобы дела личности служили интересам общества.
Такой взгляд на жизнь Бенджамин постигал с самых ранних детских лет. Семья, в которой он рос, во многих отношениях могла быть примером правильного воспитания детей в моральном, духовном и физическом отношении.
Несмотря на то, что достаток был довольно редким гостем в семье Франклинов, между отцом и матерью некогда не возникало ссор по материальным вопросам. Ровное, спокойное отношение друг к другу и к детям было постоянной нормой взаимоотношений в этой семье. Требуя или запрещая что-либо детям, родители всегда объясняли им, почему они так поступают. И, очевидно, это было одной из причин того, что воля родителей была законом для детей и беспрекословно выполнялась ими.
Дети росли физически крепкими, жизнерадостными.
Бенджамин еще в детстве прекрасно научился
плавать, был хорошим гребцом. Одно время
он, исходя из коммерческих соображений,
даже подумывал о том, чтобы открыть нечто
вроде профессиональной школы обучения
плаванию. Пешеходные прогулки, плавание,
гребля, путешествия, специально подобранные
физические упражнения, любовь к физическому
труду - все это являлось неотъемлемой
частью жизни Бенджамина Франклина до
глубокой старости.
Атмосфера семьи, в которой рос и воспитывался
Бенджамин Франклин, благоприятствовала
развитию тех выдающихся талантов, которыми
так щедро наградила его природа.
Однако на жизненном пути Франклина было и серьезнейшее препятствие - бедность семьи, не позволившая ему получить даже начального систематического образования.
В трудовой семье Франклинов каждый имел многочисленные обязанности и некому было отвечать на многочисленные вопросы Бена, который с самого раннего детства отличался поразительной любознательностью. Не получая у старших ответа на многие свои вопросы, он должен был сам удовлетворять свою любознательность. Бен внимательно присматривался ко всему, что его окружало, пытаясь уяснить суть непонятных явлений. Читать и писать Бенджамин научился самостоятельно в возрасте около пяти лет, наблюдая, как старшие братья и сестры готовят уроки.
Франклин писал в своей автобиографии: "Я не помню времени, когда бы я не умел читать". На всю жизнь любовь к чтению осталась самой сильной страстью Франклина и самым главным источником изучения мира, расширения знаний. Большие познания в самых различных отраслях науки, приобретенные Франклином, были результатом самообразования и в первую очередь чтения. Франклин был гениальным самоучкой. Все, что он знал, было результатом самообразования, и учился он всю жизнь.
С восьмилетнего возраста Бен вел переписку со своим дядей Бенджамином, жившим в Англии. Письма племянника, глубокие по содержанию и яркие по форме, поразили Бенджамина-старшего. Трудно было поверить, что их автору всего восемь лет. Бенджамин писал своему брату, что мальчика надо обязательно отдать в грамматическую школу, чтобы тот прошел подготовительный курс для поступления в университет.
"Однако, - вспоминает Франклин,
- мне довелось посещать
Поразительно похожи в этом отношении
судьбы двух великих американцев - Бенджамина
Франклина и Авраама Линкольна, который
тоже проучился в школе менее года.
В конце концов, отец Франклина пришел к выводу, что не сможет из-за скудости средств дать сыну образование, и забрал его из грамматической школы. Бенджамина определили в школу, где обучали письму и арифметике. Это было нечто более практическое, что могло пригодиться в будущей профессии ремесленника.
С детских лет Бенджамина тянуло к морю.
Определенную роль в этом увлечении сыграл
старший брат Иосиф, который прельстился
романтикой морских путешествий и, убежав
из дому, нанялся матросом на торговое
судно. Родители серьезно опасались, что
Бенджамин пойдет по стопам старшего брата,
и делали все возможное, чтобы помешать
этому.
Но забыть о море было невозможно хотя
бы потому, что оно напоминало о себе приходом
в Массачусетскую бухту кораблей из какого-то
другого, интересного и неведомого мира.
Любознательному мальчишке грезились
далекие и столь заманчивые страны, путешествия,
полные опасности, бескрайние просторы
морей и океанов.
Как и все мальчишки прибрежных городов, Бенджамин большую часть свободного времени проводил на море и у моря. Он рано научился плавать, и никто из ребят не мог равняться с ним в этом искусстве. Бенджамин прекрасно владел веслами, парусами. На всю жизнь он сохранил любовь к морю.
Любознательность, стремление познать окружающий мир, не по-детски серьезное восприятие действительности дополнялись у Франклина подлинной страстью к чтению, которая с годами все более укреплялась.
Библиотек в колониях не было, и книги, стоившие очень дорого, Франклину приходилось покупать. Он тратил на них все те небольшие деньги, которые у него появлялись. Вначале Франклин зачитывался книгами о путешествиях. Первыми книгами, купленными Франклином, были разрозненные тома сочинений Бениана. Денег на покупку новых книг не было, и тома Бениана, после того как они были прочитаны, пришлось продать. На вырученные деньги было куплено собрание исторических произведений Р. Бертона. О каком-либо направленном чтении не могло быть и речи. Франклин читал то, что мог достать. Небольшая библиотека его отца состояла из религиозно-полемических сочинений. Это было не самое интересное чтиво для любознательного мальчишки, но за неимением другого Бенджамин добросовестно штудировал все имевшиеся тома.
С детских лет для Франклина было характерно стремление все познать собственным умом, а не воспринимать на веру, сколь бы ни было авторитетно то или иное суждение. Несравненно большее значение Франклин придавал другим книгам. Он писал, что уже в детстве зачитывался "Жизнеописаниями" Плутарха, в которых повествовалось о жизни и деятельности пятидесяти выдающихся греческих и римских государственных деятелей и полководцев. В своей автобиографии Франклин писал: "И сейчас еще я считаю, что это очень пошло мне на пользу".
С огромным интересом прочитал Франклин книгу "Опыт о проектах", написанную Дефо, автором "Робинзона Крузо", и сочинение доктора Мезера "Опыты о том, как делать добро". Страсть к чтению и определила жизненный путь младшего сына Джозайа Франклина. Отец пришел, в конце концов, к выводу, что есть единственная профессия, которая придется по душе сыну-книголюбу, - это печатание книг. Джозайа принял это решение, несмотря на то, что один из его сыновей уже избрал эту специальность, а обычно в семье редко два брата обучались одинаковому ремеслу.
Франклину все это было хорошо известно, и он серьёзно колебался, прежде чем подписать контракт. "Некоторое время я сопротивлялся, - вспоминал Франклин, - но, наконец, не выдержал и подписал контракт о вступлении в ученичество, хотя мне и было тогда всего двенадцать лет". Как показали последующие события, колебания Франклина не были напрасными.
По подписанному им контракту Бенджамин на девять лет поступал в ученичество к своему брату. На протяжении этого времени он обязывался, как было сказано в тексте договора, "верно, служить своему мастеру, хранить его тайны, добросовестно исполнять его приказания. Не портить и не расхищать вещей, принадлежащих ему, не покупать и не продавать ничего без его разрешения, не причинять ему никакого ущерба и неприятностей. Не ходить по трактирам, кабакам и пивным, не играть в карты, кости и в другие запрещенные игры Не вступать в брак. Не отлучаться без позволения мастера".
Информация о работе Педагогические идеи американского просвещения