Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Особенности подготовки преподавателя к учебным занятиям. В работе рассмотрена проблема подготовки преподавателя, составления всей необходимой документации. Особая роль в работе уделена составлению планирования урока.
Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложений. Рассмотрены характеристики основных компонентов системы.

Содержание

Содержание 4
Введение 4
1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям 7
1.1 Комплексно методическое обеспечение преподавателя 7
1.2 Формы обучения 10
1.3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине 14
1.4 Подготовка лабораторных и практических занятий 15
1.5 Современная дидактика 19
2. Пример проведения практического занятия 22
2.1 Практическое занятие по дисциплине «Автомобили» 22
2.2 Выполнение работы по теме «Детали КШМ и система питания двигателя внутреннего сгорания » 24
2.4 Критерий выставления оценок 25
2.5 План урока 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Грызунов.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.

Рассмотрим некоторые  из форм более подробно.

Урок - коллективная форма  обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки  занятий, жесткая регламентация  учебной работы над одним и  тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1 уроки-лекции (практически  - это монолог учителя на заданную  тему, хотя при известном мастерстве  учителя такие уроки приобретают  характер беседы);

2 лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3 уроки проверки и  оценки знаний (контрольные работы  и т.п.);

4 комбинированные уроки.  Такие уроки проводятся по  одной из схем:

- повторение пройденного  - воспроизведение учащимися ранее  пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

- освоение нового материала.  На этом этапе новый материал  излагается учителем, либо «добывается»  в процессе самостоятельной работы  учащихся с литературой.

- отработка навыков  и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

- выдача домашнего  задания [5, 224].

Факультативные занятия  как форма обучения были введены  в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки  реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма организации  обучения, при которой учебная  работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма  организации обучения, при которой  учебная работа характеризуется  отсутствием непосредственного  руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Особенности подготовки педагога к занятиям в среднем  специальном учебном заведении

Каждое занятие в  среднем специальном учебном  заведении должно вносить конкретный вклад в формирование профессионально  значимых качеств личности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития.

Особенности специальных  дисциплин, влияющих на содержание и  характер подготовки преподавателя  к занятиям:

1 в основе содержания  специальных дисциплин лежат  разнородные технические науки,  связанные с производством, с  техникой, а выпускающие дисциплины вообще интегрируют в себе все дисциплины специального и общетехнического циклов. Для подготовки и проведения занятия преподавателю недостаточно знать каждую дисциплину в объеме программы. Он должен следить за их развитием по множеству литературных источников. Чтобы обучать, преподавателю надо знать во много раз больше того, что он дает студентам на занятиях, ориентироваться в самых сложных вопросах технических наук, основы которых он преподает [8, 352].

Свободное владение содержанием учебной дисциплины позволяет преподавателю концентрировать свои усилия во время занятия на наблюдении за ходом познавательной деятельности студентов, дает возможность управлять их творческой деятельностью. Только в этом случае возможно овладение педагогическим мастерством;

2 преподаватель должен  не только владеть содержанием  специальных дисциплин, но и  уметь пробудить у студентов  интерес к овладению профессиональными  знаниями и навыками, оказывать  на них воспитательное и развивающее  воздействие. Для этого очень важно знать вопросы методологии данных дисциплин, историю и перспективы их развития, значение для интенсификации производства, повышения производительности труда и овладения профессиональным мастерством;

3 технические знания  тесно связаны с естественнонаучными (физикой, химией, математикой и др.) поскольку основу техники составляют материалы, сырье, процессы природы, ее законы. Открытия естественных наук дают "материал для построения технических объектов". Технические знания имеют интегративный характер, т.е. отражают в комплексе собственно технические, естественные и социальные аспекты. Это означает, что для подготовки занятия по специальной дисциплине преподавателю надо самому владеть в достаточном объеме знаниями по физике, химии, математике, а также по экономике, эстетике, философии и др.;

4 интегративный характер  технических знаний требует от  преподавателя умения в процессе  их формирования у студентов  опираться на знания, полученные  на занятиях по естественнонаучным  дисциплинам. Для этого преподавателю наряду с программой специальной дисциплины надо хорошо знать программы взаимосвязанных дисциплин;

5 практическая направленность  содержания инженерной дисциплины, связь с производственным обучением.  Учет этой особенности требует  от преподавателя хорошего знания практической стороны профессиональной подготовки квалифицированного специалиста;

6 нестабильность содержания  специальной дисциплины обусловлена  изменением требований к подготовке  специалистов, совершенствованием  техники, технологий, производственных процессов. В этой связи преподаватель должен уметь своевременно перестраивать содержание и методы обучения [3,20].

1.3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине

 

Специальные дисциплины - это основополагающие дисциплины специальности, именно на них происходит становление студента как будущего специалиста. По этой причине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей [4,56].

План занятия разрабатывается  на основе ранее составленного перспективно-тематического плана. В широком смысле - нужно готовиться не к конкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическая подготовка к тому или иному занятию, а система работы преподавателя, которая включает:

регулярные занятия  по преподаваемой дисциплине;

систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии, частной методики;

углубленное изучение путей  тесной связи теории и практики;

ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;

самовоспитание.

Преподаватель должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его невозможно внедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Он создается в процессе творческого труда.

Изученный “чужой” опыт можно использовать в качестве “строительного материала” в процессе создания своей  системы работы, своего опыта [9, 160].

Процесс разработки конкретного  занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности преподавателя по управлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия, преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако, такой подход к работе не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики. Поэтому преподавателю необходимо при разработке занятия пользоваться существующими методическими рекомендациями построения занятия по специальной дисциплине [21, 56].

Обязательно нужно учитывать  подготовленность студентов, наличие и состояние учебной, материальной и методической баз кабинета или лаборатории. Современное занятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки, передового педагогического опыта, с одной стороны, а с другой - элементы творческой, поисковой деятельности преподавателя. Хорошее занятие - результат многолетней творческой работы преподавателя по постоянному совершенствованию его структурных компонентов, содержания, организационных форм и методов развивающего обучения.

Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий -- подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку [16, 67].

Подготовка преподавателя  к новому учебному году включает подготовку учебного кабинета и разработку планирующей документации. Как правило, учебный кабинет подготавливают к новому учебному году по окончании предыдущего. Перед началом занятий проводят рабочее испытание всех технических средств обучения и контроля для определения их пригодности к эксплуатации, а также для восстановления умений и навыков их эксплуатации [10, 228].

1.4 Подготовка лабораторных и  практических занятий

 

Специфика планирования, подготовки и проведения лабораторных и практических занятий в среднем специальном учебном заведении (на примере проведения практических занятий по дисциплине «Автомобили»)

Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию  преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных  разделов, тем и носят обобщающий и закрепляющий характер. Они могут  проводиться не только в аудитории, но и за пределами учебного заведения (работа в лабораториях, измерения на местности). Для более наглядного и качественного обучения, в средних специальных учебных заведениях (или на их территориях) внедряются лаборатории и мастерские.

Общие требования к современному практическому занятию кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся  сознательными, глубокими и прочными  знаниями;

- формировать у учащихся  прочные навыки и умения, способствующие  подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее  развитие учащихся, развивать их  общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся  самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

- вырабатывать умения  самостоятельно учиться, приобретать  и углублять или пополнять  знания, работать с технической  и иной литературой, овладевать  навыками и умениями и творчески применять их на практике;

- формировать у учеников положительные  мотивы учебной деятельности, познавательный  интерес, желание учиться, потребность  в расширении и приобретении  знаний, положительное отношение  к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать  моральные качества, формировать  эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами  и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в лаборатории, надлежащих норм освещения. Следует  избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной  информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже