Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:41, доклад
В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования-процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.
Для освоения гуманистических ценностей личностно ориентированного образования педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические и медико-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, лежащие в основе теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей.
ВВЕДЕНИЕ
1.Основные идеи гуманно-личностной педагогики
2.Исторические корни гуманной педагогики
3.Ш.А.Амонашвили-продолжатель идей гуманной педагогики
4.О сущности образования в «Школе жизни»
5.Понятия-гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
ПОДТЕМА:
« ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Ш.А.АМОНАШВИЛИ»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»
Подготовила студентка 1Курса Группа Б1Д3 Филиала «Ставропольский государственный педагогический институт» Хвостикова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Основные идеи гуманно-личнос
2.Исторические корни гуманной педагогики
3.Ш.А.Амонашвили-продолжатель
4.О сущности образования в «Школе жизни»
5.Понятия-гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования-процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.
Для освоения гуманистических ценностей личностно ориентированного образования педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические и медико-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, лежащие в основе теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей.
Ознакомление с основными тенденциями развития начального образования, проблемами преемственности дошкольного и начального образования и подготовкой детей к школе, с разработанными учебно-методическими комплектами для начальной школы - одна из важных задач в системе повышения квалификации.
Как утверждает академик РАО Ш.А.Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной
педагогики.
Попытаемся проанализировать и по возможности сформулировать, опираясь на мысли выдающихся учителей-гуманистов современности и сокровищницу классического педагогического наследия, краткое представление о тех
критериях, которые должны быть заложены в «экологически чистую, гуманную» общеобразовательную школу ХХIвека.
1.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1.Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2.Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности.
3.Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства.
4.Гуманно-личносная
5.Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6.Суть гуманно-личностного
полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка.
7.Гуманное педагогическое
8.Гуманно-личностный подход к
воспитанию в современной росси
Овладение основами гуманного педагогического мышления- непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.
2.Исторические корни гуманной педагогики
Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных допущениях составляющих истину для мировых религий и предмет для многих духовно-философских учений. Суть этих допущений в признании реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию.
«Человек был и на протяжении всей истории остается двойственным существом, сопричастным двум мирам - высшему Божественному миру, который он в себе отражает, миру свободному, и миру природно-естественному, в который человек погружен, судьбы которого он разделяет и который многими путями действует на человека. «(Бердяев Н.А.)
Гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы в ребенке. Ребенок живой организм, он природоцелостен. Внутренняя Космическая энергия-Природа-реализуется в ребенке по трем направлениям в трех его устремлениях, страстях.
1.Страсть к развитию в
2.Страсть к взрослению.
3.Страсть к свободе.
Таким образом, страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе это научно-философские, психолого-педагогические основы гуманного мышления.
Из глубокой древности завещана современному учителю трудная работа на этой высшей ступени духовного восхождения человека. Нельзя познать ребенка, не любя его. «Кто желает воспитать
ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта» (Ильин И.А.).
Как помочь учителю наполнить жизнь ученика жизнью? Как повернуть его внимание от отметки, заносимой в дневник ученика, к его личности? Один из сложнейших вопросов, на который стремиться ответить «Гуманная Педагогика». Понять это тем более важно, что именно учитель призван способствовать становлению школы ХХI века: воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Не случайно выдающийся педагог современности утверждает:
«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды страдания разделяют»(Сухомлинский В.А.).
3.Ш.А.Амонашвили –
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале ХХ века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность.
Образ «идеальной школы» нарисован К.Н.Вентцелем в виде «Дома свободного ребенка», В.А.Сухомлинским- в виде «Школы радости», Ш.А.Амонашвили – в виде «Школы жизни».
«Школа жизни» Ш.А.Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и
практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А.Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода – императивный и гуманный.
Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по
принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору.
Что касается педагогических средств, методов и форм организации педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество, как учащихся, так и педагогов.
Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.
4.О сущности образования в «Школе жизни»
Для определения целей образования «Школы жизни» следует пояснить содержание базисных понятий – Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстанавливаются их исторические семантические значения, которые более полно отражают теоретические аспекты гуманно-
личностной педагогики, нежели ныне бытующие их смысловые содержания. Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть, «воспитание» синкретизирует в себе целостную идею о питании
оси. О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики – Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питание души.
Таким образом, в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниями, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качеств сердца и духовности человека.
Что же такое понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а духовные ферменты. Такими могут стать:
-образцы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности и т.д.;
-знания, озаренные сердцем и духом;
-стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях;
-знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии;
-высшие творения разных
-образы человеческих общений;
-образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия;
-образы словесности и речи;
-образы расширенного сознания,
образы целенаправленной
-образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания;
-образы материального и
«Школа жизни» есть пространство, насыщенное процессом образования. Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или меньшей степени автономно друг от друга, тем не менее, все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление.
5.Понятия – гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации
школ
Гуманность учителя – позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в
умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение детей, ребенка, коллег, родителей, а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.
Гуманность ученика – внутренняя установка на доброе начало, преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка сначала в умении жалеть, сопереживать, помогать, у подростков – в пестрой смеси порой противоречивых, как и сами ребята, ценностей в желании общаться со старшими, в оформлении личных интересов и занятий, у старших – в уважении к суждениям и образу жизни сверстников, в порядочности, уважении душевного мира – своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении.
Идея гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения, которые можно оценивать как тенденции, способные придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к ребенку и его собственному «Я», признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.
Гуманистический климат школы – важный и самый трудный для реализации. Он требует от других педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии.