Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования – изучение условий формирования толерантности у младших школьников
Объект исследования: воспитание толерантности у младших школьников.
Предмет исследования: толерантность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения
2. Рассмотреть подходы к понятию толерантность в научной литературе.
3. Определить понятие толерантности, механизмы ее формирования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников………………………………………………………………………..5
1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе 5
1.2 Значение формирования толерантности у младших школьников 6
2. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников………………………………………………………………….. 9
2.1 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на 9
формирование толерантности 9
2.2 Педагогические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников 10
2.3 Значение формирования толерантности у младших школьников 15
Заключение 17
Список литературы 19
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические
основы воспитания толерантности у младших
школьников……………………………………………………
1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе 5
1.2
Значение формирования
2. Педагогические
условия формирования
2.1 Возрастные особенности
формирование толерантности 9
2.2 Педагогические
рекомендации по воспитанию
2.3 Значение формирования толерантности у младших школьников 15
Заключение 17
Список литературы 19
Актуальность исследования
заключается в том, что проблема
толерантности в настоящее
Этот документ был переведен на многие языки и ратифицирован более чем в пятидесяти странах, включая Германию, Россию, Францию, Испанию, Англию, Болгарию, Турцию и др. В период с 2000 по 2005 г. отдел по молодежной политике Организации Объединенных Наций организовал пять молодежных конференций, посвященных ознакомлению с различными культурами международного сообщества.
В конференциях принимали участие школьники из Польши, Германии, Дании, России и Украины. Безусловно, такое внимание к толерантности не могло не повлиять и на отношение к ней в Российской Федерации. За период с октября 2007 г. по март 2008 г. только в стенах Философского факультета и факультета Журналистики было проведено шесть встреч, посвященных проблеме этнических конфликтов и их разрешению. Такое общественное внимание к толерантности обязало науку, в частности психологию, более подробно исследовать это понятие.
На Западе, откуда пришла к нам толерантность, сам этот термин используется не только в социальной сфере, но также в инженерии, медицине, биологии и биохимии и многих других сферах. Толерантность становится новой чертой личности, а степень ее выраженности – новой мерой описания человека. (Бриль М.С., 2008)
Начальный школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Позиция терпимости и доверия
– это основа для осуществления
выбора будущих поколений в пользу
мира, а не войны, мирного сосуществования
человечества, а не конфликтов. Укоренение
в школе духа толерантности, формирование
отношения к ней как к
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных [13, С. 55].
Цель исследования – изучение условий формирования толерантности у младших школьников
Объект исследования: воспитание
толерантности у младших
Предмет исследования: толерантность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения
2. Рассмотреть подходы к понятию толерантность в научной литературе.
3. Определить понятие
толерантности, механизмы ее
4. Выявить возрастные
особенности младших
5. Разработать педагогические
рекомендации по воспитанию
6. Выяснить роль формирования
толерантности у младших
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников); анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
Структура курсовой работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проблема формирования толерантности нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук.
Так в философии толерантность изучается как экзистенциальное состояние человека (С.Е.Вершинин, Ф.Лоссано и др.), как исток социальной активности (А.И.Титаренко, В.В.Лекторский, А.В.Шестопал и др.), как особое состояние духовной жизни (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский и др.).
В педагогике рассматриваются
приемы и средства ее воспитания у
детей как результат прямого
воздействия взрослого без
В психологии толерантность
исследуется как
Психологами и педагогами
разрабатываются программы
Проблему терпимости, воспитания
толерантности у детей в той
или иной степени затрагивали
в своих диссертационных
Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности посвящены исследования Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, Н.В. Бордовской, З.Н. Варбанец, И.А. Галицкой, Б.С. Гершунского, Ф.А.В. Дистервега, Н.И. Ильминского, П.Ф. Каптерева, П.И. Ковалевского, З.Ф. Мубиновой, А.А. Реана, В.Н. Сорока-Росинского, М. Уолцера, К.Д. Ушинского и др.; воспитание терпимости в контексте формирования культуры межнационального общения рассматривали А.Г. Абсалямова, Э.Г. Гарунов, З.Т. Гасанов, И.А. Дадов, В.А. Ким, В.П. Комаров, И.К. Шкьопу, З.К. Шнекендорф, Л.С. Ядрихинская и др.; технологические вопросы воспитания толерантности поднимали Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, Н.В. Мольденгауэр, Б. Риэрдон, В.А. Ситаров, И.З. Сковородкина, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов, Т.С. Таюрская, К. Фопель и др.
Государственная позиция в отношении
толерантности отражена в разработке
федеральной целевой программы
«Формирование установок
Рассмотрим подходы к понятию «толерантность».
Изучение семантики термина tolerantia позволило сделать вывод о наличии трех пересекающихся значений, которые составляют основу определений данного феномена. Это: устойчивость, терпимость, допуск, допустимое отклонение.
В своем широком смысле
слово «толерантность», означает терпимость
к чужим мнениям и поступкам,
способность относиться к ним
без раздражения. В этом смысле толерантность
является редкой чертой характера. Толерантный
человек уважает убеждения
Л.В.Байбородова, Н.Г.Капустин, М.И.Рожков определяют толерантность как реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения, основой которой является коммуникативная компетентность субъектов взаимодействия [25, С. 172-176].
Результатом всестороннего рассмотрения литературы стал вывод о том, что в настоящее время не существует общепризнанной классификации видов толерантности, поскольку не выделены единые основания для нее.
Можно систематизировать
существующие подходы к классификации
видов толерантности таким
1. По объекту: межличностная, социальная, национальная, веротерпимость.
2. По проявлению: как безразличие, как снисхождение, как расширение собственного опыта.
3. По внутренней мотивированности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная терпимость, позитивная терпимость.
4. По результатам: нравственно-конструктивная, нравственно-деструктивная.
5. По фактору устойчивости: внешняя толерантность, внутренняя толерантность.
Механизмы формирования толерантности
Рассмотрим механизмы формирования компонентов толерантности.
Под механизмом понимается
последовательность состояний, процессов,
свойств, обеспечивающих функционирование
более сложной системы, действие
чего-либо (Р.В.Габдреев, Е.И.Бойко, В.В.Никандров).
Разработкой психологических
Обобщив выделенные разными авторами механизмы формирования толерантности, самыми важными можно назвать следующие:
1.Принятие – включение
другого в индивидуальное
2. Идентификация – эмоционально-
3. Самоконтроль как
волевой механизм
4. Присвоение – это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта [2].
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
1) Толерантное сознание:
знание о наличии другого,
2) Толерантные чувства,
качества и свойства личности:
расположенность к другим, снисходительность,
терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм,
терпимость к различиям,
3) Толерантное поведение
как поведение на
В период младшего школьного
возраста у детей возникают
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте распадается на отношения «ребенок – близкий взрослый» и «ребенок – социальный взрослый». Главная ее особенность – с поступлением в школу ребенок впервые становится субъектом общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учебной (В.В. Давыдов, О.А.Карабанова, Д.Б.Эльконин, Г.А.Цукерман и др.) [35, С. 18].
Информация о работе Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников