Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 05:51, реферат
Введение
Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:
Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
Введение 3
Развитие восприятия в раннем возрасте 4
Развитие мышления в раннем возрасте 7
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет 9
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 12
Развитие речи в развитии мышления ребенка 14
Заключение 15
Список литературы 16
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПЦК Психолого-педагогических дисциплин
Познавательное развитие ребенка.
Реферат
По дисциплине «Педагогика»
Выполнила:
Ермакова Василина Васильевна
Специальность:050704
Дошкольное образование
Курс 3, группа431
Форма обучения: очная
Руководитель:
Тимофеева Наталья Вениаминовна
Хабаровск
2012
Содержание:
Введение 3
Развитие восприятия в раннем возрасте 4
Развитие мышления в раннем возрасте 7
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет 9
Развитие обобщений в
Развитие речи в развитии мышления ребенка 14
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:
Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах– систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Вторым компонентом познания
является отношение человека к информации.
Неразрывность и
У маленьких детей наблюдается
обратная картина. Для них, как правило,
отношение– первично, а информация
вторична. Иными словами, они всегда готовы
познавать то, к чему хорошо относятся,
и не хотят даже слышать о том, к чему относятся
плохо, отрицательно. Эта особенность
детей широко используется педагогами
в работе для того, чтобы гарантировать
эффективное усвоение детьми определенной
информации. Для этого мы сначала создаем
у детей положительное отношение к тем
сведениям, которые хотим им передать,
атмосферу общей привлекательности, являющейся
фундаментом, на который легко накладываются
знания.
Развитие восприятие в раннем возрасте
Среди всех психических процессов
главная роль в раннем возрасте принадлежит
восприятию. Поведение и сознание
детей этого возраста целиком
определяется восприятием. Так, память
в раннем возрасте существует в форме
узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов.
Мышление ребенка до 3 лет носит
преимущественно
Эти действия должны регулироваться
и направляться тем результатом,
который нужно получить – готовую
пирамидку. Но ребенок еще не может
представить готовый результат
и подчинять ему свои действия.
Для этого необходима помощь взрослого,
своего рода обучение. Соотносящие
действия могут выполняться разными
способами, в зависимости от того,
как учит взрослый. Если ребенок
подражает взрослому, он может получить
результат только в присутствии
и при непосредственном показе взрослого.
Поэтому важно, чтобы ребенок
научился сам выделять нужные свойства
предметов, чтобы он сам подбирал
и соединял части в необходимом
порядке. Первоначально малыш может
выполнять эти действия только через
практические пробы, потому что он не
умеет зрительно сравнивать величину
и форму предметов. Например, прикладывая
нижнюю половинку матрешки к верхней,
он обнаруживает, что она не подходит,
и начинает пробовать другую. Иногда
он пытается добиться результата силой
– втиснуть неподходящие части, но
вскоре убеждается в несостоятельности
этих попыток и переходит к
примериванию и опробованию разных
частей, пока не найдет нужную деталь (автодидактические
или самообучающие игрушки). С
помощью внешних
От внешних ориентировочных
действий малыш переходит к зрительному
соотнесению свойств предметов.
Формируется новый тип
В 2-2,5 года для ребенка становится
доступным зрительный подбор по образцу,
когда из двух предметов разной формы
или величины он может по просьбе
взрослого подобрать такой
Восприятие в раннем возрасте тесно
связано с предметными
На третьем году жизни появляются
постоянные образцы для сравнения
– это хорошо знакомые ребенку
предметы, имеющие ярко выраженную
форму. Такими образцами могут быть
не только реально воспринимаемые предметы,
но и представления о них (треугольные
предметы – «как домик», круглые
предметы - «как мячик»). Все это говорит
о том, что у ребенка уже
существуют представления о свойствах
вещей и эти представления
закреплены за конкретными предметами.
Формирование представлений о свойствах
предметов зависит от того, в какой
мере ребенок в своих предметных
действиях овладевает зрительной ориентировкой.
Для обогащения ребенка о свойствах
предметов необходимо, чтобы он знакомился
с разнообразными характеристиками
и признаками вещей в конкретных
практических действиях. Богатая и
разнообразная сенсорная среда,
с которой малыш активно
Развитие мышления в раннем возрасте
Уже к началу раннего возраста
у ребенка есть отдельные действия,
которые можно считать
Сначала установление таких связей
происходит путем практических проб.
Он пробует разные способы открывания
коробочки, доставания привлекательной
игрушки или получения новых
впечатлений и в результате своих
проб случайно получает эффект. Например,
невзначай нажав на соску от бутылочки
с водой, он обнаруживает брызжущую
струю и.др. Мышление ребенка, которое
осуществляется в форме внешних
ориентировочных действий, называют
наглядно-действенным. Именно эта форма
мышления характерна для детей раннего
возраста. Малыши активно используют
наглядно-действенное мышление для
обнаружения и открытия самых
разнообразных связей вещей и
явлений окружающего их предметного
мира. Внешние, практические, ориентировочные
действия служат основой и исходным
пунктом для формирования всех форм
мышления. Настойчивое воспроизведение
одних и тех же простых действий
и получение ожидаемого эффекта
(открывание и закрывание коробочек,
извлечение звуков из звучащих игрушек
и пр.) дают малышу чрезвычайно важный
чувственный опыт, который ложится
в основу более сложных внутренних
форм мышления. Конечно, это опыт неотрефлексирован,
не осознан, он пока полностью включен
в ткань непосредственного, конкретного
действия, но важно, что предметы выступают
здесь не со стороны своих практически-
Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок манипулирует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образцами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более сложные малыш решить не может, или решает их в наглядно-действенном плане.