Познавательное развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 05:51, реферат

Краткое описание

Введение
Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:
Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Содержание

Введение 3
Развитие восприятия в раннем возрасте 4
Развитие мышления в раннем возрасте 7
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет 9
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 12
Развитие речи в развитии мышления ребенка 14
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное  образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования

«ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

ПЦК Психолого-педагогических дисциплин

 

 

Познавательное развитие ребенка.

Реферат

По дисциплине «Педагогика»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ермакова Василина Васильевна

   Специальность:050704

Дошкольное образование

Курс 3, группа431

Форма обучения: очная

 

Руководитель:

Тимофеева Наталья Вениаминовна

 

Хабаровск

    2012

 

Содержание:

Введение            3

Развитие восприятия в  раннем возрасте       4

Развитие мышления в раннем возрасте       7

Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет      9

Развитие обобщений в предметных действиях ребенка  12

Развитие речи в развитии мышления ребенка    14

Заключение         15

Список литературы        16    

 

 

Введение

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как  минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных  между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:

Что интересует ребенка, что  он выбирает из окружающего мира для  своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок  информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах–   систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность  компонентов познания очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит  ли он телевизор, слушает ли он научный  доклад или просто идет по улице, все  время получает, соприкасается с  какой-либо информацией в том  или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем  сведениям, фактам и событиям, которые  он постиг. Книга понравилась или  нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т. д. Иными  словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в  душе определенный чувственный, эмоциональный  след, который мы называем “отношением”. Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: “Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее? ”

У маленьких детей наблюдается  обратная картина. Для них, как правило, отношение– первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания. 

 

 

Развитие восприятие в  раннем возрасте

 
Среди всех психических процессов  главная роль в раннем возрасте принадлежит  восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком  определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме  узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит  преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает  связи между воспринимаемыми  предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в  поле его восприятия. Все переживания  ребенка также сосредоточены  на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л.С. Выготского, «… все функции  этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью  восприятия… ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция  восприятия». Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы, и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и познает различные предметы. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, но это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета, т.к. цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавания. Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами – нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов – не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается их расположить в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве (например, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине и т.д.).

Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить – готовую  пирамидку. Но ребенок еще не может  представить готовый результат  и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие  действия могут выполняться разными  способами, в зависимости от того, как учит взрослый. Если ребенок  подражает взрослому, он может получить результат только в присутствии  и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок  научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в необходимом  порядке. Первоначально малыш может  выполнять эти действия только через  практические пробы, потому что он не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая  нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой  – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности  этих попыток и переходит к  примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужную деталь (автодидактические  или самообучающие игрушки). С  помощью внешних ориентировочных  действий ребенок рано или поздно получает нужный результат.

От внешних ориентировочных  действий малыш переходит к зрительному  соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного  восприятия, когда свойства одного предмета превращается в образец, мерку  для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки  становится меркой для остальных. Эта  способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке – он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов разной формы  или величины он может по просьбе  взрослого подобрать такой образец. Зрительный выбор по образцу –  гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или  примеривание. Дети сначала выбирают предметы одинаковые по форме, потом  по величине и лишь потом – по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально  для тех свойств, которые непосредственно  задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся  на другие, менее существенные свойства. Дети раннего возраста не в состоянии  правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько  предметов или если предметы имеют  сложную форму и состоят из многих частей.

Восприятие в раннем возрасте тесно  связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно  определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным. Ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Например, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения  – это хорошо знакомые ребенку  предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них (треугольные  предметы – «как домик», круглые  предметы - «как мячик»). Все это говорит  о том, что у ребенка уже  существуют представления о свойствах  вещей и эти представления  закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах  предметов зависит от того, в какой  мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения ребенка о свойствах  предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и  разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления  внутреннего плана действия и  умственного развития.

 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мышления в  раннем возрасте

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых  ребенок обнаруживает связь между  отдельными предметами или явлениями - например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка  уже привязана к веревочке). В  раннем возрасте он уже связывает  между собой предметы, которые  объективно и зрительно разъединены, - он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие  и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной  работы мышления – взрослые дают образцы  нужных действий и показывают способы  использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться  не просто на отдельные вещи, но на связь  между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном  решении практических задач. Переход  от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в раз  витии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной  игрушки или получения новых  впечатлений и в результате своих  проб случайно получает эффект. Например, невзначай нажав на соску от бутылочки  с водой, он обнаруживает брызжущую  струю и.др. Мышление ребенка, которое  осуществляется в форме внешних  ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма  мышления характерна для детей раннего  возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для  обнаружения и открытия самых  разнообразных связей вещей и  явлений окружающего их предметного  мира. Внешние, практические, ориентировочные  действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение  одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек  и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится  в основу более сложных внутренних форм мышления. Конечно, это опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен  в ткань непосредственного, конкретного  действия, но важно, что предметы выступают  здесь не со стороны своих практически-потребительских  функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые  открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции –  интерес, любопытство, удивление, радость  открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько  в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной  вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Повторение и воспроизведение  исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже  в пределах раннего возраста у  ребенка появляются действия, которые  он совершает в уме, без внешних  проб. Например, употребив палку  для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок  догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки  лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего  действия, где ребенок манипулирует не с реальными предметами, а с  их образами, представлениями о предметах  и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с  образцами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения  задач. Задачи более сложные малыш  решить не может, или решает их в  наглядно-действенном плане.

Информация о работе Познавательное развитие ребенка