Подростковая субкультура как фактор социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. Понятие подростковой субкультуры……………………………………….....5
2. Специфика формирования подростковой субкультуры……………..………6
3. Влияние подростковой субкультуры на социализацию личности…….…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 47.03 Кб (Скачать файл)

ПОДРОСТКОВАЯ  СУБКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1. Понятие подростковой субкультуры……………………………………….....5

2. Специфика формирования подростковой  субкультуры……………..………6

3. Влияние подростковой субкультуры  на социализацию личности…….…..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Перспективы развития культуры  определяются духовным потенциалом  молодого поколения. Общество, озабоченное  своим будущим, одной из важнейших  своих задач видит формирование  культуры личности ребенка.

Подростковый возраст - самый трудный  и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает  все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Представления о роли подростковой субкультуры в современной культуре противоречивы. Это связано с  отсутствием постановки вопроса  о теоретических основаниях подростковой субкультуры. Подростковая субкультура  имеет множество связей с культурой  взрослых. Очевидно, что невнимание к подростковой субкультуре, к состоянию  межличностных отношений оборачивается  как личностными проблемами, так  и дестабилизацией организационных  структур общества. Вопросы, возникающие  в подростковом возрасте и в подростковой субкультуре, касаются взаимодействия поколений.

Подростковая возрастная группа рассматривается  как особая субкультура современного общества, в которой выделяются ценностные предпочтения, склонности, своеобразный характер социализации, идентификации  в системе современной культуры. Глубокие изменения, происходящие в  обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе  образования, воспитания и социально-культурной деятельности. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять  функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Актуальность реферата обусловлена  тем, что в условиях трансформации  современного общества возник ряд сложных  социальных проблем: распад семей, рост количества неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост численности  беспризорных детей, преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, падение  нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальных учреждений и  широкой общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие подростковой субкультуры

 

Субкультура (от лат. sub — «подкультура») — совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп  людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве  «мы», отличного от «они» (остальных представителей  социума).

Подростковая субкультура — это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или  иначе выраженных признаков: специфический набор  ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой образования  той или иной субкультуры могут  быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные  группы внутри них, религиозные секты, объединения  сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные

группы и организации, объединения  по роду занятий [5. с. 23].

Мера оформленности субкультуры, в общем, и выраженность ее отдельных  признаков связаны с возрастом  и степенью экстремальности условий  жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей  той или иной  субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями  субкультуры (просоциальностью, ассоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода [10, с. 87].

Чем больше подросток, юноша соотносят  свои нормы с нормами референтной  группы, тем эффективнее влияет на них  возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации  личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей. Педагоги в ходе работы, так или иначе, сталкиваются с детской или подростковой юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростковой юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях [7].

Таким образом, одной из основных задач  общество считает формирование культуры личности ребёнка, т.к. подростковый возраст  самый трудный. Подростковая субкультура  тесно связана с культурой  взрослых, как правило, базируется для  разных слоёв населения. Её основной задачей является поиск и выработка  новых форм в поведении и общении  подростков.

 

 

2. Специфика  формирования подростковой субкультуры

 

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем  обстоятельством, что они стали  важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как  об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность [1, с. 4].

Понятия «субкультура», «подростковая  субкультура» введены в научный  оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются  как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. В социологии рассматривается социальная природа явления, его роль в социальном взаимодействии, институтах и отношениях (В. Т. Лисовский); в социальной психологии В. В. Занковым, В. Ю. Хотинцом активно  привлекается понятие «субкультуральная  подростковая психология». На современном  этапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультуры в контексте активно  развиваемых гендерных исследований А. В. Кирилиной, И. С. Клециной, Е. Ф. Лаховой, Т. А. Мельниковой и др [1, с. 6].

Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией  организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному  существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в  наличии специфических параметров сознания и поведения [1].

В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей  поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющей собой  самостоятельное целостное образование  в рамках доминирующей культуры. Субкультура  возникает как позитивная или  негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

В узком смысле, субкультура  – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной  самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности  групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих  традиций, артефактов (в виде элементов  моды, дизайна среды).

Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры  является возрастной принцип, поэтому  можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный  образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет  функции выбора и нахождения собственных  норм поведения и общения в  ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков считают, что на «уровне досуговой  самореализации подростковую субкультуру  отличают следующие черты:

- «западная» направленность  культурных потребностей и интересов.  Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными  стереотипами — образцами массовой  культуры, ориентированными на внедрение  «западного, американского образа  жизни» в его примитивном и  облегченном воспроизведении. Такое  направление культурных интересов  имеет более широкую сферу  приложения: художественные образы  экстраполируются на уровне группового  и индивидуального поведения  подростков и проявляются в  таких чертах социального поведения,  как прагматизм, жесткость, стремление  любыми средствами к материальному  благополучию;

- приоритет потребительских  ориентаций над креативными. Потребление  в рамках художественной культуры  превышает креативные установки  в социокультурной деятельности, что косвенно обусловлено и  самим потоком преобладающей  культурной информации, способствующей  фоновому восприятию и поверхностному  закреплению ее в сознании. Творческая  самореализация, как правило, отсутствует;

- слабая индивидуализированность  и избирательность культуры. Выбор  тех или иных культурных ценностей  чаще всего связан с групповыми  стереотипами достаточно жесткого  характера, а также с престижной  иерархией ценностей в группе  общения» [4].

Но западные образцы субкультурных  стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены  в соответствии с особенностями  российской цивилизации и ментальности.

Особенность отечественных  подростковых субкультур состоит в  том, что большинство из них ориентировано  либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Хотя на современном этапе появляются различные молодежные клубы социальных инициатив [1].

Подростковый возраст  отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения  в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение  некоторых норм), девиантное (нарушение  порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток  не видит возможности реализовать  свои интересы и ожидания.

В начале подросткового возраста у  ребенка появляется и усиливается  стремление быть похожим на старших  детей и взрослых, причем такое  желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток, иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с  взрослым человеком. В то же время  он еще далеко не во всем отвечает требованиям  взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств  у старших людей, подросток часто  некритически подражает им. Собственное  стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и  сами взрослые начинают относиться к  подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем  с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем  младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено  участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники  не допускаются. Этим подтверждается более  равноправное и независимое положение  подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление  о себе как о человеке, переставшем  быть ребенком, перешагнувшем за порог  детства. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам  взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит  в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом  в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы  отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны  подростков могут стать их более  старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Информация о работе Подростковая субкультура как фактор социализации личности