Педагогические ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 16:14, доклад

Краткое описание

В работе представлен доклад о проведении урока в школе

Вложенные файлы: 1 файл

Pedagogicheskie_situatsii.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

Педагогические ситуации

«Разве ты выбирать ко мне пришел?

Твой выбор уже сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал - слова Пифии из фильма Матрица: Революция».

Не зря в начале своего рассказа я упомянул фразу из фильма Матрица. Выбор этот сделал исходя из одного – мне хотелось заниматься географией, но вузы, в которых она преподается, было мало. Между мной встал выбор, идти в государственный или педагогический университет? Я поступил в педагогический университет, забыв о том, что этот вуз не просто дается знания по географии, но и преподнести эти знания детям. Вот уже на протяжении четырех лет я пытаюсь понять: «А действительно ли поступил в тот вуз? Стоит этим заниматься или нет?»

На четвертом курсе пришло время понять существование своего выбора. Наступило время, когда необходимо пройти практику в школе и нужно отвести шесть уроков по биологии и географии. Поэтому на практике мне хочется найти ответы на свои вопросы.

Моя первая учебно-воспитательная практика состоится в МОУ СОШ №34, которая расположена в Краснооктябрьском районе. Первая встреча с руководителями практики состоялась 10 февраля 2014 года. Признаться честно, я очень волновался. На каникулах готовил себя к тому, что у меня много знаний, много интересного материала, но после первой встречи во как будто что-то щелкнуло и весь энтузиазм исчез. После того, как прошла встреча с руководителями практики, мы направились в школу для знакомства с учителями, которые будут курировать нашу деятельность в школе.

Перед тем, как войти в школу, я испытывал чувство волнения, потому что не знал, какой класс мне достанется. Познакомившись с учителями, мы разобрали класс, и мне достался 7 класс. Учитель заранее предупредил, что класс очень сложный. Сложность эта заключалась в том, что почти половина его это азербайджанцы-мигранты. Эти практически редко ходят на уроки, в чем убедился, когда ходил к ним на уроки – из 19 человек присутствует от 8 до 12. Проблема еще и заключалась в их неготовности к каждому уроку: не выполнение домашнего задания, пассивное поведение на уроках, постоянно отвлекают остальных детей, неуважение к учителям.

Узнав небольшую информацию о классе, я решил узнать о них больше и поставил себе задачи – в течение недели собрать информацию о классе, пообщаться с классным руководителем, установить контакт с детьми.

11 февраля (вторник) – в  этот день состоялась первая  встреча с классом, однако, пока не рассказывал «кто я и зачем пришел к ним на урок». Перед тем, как идти к ним на уроки и вести их самому, поставил перед собой цель: определить какие виды влияния и стили общения используют учителя для достижения оптимального результата деятельности и поведения учеников.

Первым уроком оказалась алгебра. Первым, что заметил, так это неуважительное отношение к учителю. Опоздали на урок, вошли в класс и хоть бы кто-нибудь извинился за опоздание. В классе есть главный нарушитель дисциплины – Вова А. Он первым вошел в класс. Перед тем как опоздавшие сели, зашел, по всей видимости, завуч, которому пришлось применить деструктивный вид влияния. Это заключалось в повышение голоса, угрозой в написании докладной (после урока учитель ее написал) – использована тактика нападения, причем нападение целенаправленное.

Дети сели где кто хочет и урок начался…начался для трех человек - Захра, Коля и Миша. Все остальные шестеро занимались посторонними делами: Вова и Кирилл играли в телефон, Анар и Атабек ничего не делали, просто сидел. Учитель применял спорное влияние и либеральный стиль общения, используя технику игнорирования.

Однако при взаимодействии с тремя остальными ребятами, учитель применял конструктивное влияние и демократический стиль общения. Разберем следующую ситуацию.

-Учитель: Захра иди к  доске и реши уравнение квадрата  суммы.

-Захра идет к доске, стирает лишнее и пишет уравнение

-Учитель: Захра, скажи, пожалуйста, почему у тебя первым знаком  стоит минус? Миша, ты согласен, что первым знаком должен стоять минус?

-Миша: нет. Первым знаком  должен стоять плюс.

-Учитель: верно Миша. Захра  ты поняла, почему мы ставим  первым знаком плюс? Посмотри  на формулу разложения квадрата  суммы и скажи, какой знак стоит  первым?

-Захра: плюс.

-Учитель: следовательно, какой знак мы поставим первым?

-Захра: плюс.

Таким образом, можно определить, что учитель использует конструктивное влияние, технику контраргументация и метод перелицовки аргументов партнера. Сочетание демократического стиля общения и конструктивного влияния дают продуктивный результат. Ученики лучше воспринимают новый материал, создается доброжелательная атмосфера.

На остальных эти методы не действуют. Учитель Вове делает замечание: «Вова, убери сейчас же телефон!». На что Вова отвечает: «Да, да», и тут продолжает играть в телефон.

По отношению к нему, да и не только, учитель применяет либеральный стиль общения и спорное влияние. Либеральный стиль проявляется в безынициативности, склонность пускать дело на самотек, оценка зависела от настроения учителя. Например, Миша, выйдя к доске (его вызвал учитель), не смог полностью написать формулу разложения квадрата суммы. Реакция учителя последовала незамедлительно: «Садись, ставлю тебе кол!».

Помимо этого, деструктивное влияние проявляется в технике запугивания: «Мне что тебе двойку в журнал поставить?!»

Намного сложнее обстоит ситуация с азербайджанцами. Учитель просто игнорирует их поведение. За весь урок они ни разу открыли учебник, ни разу вышли к доске и решили уравнение. На мой взгляд и по отношению к ним применяет либеральный стиль общения, который проявляется в безынициативности.

После того, как закончился урок, я подошел к учителю и поговорил с ним:

-Студент: как вы думаете, в чем причина такого поведения  детей?

-Учитель: Сейчас дети  пошли такие, что им ничего  не нужно. В школу приходят просто для того, чтобы посидеть штаты протирать на стуле и пообщаться одноклассниками. Я больше переживаю за то, что им в девятом класса сдавать экзамены по русскому и математике и с таким вот отношением к учебе они рассчитывают не понятно на что. Мы за голову хватаемся.

-Студент: а поведение  Вовы и Кирилла вы специально  игнорировали?

-Учитель: да, я работала  лишь с теми, кто действительно  хочет чему-то научиться.

-Студент: как вы можете  охарактеризовать детей-азербайджанцев?

-Учитель: гаси свет. С  ними работать невозможно. Ничего  не понимают и не хотят понимать. Вот ты в лепешку расшибись, а результат будет все тот  же.

-Студент: спасибо вам  большое за урок.

По итогам этого урока сделал следующие выводы: учитель применяет чаще деструктивное и спорное влияние. Повышение голоса, целенаправленно нападение, принуждение («Я двойки сейчас начну ставить»). Стиль общения смешанный: по отношения к детям, которые нарушают дисциплину - либеральный; по отношению к тем, кто занимается – демократический.

12 февраля – в этот день я решил посетить свой урок – географию. По-прежнему поставил себе цель – определить, какие виды влияния и стили общения применяют учителя для достижения дружественного взаимопонимания между педагогом и учеником, а также конструктивного сотрудничества.

Как уже заметил, ученикам свойственны систематические опоздания на урок, что уже, предполагаю, ведет к негативному отношению педагога. Но учитель действует грамотно, говоря следующую фразу: «Доедайте в коридоре, а потом зайдете». Спустя 30 секунд, ученики зашли в класс. Тема урока была «Климат Северной Америки». Учитель настраивал класс на рабочий лад, голос по тону нормальный, не предъявляющий каких-либо требований. Что мне понравилось, так это незаметное появление тишины в классе. Хотя учитель еще даже тему не начал рассказывать и опрашивать домашнее задание. Видимо, география вызывала у них некий интерес.

Урок начался с опроса домашнего задания:

-Учитель: «на прошлом  уроке мы разобрали географическое  положение материка Сев. Америка. Давайте с вами попробуем дать описание положение материка. Кто пойдет отвечать?» Используя демократический стиль общения, учитель пытается выстроить образовательный процесс. Это проявляется в вежливости, получение обратной связи от ребят, потому что учитель хочет пообщаться с ними, увидеть уровень освоенных знаний.

На вопрос отреагировал Вова А.. Он пошел к доске, а точнее к карте:

-Учитель: «хорошо, Вова, расскажи  на географическое положение  материка, в каком полушарии находится, какими морями омывается и т.д.»

-Вова: «а что говорить-то  надо?» Вопрос, который вызывает  некое раздражение. И в этой ситуации учитель ведет себя грамотно, говоря критерии, по которым дается характеристика географического положения материка.

-Учитель: «водами каких океанов омывается, в каких полушариях находится».

У Вовы не получается грамотно и логически сформулировать свою мысль, рассказ получается из обрывков и в виде реплик типа: «Атлантическим и Тихим океаном…»

Применяя конструктивное влияние (технику аргументации) и спорное влияние (технику внушения, формирования благосклонности), учитель пытается помочь Вове грамотно сформулировать ответ, привлекая в помощь остальных ребят. В итоге Вове удалось правильно ответить на поставленный вопрос учителя.

После того, как прошла проверка домашнего здания, учитель начал объяснять новую тему. Для этого ребятам понадобятся контурные карты. На протяжении почти 20 минут стояла гробовая тишина. Дети спокойно, помогая друг другу рисовать карту. Если у кого-то что-то не получалось, то учитель специально проходил между рядами и следил за работой, помогая тем, у кого были проблемы и вопросы. У азербайджанцев не было ни карты, ни атласа, поэтому они просто сидели и играли в телефон.

Анализируя этот урок, пришел к выводу: для успешной работы на уроке нужно использовать демократический стиль общения и конструктивное влияние, поскольку класс слабоват по отношению к остальным седьмым классам.

 

Беседа с классным руководителем о 7б классе

 

Перед тем, как познакомиться с ребятами, я решил пообщаться с классным руководителем о 7б классе, что собой представляет, какой нужно найти к ним подход т.д. Классного руководителя зовут Елена Владимировна.

-Практикант: здравствуйте, Елена Владимировна. Я студент-практикант  и буду проходить практику  в вашем классе, преподавать географию и биологию.

-Елена Владимировна: очень  приятно познакомиться.

-Практикант: расскажите, пожалуйста, что собой представляет 7б класс, как вы его можете охарактеризовать.

-Елена Владимировна: класс  непростой и очень сложный, сложный  в том плане, что половина (как  вы, может, из уроков увидели) из  них принадлежат к кавказской национальности – азербайджанцы. Это дети мигрантов, живут в Городище или в частных секторах возле поселка ГЭС.

-Практикант: а в чем  сложность с ними?

-Елена Владимировна: они часто конфликтуют с ребятами русских, на уроках могут ничего не делать, порой приходят даже без учебников и тетрадей просто штаны протирают.

-Практикант: на родительских  собраниях с родителями беседуете  об этом?

-Елена Владимировна: конечно  беседуем. Вся проблема в том, что родители вообще не знают русский язык. Если я звоню им домой, то трубку берет ребенок и мне приходится с ним разговаривать, а он потом своим родителям передает услышанное. Интересно проходят родительские собрания, на ни присутствуют и родители, и дети, причем, дети выступают в роли переводчиков.

-Практикант: расскажите  мне о мальчике по имени  Владимир А.

-Елена Владимировна: Вова  довольно-таки проблематичный мальчик. Он живет с мамой и отчимом. На уроках ведет себя плохо, все время всех отвлекает, его нужно угоманивать. Парень умный, но если хочет учиться, то учит, а, если нет, то хоть ты расшибись в доску, ничего не получится.

-Практикант: как же тогда  с ними работать. Может их нужно  чем-то занимать?

-Елена Владимировна: да, им нравится выполнять разные  поделки, да и просто что-то  делать руками, хотя бы заняты  чем-то.

-Практикант: как же вы  классные часы проводите?

-Елена Владимировна: классный  час проходит с трудом. Вот  просто что-то им рассказывать  ничего не получается, я постоянно  что-то стараюсь придумывать для  того, чтобы занять их чем-то: поделки, стенгазету нарисовать. Хоть как-то помогает. Недавно проводили классный час, посвященный 2 февраля. Нужно было от каждого класса по одной стенгазете сдать…ну получилось неплохо и ребята довольны были. Кстати, забыла сказать, уже начали некоторые родители русских говорить о том, чтобы мы что-то делали детьми мигрантами. Создавайте класс коррекции для них, потому что нашим детям становится проблематично с ними общаться.

-Практикант: то есть их  всегда нужно чем-то занимать, ну что-то делать с ними в любом случае нужно.

-Елена Владимировна: да. Часто вместе ходим в театры, кино, боулинг и им нравится  это.

Информация о работе Педагогические ситуации