Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Особенности подготовки преподавателя к учебным занятиям. В работе рассмотрена проблема подготовки преподавателя, составления всей необходимой документации. Особая роль в работе уделена составлению планирования урока.
Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложений. Рассмотрены характеристики основных компонентов системы.

Содержание

Содержание 4
Введение 4
1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям 7
1.1 Комплексно методическое обеспечение преподавателя 7
1.2 Формы обучения 10
1.3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине 14
1.4 Подготовка лабораторных и практических занятий 15
1.5 Современная дидактика 19
2. Пример проведения практического занятия 22
2.1 Практическое занятие по дисциплине «Автомобили» 22
2.2 Выполнение работы по теме «Детали КШМ и система питания двигателя внутреннего сгорания » 24
2.4 Критерий выставления оценок 25
2.5 План урока 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Грызунов.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Для максимальной заинтересованности студентов необходимо усилить мотивационный  эффект при проведении практических занятий. Побудительным началом активной мыслительной и практической деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, станешь «крутым» профессионалом, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути[12, 456].

Рассмотрим условия способствующие развитию познавательного интереса у студентов технических специальностей:

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету  и к самому процессу умственного  труда способствует такая организация  обучения, при которой ученик  вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к  изучаемому предмету необходимо  понимание нужности, важности, целесообразности  изучения предмета в целом  и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у студента ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком легкий, ни слишком  трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным [20, 60].

При проведении лабораторно-практических работ важным является привлечение  возможно большего числа органов  чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже у подростков в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами). Именно поэтому новые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать в тетради.

Не следует забывать о психологической  атмосфере лабораторно-практического  занятия: необходимости поддержания  позитивной психологической атмосферы  урока, выбора демократического стиля  педагогического взаимодействия [19, 336].

При изучении каждой новой темы, необходимо проанализировать её специфику, и выбрать вид обучения, для лабораторно-практических работ по данной теме. Это связанно с тем, что, к сожалению, очень трудно добыть достаточно учебного материала, чтобы обеспечить 100% занятость студентами одними и теми же элементами изучаемой темы (Например, тяжело предоставить каждому студенту отдельный двигатель внутреннего сгорания) [6, 250].

1.5 Современная дидактика

В современной дидактике  организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные.

При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы (подгруппы), работающего над единой задачей. Данную форму можно использовать, когда количество элементов темы (например, карбюраторы) в лаборатории  достаточно, чтобы оснастить ими каждого. Преподаватель организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Результативность занятия повышается, если преподавателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность студентов. Однако фронтальная работа не учитывает их индивидуальных различий, она ориентирована на среднего ученика. Поэтому одни учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.

При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной  деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков.

К групповым формам относят  также парную работу учащихся. Деятельностью  учебных групп преподаватель  руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих  помощников -- звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Данная форма наиболее распространена на занятиях по «автомобилям», так как обеспечивает полную и соответствующую оснащению лаборатории занятость студентов. К тому же бригадная форма позволяет внедрить принцип всестороннего обучения, когда учащийся может изучать тему не только по учебнику и словам преподавателя, а и по опыту других студентов, с которыми он работает в бригаде.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного  контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки (например, точек смазки двигателя). Если преподаватель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму обучения называют индивидуально-групповой.

Рассмотренные организационные  формы обучения являются общими: они  применяются как самостоятельные  и как элемент лабораторно-практических, семинара и других занятий [14, 336].

Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку,

организация выполнения задания осуществляется классом и отдельными группами под руководством преподавателя,

действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика  и позволяет каждому лучше  проявить себя в общей деятельности,

есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

Коллективная работа помимо обучающего имеет еще и  стимулирующий эффект: позволяет  выделиться студентам, сделавшим один тип работ быстрее или качественнее чем другие, до него. Это стимулирует  его товарищей при повторении данной работы, работать более продуктивно [7,256].

 

2. Пример проведения практического занятия

2.1 Практическое занятие по дисциплине  «Автомобили»

 

Практические занятия  по дисциплине «Автомобили» проводятся в специализированной лаборатории. Особенностью данной лаборатории является достаточное оснащение инструментом и учебными макетами для изучения любой темы курса. Однако есть и недостатки: темы, в которых необходимо работать с крупными агрегатами, такими как подвеска автомобиля, двигатели, кузов автомобиля, не позволяют занять одновременно всех студентов находящихся в лаборатории по теме одного занятия. Поэтому такие темы наиболее рационально совмещать с темами близкими по теме, но не такими трудоемкими.

Рассмотрим, в качестве примера, планирование практического занятия по теме «Системы двигателя».

Проведение практического  занятия должно быть согласовано  по тематическому плану дисциплины, сразу после объяснения данной темы, или максимум через одну - две  темы (которые являются только лишь углублением данной). В лаборатории имеется два учебных макета двигателей внутреннего сгорания, на которых одновременно могут работать только 6 человек, при этом они займут около 50% всей площади лаборатории, и 65 - 70% всего слесарного инструмента. В среднем подгруппа состоит из 12 студентов. Это означает, что оставшихся необходимо распределить так, чтобы им досталась и полезная площадь лаборатории и инструмент с которым они могли бы работать.

Наиболее рационально  проводить практическое занятие  по данной теме, и одновременно по смежным темам: «Детали КШМ», которая позволяет занять трёх студентов, 30% площади учебной лаборатории и 10% инструмента, и «Система питания двигателя внутреннего сгорания», которая позволит занять еще трёх студентов, 15-20% полезной площади лаборатории и 15-20% инструмента [13, 300].

 

Эта тема - одна из самых  сложных в планировании учебного занятия. Проблема заключается в  том, что каждая из этих тем занимает различное время при выполнении. И самое сложное при проведении данного занятия - это соблюсти следующие условия:

студенты должны быть заняты в течение всего учебного занятия.

у каждого должен быть инструмент, и рабочее место.

студент должен быть знаком методом правильной работы с тем  макетом, на котором он работает.

студент должен четко  представлять себе правила техники безопасности при работе с данными агрегатами и деталями.

все студенты должны работать в одном ритме: начать и закончить  выполнение работы в одно и тоже время.

Данное занятие осложняется  еще и тем, что все эти темы различны по продолжительности выполнения.

Рассмотрим работу студентов  на этом занятии более подробно.

Для выполнения работы по теме «Системы двигателя» на каждом из двух ДВС работают по три человека. Здесь используется бригадная форма  обучения. Бригада - временная группа учащихся, различных по своим знаниям и способностям. Бригадир (назначается преподавателем) - отвечает за качество и организацию работы. Так как тема большая, и занимает 6 академических часов, то в роли бригадира успеет побывать каждый студент в подгруппе. Распределение внутри бригады осуществляется добровольно, при условии, что каждый студент хотя бы один раз выполнит все работы на макете ДВС (сборка, разборка, настройка).

Данная структура занятия  позволяет:

закрепить у студентов  сознательные, глубокие и прочные знания по теме;

сформировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие их будущему становлению как профессионала  в своей области;

повышать воспитательный эффект обучения на занятии, повышать личностную ответственность за выполняемую  работу, как свою, так и своей бригады;

осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие  и специальные особенности;

вырабатывать умения самостоятельно учиться на своих  ошибках и ошибках товарищей, приобретать и углублять или  пополнять практические знания и навыки;

формировать у студентов  положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение  к учению;

повысить личную заинтересованность у студентов в выполнении каждого вида работ, поскольку в качестве самостоятельной работы им необходимо сдать на проверку отчет о выполненной работе на ДВС (по форме тетради-отчета) .

2.2 Выполнение работы по теме  «Детали КШМ и система питания двигателя внутреннего сгорания »

 

Для выполнения работы по теме «Детали КШМ» каждому из трёх студентов, выполняющих данную работу, выделяется индивидуальное рабочее место, таким образом, чтобы не мешать другим, выполнять свою работу. Работы выполняются индивидуальным инструментом, данный вид работ это позволяет. Но тут есть особенность: Деталей в КШМ много, а работу необходимо уместить в два академических часа. Поэтому для выполнения данной работы выбирается две или три детали (например, поршневая группа или шатунная группа), которые в общей сложности по времени выполнения как раз уложатся в стандартную учебную пару. Особенностью этого задания является индивидуальное обучение учащихся. Оно не предполагает их непосредственного контакта с другими студентами. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы заданий. Каждый студент работает с минимальным количеством инструмента, поскольку данный вид работ не предполагает разнообразия технологической оснастки.

При выполнении этой работы, данная форма обучения позволяет:

студент осознает личную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку,

организация выполнения задания позволяет студенту проявить индивидуальные качества, повысить себя как профессионала в глазах своих сокурсников и преподавателя,

более подробно и тщательно  изучить структуру учебной темы, осмыслить и выработать навык  работы с объектом темы,

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже