Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:48, реферат
Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания,— вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной.
Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Хотя сами студенты (особенно студенты первых курсов) не проявляют должного внимания учебному процессу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАНИЯ…………………………………………..4
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА…………………………………9
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ……………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….30
1) указание целей управления;
2) установление исходного состояния управляемого процесса;
3) определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;
4) обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, то есть обеспечение систематической обратной связи;
5) обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.
Данная модель предполагает разработку двух видов программ управления обучением: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа управления составляется до начала функционирования системы управления. При ее разработке учитывается исходное состояние управляемого процесса и его качественно – своеобразные переходные состояния (в случае обучения – основные этапы процесса усвоения). Программа регулирования (корректирования) вырабатывается по ходу процесса управления (обучения) на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.
Современные исследователи уделяют внимание способам реализации принятых видов и моделей управления познавательной деятельностью. Так, Е. Л. Адонина считает, что управление познавательной деятельностью в вузе должно способствовать формированию умения добывать новые знания и использовать их для решения теоретических и практических задач. При построении познавательной деятельности в вузе следует полностью отказаться от ориентации на передачу абстрактных знаний как главную цель профессиональной подготовки. Формирование активной творческой личности специалиста предлагается достичь перемещением акцента с передачи информации на усвоение студентами способов деятельности (в первую очередь, познавательной, но также и научной, организаторской и других). Таким образом, можно считать обучение в вузе – организацией познавательной деятельности студентов, а различные формы, в которых проходит обучение – средствами организации и управления познавательной деятельностью студентов.
Управляя познавательной деятельностью студентов, нужно, прежде всего, позаботиться о создании условий для внутренней мотивации их действий, направленных на формирование необходимых профессиональных компетенций, а также новых познавательных потребностей и ценностей. Здесь присутствует мысль о том, что личность в момент познания должна быть в принципе свободной от тотального давления. То есть управление должно быть максимально гибким и незаметным, естественным.
Исходя из вышеизложенного, под управлением познавательной деятельностью студентов будем понимать деятельность, связанную с планированием и организацией образовательной траектории, а также координацией, контролем и коррекцией процесса ее преодоления и направленную на достижение целей обучения в вузе с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
На каждом этапе управления познавательной деятельностью студентов необходимо применять те средства и способы, которые помогут сделать его более эффективным.
В трактовке понятия эффективного управления познавательной деятельностью исследователи придерживаются, в основном, двух позиций. Первая позиция предлагает оценивать эффективность управления в сравнении достигнутого и прогнозируемого результатов (А. К. Маркова). Вторая позиция рассматривает эффективность управления в зависимости от вида и количества затраченных ресурсов (В. Я. Ляудис). Безусловно, что эти две позиции связаны с достижением определенных целей, то есть конечных результатов и учитывают при этом разные аспекты.
Будем считать управление познавательной деятельностью студентов эффективным, если будет установлено, что оно способствовало более успешному решению познавательных задач и, в конечном итоге, более успешному обучению. В свою очередь, успешным будем считать обучение, при котором повышается мотивация, познавательная активность, самостоятельность и, наконец, сама успеваемость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российское образование вошло в четвертое столетие своей славной истории, богатой замечательными традициями и выдающимися свершениями. В условиях современности система высшего образования должна быть чрезвычайно гибкой, динамичной, способной адекватно реагировать на быстро изменяющуюся конъюнктуру рынка интеллектуального труда. Сегодня специалист должен готовиться в вузе к выполнению творческих задач в широкой предметной области, умению в весьма сжатые сроки доучиваться и адаптироваться к выполнению специфических функций в конкретной области или отрасли в условиях расширения информационного поля, становления инновационных технологий, кардинального изменения социальных условий труда.
Информационные интеллектуальные технологии, накопленные информационные ресурсы в виде баз данных и знаний, информационно- логических моделей, огромные вычислительные мощности и средства глобального телекоммуникационного общения создают основу для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, требуют высокого уровня информационной культуры педагогического корпуса. Высшие учебные заведения должны создавать и расширять сферу внедрения и массового освоения всех прогрессивных информационно- технических достижений за счет хорошо отлаженной, эффективно функционирующей и открытой для инноваций информационно- образовательной среды.
Декомпозиция познавательной деятельности позволяет утверждать, что новая перспективная ценностно-смысловая характеристика образования в вузе должна выражаться в формировании такой информационно-образовательной среды, в которой наиболее полно реализуются задачи познавательной деятельности обучаемого и вместе с тем во всем многообразии раскрываются возможности для профессионального становления будущих специалистов в свободной реализации творческих возможностей развивающейся личности в соответствии с технологическими достижениями, расширением информационного пространства, превращением его в активный фактор познания, в подлинный инструмент созидания и творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксянов, И. М. Методические подходы к информационной подготовке специалистов системы среднего профессионального образования (на примере системы повышения квалификации) :дисс. к.п.н./ И. М. Аксянов. - М.:ИИО РАО, 2005. - 176 с.
2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект: монография / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. – М. :РИЦ "Альфа", 2002. – 168 с.
3. Атанасян, С. Л. Методология разработки и использования информационной образовательной среды при подготовке студентов вуза: монография / С. Л. Атанасян. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 152 с.
4. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1997. - 204 с.
6. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
7.Башмаков М.И. ,Поздняков С.Н.,Резник Н.А. Информационная среда обучения: монография/М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. - СПб.: Изд-во "Свет", 1997. - 400с.
8. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
9. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. - М.:Педагогика, 1990. - 144 с.
10. Викулина М. А. Личностно-ориентированный
11. Выготский Л. С. Педагогика и психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 225 с.
13. Газиев Э. Г. Управление учебной деятельностью школьников: теоретико-экспериментальное исследование / Э. Г. Газиев. - Ташкент: ФАН, 1986. - 68 с.
14.Демидова Н.И. Исследование подходов к категории «образовательная среда» в истории психолого-педагогической мысли / Н. И. Демидова //Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №5. – с. 76-82.
15. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании / Н. Ф. Ефремова. – М.: ИЦПКПС, 2010. – 228 с.
16. Жарова Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л. В. Жарова. - СПб.:Нева, 2002. - 114 с.
17. Загвязинский В.И.Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособ. для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001. - 192 с.
18. Зайцева Ж. Н. Открытое образование: предпосылки, проблемы и тенденции развития / Ж. Н. Зайцева [и др.] / под ред. В. П. Тихомирова. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 178 с.
19. Ильченко О. А. Организационно-педагогические
20. Карякин Ю. В. Педагогические технологии и технологии учебного процесса. Логический анализ понятий / Ю. В. Карякин, О. С. Гуляева // Школьные технологии. — 2005 .— N 5 .— С. 50-51.
21. Лагунова М.В. ,Густов П. В. Повышение уровня информационной культуры специалистов в условиях дополнительного информационного образования: монография/М. В. Лагунова, П. В. Густов. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006. - 228 с.
Информация о работе Познавательная деятельность студентов в процессе обучения в вузе